Типовой уровень проблем и запросов на стратегических сессиях и вопросы для самодиагностики

Один из ТОП вопросов страт-сессии - А как нам вырасти и побыстрее? Звучать может иначе, но суть сводится именно к этому.

Типовой уровень проблем и запросов на стратегических сессиях и вопросы для самодиагностики

Я Владимир Афанасьев, основатель Школы Программирования для Детей #АйДаКодить (codims.ru), и Системного Интегратора ICE Partners (icepartners.ru). Работаю с крупными и средними компаниями, как консультант по инновациям, цифровизации и развитию продуктового подхода. Эксперт ФРИИ и трекер МТS Startup Hub. Люблю триатлон, авиацию и продажи через ценность. Пишу про свой опыт в телеграмм-канале «Вроде работает, но надо тестить».

Есть правило, чтобы начать куда-то двигаться нужно понять исходную точку. При этом на уровне проведения стратегических сессий собственник или управляющая команда, часто не могут корректно идентифицировать свое местоположение в мире и пространстве. Это нормально, находясь внутри системы и живя по ее законам очень сложны выглянуть за забор и признать что мир не такой ограниченный как иногда кажется.

Кстати. у нас на сайте вы можете узнать подробнее про наш метод подготовки и проведение стратегической сессии и заказать услугу

В некоторых бизнес школах, рисуют вот такую схему. Много для чего ее можно использовать, я предлагаю применить для первичной самодиагностики.

Типовой уровень проблем и запросов на стратегических сессиях и вопросы для самодиагностики

Сначала немного комментариев по самой схеме.

Читать нужно снизу вверх, цифры и их порядок значения не имеют, это просто удобные маркеры. Понятия и определения введены относительно именно этой схемы и в другом контексте значить иное, это нормально. Определения стадий и ролей также могут отличаться от привычных.

Самая примитивная форма - БИЗНЕС, там есть Руководитель (1), есть персонал. Руководитель на начальной стадии может сочетать в себе множество ролей (я бы даже сказал иногда - бесконечное множество).

Боль и запрос на рост может звучать как:

  • Мне бы выйти из операционки
  • Все вокруг мудаки
  • Нам надо наладить маркетинг/продажи

Организации на этом уровне часто застревают на одном продукте или услуге и сложно идут в изменения. Мы еще называем это БИЗНЕС из 90х. Рынок поделен, кончился или сильно трансформировался, а они нет!

Пример БИЗНЕСА - локальная компания по разработке ПО .

Чтобы расшить это ограничение и перейти в стадию КОМПАНИЯ должно появиться 2 дополнительных роли:

  • Организатор (2) - отвечает за бизнес процессы, идеи, смыслы
  • Реусрсодежатель (3) - материальные и не материальные ценности, хранит, учитывает, знает где и что лежит.

По сути возникновение уже этих двух ролей сильно разгрузит Руководителя (1). И есть шанс идеально наладить схему работу с существующим портфелем продуктов и услуг. Возможно стать лидером сегмента.

Но в такой форме Организация по прежнему минимально толерантна к внешним изменениям, то есть к тому чем управлять невозможно.

Запрос в этой стадии:

  • Куда нам дальше расти?

Добавляем роль Предпринимателя (4) - это генератор идей и драйвер изменений.

Как мы можем изменить продукт чтобы лучше соответствовать рынку?

Запрос на этой стадии:

  • Идей много, но где взять ресурсы?

Следующим шагом должен появится Управленец(5), его задача как раз скоординировать работу Руководителя, Организатора, Ресурсодержателя и Предпринимателя.

Есть поддержка старых продуктов, под новые идеи выделяются ресурсы, строятся процессы, тестируются гипотезы, не в ущерб основному бизнесу.

Уровень КОМПАНИИ, она может уже включать несколько БИЗНЕСОВ.

Запрос на этой стадии:

  • Мы хотим масштабироваться!

Пример КОМПАНИИ- региональная продуктовая розница с филиалами.

На следующей стадии появляются еще две роли.

  • Технический эксперт (6) - отвечает за новые технологии. Тут скорее не про конкретную техническую экспертизу, а про знание возможностей в принцип, чтобы идти в ногу с прогрессом.
  • Держатель ресурсов (8) - очень похож на Ресурсодержателя (3), но тут речь о внешних ресурсах, например отношения с государством или инвесторами.

Тут мы начинает играть на уровне РЫНКА.

Запрос на этой стадии:

  • Мы снова хотим масштабироваться
  • Мы хотим деверсиферироваться

Пример РЫНКА- оператор связи строящий вокруг себя экосистему.

И последний уровень - ИНДУСТРИЯ. Тут появляется роль Визионера (7) - ничем серьёзным не занимается, только стоит планы как организация будет жить через 10 лет и что продавать. И из этого видения происходит разработка новых подходов и технологий, что на более низких уровнях потом выльется в продукты.

Запрос на этой стадии:

  • персональная работа с самой личностью визионера от его персонального запроса

Важно понимать, что когда организация вырастает до уровня ИНДУСТРИИ, остальные никуда не исчезают и можно работать в стратсессиях на более низких ступенях.

11
Начать дискуссию