Бизнесвумен — это вам не бизнесмен: чем отличается женский бизнес от мужского
Завтра 8 Марта, поэтому самое время поговорить про женщин в бизнесе. Позвала четверых предпринимательниц, чтобы узнать, чем отличается «женский» бизнес от «мужского», и как там обстоят дела со стереотипами. Если кратко: стереотипы сильны, да и хранить очаг женщинам всё еще приходится.
Привет!
Я Ксюша — контент-маркетолог в сервисе финансового учета Adesk, а с недавнего времени еще и любительница поболтать с предпринимателями 😁 (кто пропустил, мы недавно обсуждали бизнес с друзьями и родственниками).
В прошлом году к 8 марта мы с командой снимали видео про женщин в бизнесе, а в этом — решили написать статью. Собственно — это она, но немного урезанная. Полная версия есть в «Котлете» — блоге для предпринимателей, куда я пишу полезные статьи вместе с экспертами.
***
Тут должен был быть блок со статистикой, но едва ли в предпраздничный день вы мечтаете погрузиться в графики и диаграммы, поэтому поверьте наслово: женщин в бизнесе становится больше.
Сферы, куда женщинам путь заказан
Раньше «женскими» нишами считались салоны красоты и цветочные магазины, но теперь предпринимательницы успешно продают на маркетплейсах, держат туристические агентства и руководят целыми производствами.
Но может ли женщина, скажем, открыть строительную фирму? Или автомастерскую? Или заняться бурением скважин?
Мне кажется, что тут важнее то, какими компетенциями обладает человек, какие у него связи, опыт, знания. Если женщина круто разбирается в стройке, она что, не может туда пойти только из-за стереотипа, что такой бизнес — мужской? Конечно, нет!
Тем временем в интернете можно найти десятки статей с заголовками вроде «30 идей бизнеса для настоящих мужчин» или «35 суровых бизнесов, в которые женщинам путь заказан». Что это значит? Что у аудитории есть запрос на подобные темы и что не все разделяют позицию «в бизнесе нет гендера — есть только человек». Причем под «аудиторией» мы понимаем не только мужчин, но и самих женщин.
Вывод: пол — не решающий, но важный критерий. Конечно, женщина может открыть завод по производству пеноблоков, а мужчина — салон красоты, но это все еще исключения, а не правила.
Почему красивая девушка не может вести серьезные дела
Вот и я думаю… почему? 🤔
Мужчины считают, что хрупкая и красивая девушка не способна вести серьезные дела. Я часто слышала что-то вроде: «молодец, конечно, что чем-то занимаешься, но ведение серьезного бизнеса — не женское дело». И это подстегивало меня доказать всем и себе обратное.
В прошлом году, когда мы готовили ролик про женщин в бизнесе (посмотреть его, кстати, можно тут), все героини признались, что сталкивались со стереотипами. Женщинам приходится тратить в два раза больше энергии: сначала на доказательство своей экспертности и компетентности, а потом и на само дело.
Хорошие новости — стереотипы постепенно «отмирают». Не так быстро, как хотелось бы, но если раньше с язвительными комментариями женщины сталкивались постоянно, то теперь все больше предпринимательниц чувствуют себя в бизнесе уверенно и не ощущают снисхождения со стороны мужчин.
Бизнес по-женски — какой он
Мужчины периодически приписывают женщинам «другой» подход к ведению дел. Как оказалось, мои героини полностью с этим согласны — бизнес «по-женски» существует.
Вот, что я узнала:
- Женщины относятся к делу, как к ребенку. Это не просто машина по зарабатыванию денег, а частица души.
- Важно быть наполненной, а иначе ничего не получится. Женщинам сложнее работать в условиях эмоциональных кризисов — им важно черпать ресурс извне и потом вкладывать его в работу. У мужчин часто наоборот: они пополняют ресурс, уходя с головой в работу.
- Сомнений и страхов в женском бизнесе больше. Женщины чаще думают о том, что будет, если не получится — мужчины таким занимаются намного реже.
Женщина в бизнесе — мать. Она заботится о клиентах, сотрудниках, партнерах, пытается привнести прекрасное даже в «мужской» бизнес: чтобы все было красиво, подобрано по цветам, гармонично. Поэтому да — женский подход однозначно существует.
