Увидеть Приэльбрусье в лучшем виде. Мой опыт как съездить правильно вопреки местному сервису

Мы с вами ждем когда закончится зима и планируем летние путешествия. Нас ждет Кавказ и Приэльбрусье, но, «знаешь Петька, есть нюанс». Я смотрел как обламываются мечты туристов красиво сфоткаться, упускается эмоциональное явление, которое мы с восторгом зовем «это раз…б!». Сам же я делал все иначе. Решил рассказать вам как, и запостить пруф-картинки.

Увидеть Приэльбрусье в лучшем виде. Мой опыт как съездить правильно вопреки местному сервису

Дисклеймер. Моя вторая работа после айти - в приключенческом и экспедиционном туризме, который люблю: разведываю и проектирую маршруты под время, задачу и эмоции. Консультирую экспедиционеров и съемочные команды блогеров за деньги, продаю свою книгу “Как путешествовать по РФ на авто”. В портфолио у меня многомесячные путешествия в Магадан, по всей России, в Азию, Турцию и т.д. Но я не делаю экскурсии, не вожу туры и не планирую это начинать. Поэтому тут наблюдение с того берега, где не индустрия, а туристы - накидываю без всякого личного интереса.

Приэльбрусье прекрасно. “Самая красивая дорога России” из Кисловодска в Джилы-Су — действительно хороша. Бермамыт, Канжол, Эммануэль и другие названия на слуху стоят того чтоб съездить.

Вы конечно все эти места видели на картинках, но посмотрите еще раз!

Дорога в Джилы-су, та самая
Дорога в Джилы-су, та самая
Бесконечные плато Приэльбрусья
Бесконечные плато Приэльбрусья

Экскурсии начинаются утром в Кисловодске, Пятигорске и других точках. Вас рассаживают в машины. Они разные — от свеженьких внедорожников до двадцатилетних микриков-убоин. Включается музыка, машины отправляются в путь. Почему-то особенно популярны треки Filatov & Karas, а однажды я совсем удивился: прикольный “новый трек из тик-тока” оказался ремиксом старой советской певицы Татьяны Булановой, под который танцевали медляки мои родители (мне сейчас 38).

Днем вы окажетесь в главной точке поездки. Хорошей практикой стало угощение гостей чаем и кофе. Представьте, вы с чашкой капуча здесь!

Плато Канжол
Плато Канжол

Или здесь.

Увидеть Приэльбрусье в лучшем виде. Мой опыт как съездить правильно вопреки местному сервису

Говорят у всего хорошего наступает конец. Вы усаживаетесь и едете обратно в отель к ужину и бару.

Все круто, казалось бы. Но нет.

На стандартное описание и программу экскурсий по Приэльбрусью покупаются только те, кто без понятия вообще, как устроены горы.

Почти все виды из этого поста на обычной экскурсии — не увидеть.

У фотографов есть термин “режимный свет”. Если коротко — это означает что больше всего горы трогают за сердечко в строго определенное время. Вы знаете про фотогеничность рассветов и закатов — вот это оно.

Увидеть Приэльбрусье в лучшем виде. Мой опыт как съездить правильно вопреки местному сервису

А в горах есть штуки и поинтереснее! Альпеновое свечение (alpenglow) , например — когда вершина горы загорается в восходящем или заходящем солнце. Накаты облаков к вашим ногам, как будто вы стоите на берегу бескрайнего облачного океана. Тень горы, которая не продолжение Шантарама (мне не зашло) , а натурально длинная тень километров так на тридцать, которую видно целиком.

Alpenglow как оно есть
Alpenglow как оно есть
Облака под ногами. Над облаками для композиции размещена девушка, а под облаками - город Тырныауз
Облака под ногами. Над облаками для композиции размещена девушка, а под облаками - город Тырныауз

Хотя элемент случайности в таких явлениях максимальный, нужное время и нужное место для них хорошо известны местным людям. Но! В большинстве поездок они не просто не учитываются, а явно игнорируются.

Нет смысла приезжать в горы на обед, как это делают в Приэльбрусье. И тем более нельзя уезжать за час до заката.

Я больше скажу. Даже если к закатном времени накатывают облака, противная дымка — ни в коем случае нельзя уезжать до темноты. У фотографов есть еще одно слово — “светануло”. Оно максимально передает ту внезапную смену обстановки на небе, которая бывает.

И еще это «светануло» — про то, что происходит на душе, когда вы никуда не спешили, расслабленно ждали и дождались.

Так случилось в тот вечер на плато Канжол. Облака из своих облачных полос незаметно для зрителя собрались в птицу. Невероятных размеров жар-птицу, на пол-неба.

Увидеть Приэльбрусье в лучшем виде. Мой опыт как съездить правильно вопреки местному сервису

Жар-птица, мифологический Феникс с огненным хвостом. Воплощение возвращения к жизни и вечной молодости. Старый-старый трек Forever Young звучит в голове. Он как этот феникс, оригиналу песни на самом деле лет как мне. Он как феникс дважды, трижды и т. д., столько раз его перепели.

И вот я стою у обрыва на этом светопредставлении, камера не тащит и десятой доли вида вокруг, но мне совершенно пофиг. Я вижу, слышу и живу вот это все. Ничего и никого лишнего, весь этот эпический концерт размером с Эльбрус — для меня. Это круче чем вечная молодость, ребята, нафиг она вообще нужна.

