Как сделать успешный ребрендинг веб-студии без миллионных бюджетов
Всем привет! Меня зовут Дима Мухин. 7 лет назад мы вместе с Колей Жерновым ушли из крупной компании и создали свою — ITFactory. Мы скрупулезно собирали команду, делали сложные проекты и очень быстро развивались для небольшой региональной конторы.
В 2021 году даже стали топ - 1 по мобильной разработке в Ростове, а в пуле заказчиков у нас появились клиенты из Испании, Китая и Мексики.
Вроде бы всё шло хорошо, но осенью 2022 осознали, что растём не теми темпами, которые нам нужны. Что-то мешало. Я посмотрел свежим взглядом на ITFactory, и понял, что есть четыре «болевые точки», которые нужно менять:
- Слабое позиционирование компании. Когда 7 лет назад мы запускали бизнес, то всё было ок. Но в 2022 году дизайн из середины десятых, стерильный TOV и нейтральное название уже не работали. Клиенты всё чаще приходили по личной рекомендации, а не через сайт или рекламу.
- Бизнес-процессы тоже съезжали с проторенной колеи. Если раньше мы небольшой командой бодро делали одно приложение в месяц, то в 2022 стало ясно — нужно расширяться и внедрять Scrum или другую гибкую методологию. А еще у нас появился целый пул постоянных клиентов, с которыми мы работаем по Time and materials без чёткого ТЗ с инициативой по созданию и внедрению новшеств от нас.
- Нужно было изменить образ клиента — тех, с кем хотим работать. Лет 5 назад мы могли позволить себе разрабатывать digital-продукты заказчикам, у которых были проекты до 1 млн рублей. Но к 2022 стало понятно, что такой подход тянет нас назад. Команда на них не растет, а получать 300-700 тыс. за полгода разработки совсем невыгодно. А еще очень много времени уходило на подготовку коммерческих, детальное обсуждение и объяснение пользы нового сайта или приложения потенциальному клиенту. Тем более, у нас в портфолио накопилось уже больше десятка проектов с бюджетами от 2 млн рублей.
- Тишина в публичном пространстве и околонулевая социальная активность. Было несколько статей на VC, небольшой тг-канал и на этом всё. Богатое портфолио и 7-летний опыт лежали и пылились без дела. Было обидно, когда коллеги на встречах рассказывали, как к ним приходят новые клиенты «после публикации постика в телеге». Хотелось также, но не совсем ясно, как это сделать.
Окей, проблемы определены, значит пол дела сделано. Поэтому я думал, что закроем все направления за несколько месяцев. Быстро внедрим Scrum, сделаем позиционирование и напишем бомбезные статьи во все возможные СМИ и Хабр с VC. Дальше сможем привлекать клиентов с нужными бюджетами.
В реальности всё оказалось иначе. Рассказываю, как перезапустить свою IT-компанию от этапа к этапу.
Бизнес-процессы — это база
Сперва нужно было отладить бизнес-процессы, которые начали немного сбоить. Вслед за ними упало и качество работы компании. Нужно было что-то делать.
Мы провели опрос и выписали все жалобы коллег. Выяснили, что главная проблема была в подходе и большом количестве клиентов с небольшими бюджетами. Их проекты съедали много времени, а прибыли почти не приносили. Да и коллеги быстро выгорали на однотипных и скучных задачах.
Поэтому мы установили нижнюю планку в 1 млн рублей для входящих клиентов. Не потому что, мы «такие мега крутые снобы», а просто нам так выгоднее. Что делать с теми, кто не вписывается в бюджет? Тут уже помогло позиционирование, и об этом расскажу ниже.
Наши спецы жаловались на загруженность, которая перетекала из проекта в проект по некоторым причинам. Например, из-за отсутствия ТЗ. Месяцы работы приводили к тому, что в конце приходилось что-то переделывать из-за недопониманий с клиентом. Эту свалившуюся дополнительную работу приходилось совмещать с другими проектами, что сказывалось на загруженности и времени выполнения задачи.
С начала года мы уже поставили цель нанять несколько дополнительных сотрудников в штат, а также прокачать аутстафф-направление. Над этими задачами работа уже идёт полным ходом — мы наняли HR-специалиста и аутстафф-менеджера. Ну и конечно теперь подключаем аналитика и работам над созданием подробного технического задания, согласовываем все моменты, чтобы конечный результат соответствовал ожиданиям клиента. Так начинается каждый новый проект. А также привлекаем сразу тестировщика, чтобы каждая доработка прошла через него. Пусть это и увеличивает срок разработки, но зато повышает качество. Тех кто справляется лучше всего, награждаем нашими внутренними баллами которые можно обменять на разные крутые штуки.
Еще одна ахиллесова пята нашей команды — отсутствие скрам-мастера или product owner. Раньше наши лиды справлялись, коммуникация в команде была стройной, а таски закрывались вовремя. Но чем больше мы росли, тем сложнее становилось управлять проектами, успевать писать код и тестировать его.
Вылечить проблемы мы решили так:
- Расширили штат проджект-менеджеров и переработали их взаимодействие с командой. Проджекты получили чуть больше полномочий и стали глубже вникать в проекты.
- Создали систему гайдов для разработчиков и тестировщиков, а еще ведем внутреннюю документацию в Notion. Например, полностью задокументировали регламенты работы по направлению Python, React и правила работы в Git.