Эмоции, женщины, бизнес
Когда речь заходит про женщин в бизнесе, главным аргументом «против» становится излишняя эмоциональность и склонность к импульсивным решениям (эта причина идет сразу после аргумента про домашний очаг).
Вопреки расхожему мнению, что женщины более подвержены эмоциям, чем мужчины, исследование мозга в 2018 показало: эмоциональное реагирование не зависит от пола.
У мужчин и женщин отличается степень открытости в выражении эмоций, но это связано с воспитанием, а не полом. Проще говоря, реагируют на происходящее оба пола одинаково, но женщины менее склонны скрывать эмоции от окружающих из-за особенностей гендерного воспитания.
Но значит ли это, что эмоциональность мешает вести дела? Как показывает опыт моих героинь, в какой-то момент бизнес вынуждает научиться контролировать эмоции и не позволять им влиять на принимаемые решения.
Мне первое время эмоции мешали, были сомнения и страх потери денег. После крупного кризиса как рукой сняло. Говорят, что есть крупные компании, где топ менеджера не берут на работу, если у него не было в жизни крупных стрессовых ситуаций. После первой крови уже не страшно, азарт.
Но я все еще расстраиваюсь, если клиенты чем-то недовольны — это никуда не делось, как я ни старалась.
Вывод: эмоциональность присуща всем — и мужчинам, и женщинам. Будут ли эмоции мешать бизнесу, зависит не от пола, а от особенностей личности.
Про стрессы и стрессоустойчивость
Слышали, что женщины лучше справляются со стрессом, чем мужчины? Такие заявления обычно подкрепляются рассуждениями об уровне кортизола и умении женщин не копить негатив. Не знаю, что там с гормонами стресса (если вы знаете — пишите в комментариях), но точно знаю — справиться с каким-нибудь форс-мажором женщинам под силу.
Однажды сотрудница подставила меня на несколько миллионов рублей. Мне каждый день звонили все новые клиенты и партнеры, у которых она взяла деньги: кому-то я теперь была должна 4000 долларов, кому-то — 2000 фунтов. У меня телефон два года стоял на беззвучном, потому что иначе психика просто не выдерживала.
Вывод: Трудности и стрессы в бизнесе — это если не норма, то точно не неожиданность, и женщины однозначно умеют с ними справляться.
Ладно. Но как же домашний очаг?
Несмотря на рост числа женщин в бизнесе, «хранительница домашнего очага» — все еще одна из главных социальных ролей, навязываемых обществом. Хорошо это или плохо, судить не буду— это просто факт.
Большинству женщин, которые хотят строить бизнес, нужно учиться совмещать это с ролью мамы/жены/хранительницы очага. Главный совет тут — уметь договариваться с домашними и помнить о балансе.
Всегда можно договориться с партнером, а еще мне помогает ответ на вопрос: что сейчас важнее? Например, что важнее: сделать уборку дома или просмотреть отчеты и принять управленческое решение? Ответ очевиден.
Или другой пример — что важнее: побыть с ребенком, который заболел или пойти сейчас на работу? Конечно, чаще всего в такой ситуации я выберу ребенка.
Каждый раз, когда возникает спорная ситуация, ставьте на весы два варианта и выбирайте, какой их них в моменте важнее.
Муж часто недоволен тем, что я подолгу задерживаюсь на работе, ведь бизнес, как ремонт — его нельзя закончить, его можно только поставить на паузу. Учимся договариваться: например, он выбирает даты для отпуска, а я стараюсь подстроить под это рабочие задачи и передать дела.
А чтобы поднять ему настроение, стараюсь почаще готовить разные вкусности — мужа это очень радует.
А еще тут очень уместной будет фраза, которую сказал один миллиардер в инвест-клубе: «Я видел много женщин с бизнесами, но лишь 5% из них — счастливы в семейной жизни. Выбирайте».
***
Свой телеграм-канал я всё еще не завела — пока тренируюсь писать посты на канале Adesk, но обещаю исправиться 😁 Всем героиням спасибо за участие и открытость, а всех женщин — с наступающим праздником!