Увидеть Приэльбрусье в лучшем виде. Мой опыт как съездить правильно вопреки местному сервису

За час до этого кадра рядом были три или четыре экскурсии. Знаете что они сделали на старте заката? Они собрали туристов и уехали.

Все они видели что будет на небе, и все пропустили.

А мы просидели в первых рядах шоу до темноты и решили вообще никуда не ехать. Развернули лагерь и заночевали.

Увидеть Приэльбрусье в лучшем виде. Мой опыт как съездить правильно вопреки местному сервису

Чтобы утром встретить рассвет.

На этом фото для композиции установлен автор
На этом фото для композиции установлен автор

И подивиться туристическому сервису снова.

Еще ночью я покрутил карту с отметками высот, и приметил вершину Западный Канжол. Она стоит немного в стороне от маршрута экскурсий, которые везут людей к декоративной скамейке для инстафоток. Туда, как я заметил по огонькам, привезли фотографов. Они толкались локтями и большими треногами штативов.

Место со скамейкой и правда хорошее. Панорама Приэльбрусья видна на 180 градусов.

А у нас на вершине панорама с рассветом была в два раза шире — круговая! И мы были на точке вообще одни.

Отличие нашей точки от экскурсантской было небольшим — там неудобно парковаться, и нужно пройти в горку полчаса с набором метров 200 высоты. Все остальное не хуже, а намного лучше. Однако ж.

Итак. Как не обломаться на Кавказе и в Приэльбрусье и увидеть максимум?

Чрезвычайно наглый верблюд на Бермамыте обучен отжимать у туристов печенье
Чрезвычайно наглый верблюд на Бермамыте обучен отжимать у туристов печенье

Если вы вынуждены пользоваться экскурсиями, то скорректируйте по возможности базовую программу до правильной.

  • узнайте какие точки из программы «утренние», а какие «вечерние». Попросите построить маршрут так, чтобы днем ездить, а утром и вечером в нужных местах стоять подольше
  • утепляйтесь. Утром и вечером в горах бывает холодно. Этим, кстати, часто мотивируют дневные поездки. Ок, так теплее, зато солнце выжигает глаза и камеру телефона, на фотках черт знает что, на коже ожоги от ультрафиолета
  • договоритесь с гидом что будет норм ездить в ночь или возвращаться поздно вечером. Гиды часто утверждают что ездить ночью опасаются. Доля здравости в этом есть, но в хорошую погоду нет большой проблемы проехать в темноте на надежной машине по дорогам, которые они знают каждый день
  • доплатите гиду за то, чтобы никуда вообще не спешить когда приедете — осмотритесь, и договоритесь что вы сможете сходить на окрестные пригорки повыше. Фонарик только берите с собой вечером, пожалуйста

Ну а если у вас есть машина, то наступает моя пропаганда, любимое хобби которое стало работой. Я всем советую — ездите по Приэльбрусью сами.

При каких-то навыках вождения и в хорошую сухую погоду все ключевые места доступны на полноприводном кроссовере. Иногда будет удобнее приезжать и ночевать в горах и на плато, чем ездить ночью или с очень большими перегонами. Ок, минимальный кемпинговый набор с собой и небольшие приготовления к сну на высоте, тогда и это получится.

Увидеть Приэльбрусье в лучшем виде. Мой опыт как съездить правильно вопреки местному сервису

О том как собираться в путешествия когда у вас есть машина и мечты, как ездить и быть счастливыми, я написал книгу “Как путешествовать по России на автомобиле”. Там про подходящие машины, снаряжение, ночевки и дороги, места, очень много про безопасность в путешествиях и как быть когда наступают приключения. Прочитаете и поедете в Приэльбрусье как красавчики.

Что имею посоветовать тем, кто поедет в Приэльбрусье, но еще не накатал опыта горного вождения:

  • не ездите в туман и в темноте по горным дорогам, если это не асфальт. Это местные знают дорогу на ощупь. Им должно быть норм, вам будет темно. Штатных фар никогда не хватает для безопасной езды, если вы не знаете дорогу. Дело не в их мощности, а в низком расположении. Привет спуску на поляну Эммануэля, где я перепутал в ночи автомобильную дорогу с оползнем и коровьей тропой
  • не ездите с пустым баком
  • планируйте приезд на нужные точки сильно заранее — навигатор в горах часто врет в большую сторону, плюс вы стопудово будете останавливаться по пути потому что везде красиво
  • вообще, имейте в виду что навигаторы часто плутают в горах и уводят на козлячьи тропы, где даже внедорожнику будет тяжело
  • еще имейте в виду что в Приэльбрусье сейчас многое меняется, и многие маршруты из постов других людей могут быть недоступны — там шлагбаумы, территории нацпарка и частные территории. Каждый сезон нужно уточнять. Привет Тырнаузскому какому-то там комбинату по пути на Шаукам
  • снег выпадает в сентябре, и на высоте 1500+ делает это очень внезапно. Привет плато Бермамыт. Дороги по снегу безопасно проходимы только на внедорожнике с опытным водителем
  • весной наоборот — снежные переметы в тени тают поздно, в мае еще лежат. Может уже зеленеть трава, а на дороге лежать сугроб метров 20 длиной, который вам в одни руки не раскидать быстро
  • когда заезжаете куда-то, где плохая дорога — сходите пешком посмотрите как будете выезжать. Особенно если заезжаете вниз, а назад нужно вверх. Привет спуску с Канжола в Джилы-су и снова Бермамыту

Расскажите как вы ездили в Приэльбрусье, что видели, как все прошло?

99
Начать дискуссию