- Ввели регулярные код-ревью от старших товарищей, кроме самопроверки разрабами.
- Создали систему автотестов, чтобы высвободить время тестировщиков для приоритетных задач.
- Проводим двухнедельные спринты и заложили систему автоматических отчётов в них — не, чтобы наказывать кого-то, а для адекватной нарезки задач в спринте.
Если с внутренней кухней было понятно как работать, то с позиционированием — не совсем. И тут был выбор: или отдавать чемодан денег агентству и забыть про боли или рефлексировать и искать иной подход. Я решил совместить. Что из этого вышло — рассказываю ниже.
Else — новое видение
Сперва я обратился к Владу Савину из Max. Он провел ресёрч и указал на главные ошибки, которые тормозят наше развитие, как бренда. После дал дельные рекомендации и рассказал как их реализовать.
Главная — сменить нейминг и найти новые ценности компании.
Я сразу перешёл от стадии, «и чего, как придумывать блин?!», к «просто проанализируй, в чем мы круче других».
И тут все просто. За 7 лет у нас сформировалась своя культура, принципы и подход. Это не просто «красивые лозунги», а отношение команды к IT-индустрии, созданию продуктов и жизни.
Главная наша фишка: «мы делаем иначе, а бизнес клиентов тоже начинает работать иначе — прибыльнее и удобнее». А ещё мы часто сокращали ITFactory до IF. А как вы знаете, в разработке есть функция if — else. Отсюда и новое название — Else.
В июле 2023, мы обратились к агентству Crystal PR с сильной экспертизой в IT. Ребята провели исследование целевой аудитории с помощью опросников клиента и команды, сформулировали нам позиционированием, построили платформу бренда и разработали стратегию продвижения.
Благодаря этому мы нашли свою идентичность и уникальные особенности, среди других IT-компаний
Работаем иначе
Как партнёры. Работаем на одну цель и подходим к сотрудничеству, будто мы часть вашей команды. Сразу предлагаем разрабатывать функционал, который напрямую влияет на прибыль.
Как исследователи. Погружаемся в бизнес-процессы партнера — выдвигаем гипотезы, тестируем их и предлагаем внедрить в проект.
Как экспериментаторы. Изучаем новое и понимаем, как и где эффективно применять. Например, используем искусственный интеллект для скорости разработки и автоматизации рутинных задач.
Как пользователи. Работаем с точки зрения юзера и понимаем все его боли — проектируем качественный UX и UI, который вовлекает, удерживает и увеличивает конверсию в совершение целевого действия.
Как стратеги. Стратегически подходим к разработке — где нужно, запускаем MVP и поэтапно дорабатываем его. После релиза составляем план развития и поддерживаем продукт.
Как сервисный центр. Знаем, что вам важны гарантии, поэтому предоставляем их на все работы в течение полугода. Если за это время без вмешательства в наш код найдете баг, — исправим бесплатно.
Новое начало
В августе 2023 мы в боевом режиме проверили, как можем транслировать эти смыслы, сделать «иначе» и найти свежие идеи для ребрендинга.
Провели свой конкурс для дизайнеров с двумя задачами. Первая нарисовать логотип компания, вторая — придумать брендинг. В жюри позвали ребят из digital и IT — ведущих дизайнеров, креативных директоров и гуру коммуникации. Мы получили более 30 работ и нашли вариант, который точно отражают нашу идентичность.
Дальше больше — мы перезапустили наш ТГ-канал. Сделали его приятным для подписчиков — теперь рассказываем забавные истории из индустрии и делимся мнением по взаимоотношениям бизнеса и IT-команды. Например, написали в рамках нового TOV веселый пост о том, зачем тестировщику глушить вискарь на работе.
Ещё продумали, как перезапустить блог на родном VC. Теперь тут будут статьи про нестандартные кейсы, занятные кулстори и контент для тех, кто хочет заказать разработку, но мало что в этом понимает.
Также мы запустили собственную партнёрскую программу — это канал в Telegram, где мы делимся лидами с агентствами и веб-студиями с меньшими бюджетами, чем у нас. Получаем небольшую комиссию, а главное — никого не обижаем и помогаем ребятам из индустрии найти заказы.
Остается только рассказать про планы, ведь «план перезапуск» ещё не завершён.
Итерация за итерацией
Сколько нам стоил ребрендинг? Пока не добрались даже до затрат в 300 тысяч рублей. Вот так, а некоторые заносят и 5 миллионов + под полную переработку своей компании.
Конечно, мы не боимся тратить средства на прокачку компании. Просто не видим смысла вбухивать львиную долю в маркетинг, когда понимаем, что можем сделать «иначе». А ребята из Кристала помогают нам нехило сэкономить бюджет за счет партизанского маркетинга.
Мы всё ещё в процессе проведения ребрендинга — вот-вот будет готов новый сайт.
Ну а том, как мы запускали конкурс, и что из этого вышло — в следующем материале.
Подписывайтесь на нас тут и в Telegram. Тогда точно не пропустите новую итерацию перезапуска и другие статьи.
С кайфом. Надо ещё слоган бахнуть💁
Esle
And nothing else matters 🤘
Звучит четко!)
И как вы бредовый трафик будете собирать в поисковиках с таким названием?
Else digital
Else веб-сервисы
Отлично вышло)
Спасибо, Антон)