Эволюция предпринимателя: из преподавателя английского языка в профессионального управленца сети школ иностранных языков

Наталья Емельянова, CBDO сети школ иностранных языков Британия, делится своим опытом, как в трудные моменты искала ответы на вопросы о развитии бизнеса с помощью бизнес-образования.

​Наталья Емельянова, CBDO сети школ иностранных языков Британия
​Наталья Емельянова, CBDO сети школ иностранных языков Британия

Карьерный рост преподавателя

Мое первое образование — преподаватель Английского языка. Именно в этой роли я пришла в школу иностранных языков Британия. Через некоторое время, благодаря упорной работе, у рядового преподавателя начался карьерный рост: завуч, директор, соучредитель. Желание и интерес управлять школой росли с моей стороны. У моего партнера были другие бизнесы, поэтому я предложила выкупить долю и стала владельцем компании.

Важный выбор

Сначала я совмещала преподавательскую деятельность и управление бизнесом, но было очевидно, что с развитием компании, надо выбрать что-то одно. Либо я преподаватель и делегирую управление профессионалам, либо я отказываюсь от преподавательской деятельности, и перехожу в профессиональные управленцы.

Пришлось задать себе вопрос, что мне нравится больше, а главное честно на него ответить: преподавать мне нравится больше. Любимая часть этой работы – возможность помогать другим людям стать лучше, добиваться успеха. Анализируя, почему мне нравится преподавать, я пришла к выводу, что в управлении можно найти похожие механизмы. Компании растут благодаря тому, что их сотрудники развиваются. Поэтому я решила выбрать роль управленца и стала развивать бизнес. Тем не менее, от преподавательской деятельности я не отказалась. Сейчас я не преподаю язык, но веду бизнес-тренинги, в том числе для своих сотрудников.

Новая профессия в прежней индустрии

Осваивать новую профессию управленца приходилось на ходу, в процессе работы. Во многом мне помогало обучение на программах для руководителей. С их помощью я находила грамотные инструменты и решения. Все они возникали в разное время и на определенных этапах развития компании. Я не могла надолго оставить бизнес, поэтому училась и работала параллельно, что помогало мне сочетать теорию с практикой и быстро внедрять изменения.

Ситуации, в которых помогло бизнес-образование

Ситуация 1: люди

Сотрудники – ключ к успеху в любом бизнесе, особенно когда речь идет о сфере услуг. Когда у тебя одна точка и до десяти человек подчиненных, еще можно со всеми легко договориться лично.

Бизнес медленно, но верно развивался. Открылись еще две школы, и, соответственно, увеличилось количество сотрудников. Когда это количество достигло пятидесяти человек, стало очевидно, что я не справляюсь, не успеваю. Я остро ощутила потребность в том, что мне нужны другие навыки и инструменты, как комфортно, а главное эффективно работать с сотрудниками. Как раз в этот момент появилась возможность пройти обучение на Президентской программе по подготовке управленческих кадров. Это был мой первый опыт погружения в бизнес-образование. Программа была насыщенной, но самой ценной ее частью для меня стал блок посвященный управлению персоналом. Он помог мне навести порядок в коммуникациях, заручиться поддержкой коллег и сформировать команду. Для меня команда — это не люди, с которыми хорошо, это единомышленники, которые готовы вместе с тобой создавать проекты с нуля, меняться и идти вперед даже в условиях сильной турбулентности. Мы стали командой и были готовы вместе двигаться дальше.

Ситуация 2: структура, процессы

До определённого момента наша школа английского языка просто копировала модель обычной школы. Затем пришло осознание того, что мы не просто школа, а бизнес. Как в любом бизнесе в структуре нашей компании должны быть такие блоки как маркетинг, продажи, клиентский сервис. Мы должны отойти от модели школы и стать больше похожи на компанию, которая оказывает профессиональные услуги обучения.

Самый актуальный вопрос, который передо мной стоял, как перестроить бизнес-модель, чтобы трансформировать школу в компанию. Ответы я искала в Школе владельцев бизнеса, которую успешно закончила в 2013 году.

Это был год наведения тотального внутреннего порядка. Мы перестроили структуру компании, изменили внутренние бизнес-процессы, разобрались детально в финансовых вопросах. Генеральная управленческая уборка помогла спланировать дальнейший рост. Стандартизация процессов позволила легко масштабироваться. В результате, мы открывали новую школу каждый год.

Ситуация 3: среда, инсайты, новые бизнес-модели

Пока я была увлечена тактическими задачами по масштабированию бизнеса, мир вокруг незаметно менялся. Медленно, но верно изменения социокультурной среды докатились и до нас. Быть лидером среди школ в Перми уже было недостаточно для того, чтобы быть номером один в списке работодателей для преподавателей, и номером один в списке провайдеров обучения английского языка для учеников в своем регионе. Сотрудники могут найти интересные возможности трудоустройства в других странах, не покидая свой город, а ученики выбрать школу, у которой нет даже своих помещений в Перми. Стало ясно, что пора отложить лупу и перестать искать изъяны внутри компании, настало время расширять управленческий кругозор и изучать внешнюю среду.

В поисках ответа на вопрос «что происходит» и «как действовать дальше», я пришла в Стокгольмскую Школу Экономики на программу Business Zoom. Здесь, мне помогли понять, как изменился глобальный бизнес ландшафт и как это влияет на мой локальный бизнес, а также получить ценные инсайты по стратегическому развитию компании.

Инсайт первый: географические границы конкуренции разрушены. Локальные предприниматели борются за клиентов и ресурсы с глобальными игроками и новыми цифровыми бизнесами.

Инсайт второй: дефицит преподавателей – сдерживающий фактор роста нашего бизнеса. Интерес к изучению иностранного языка растет с каждым годом, поэтому о спросе мы можем пока не волноваться, а вот о том, как обеспечить качественное предложение, надо задуматься. Учитывая, что основная угроза в нашей индустрии – дефицит кадров, то главная борьба для нас развернется за сотрудников, а не за клиентов.

В результате мы переосмыслили ключевые ценности бизнеса и сфокусировались на работе с талантами, предложив им больше возможностей для развития вместе с компанией. Но это уже другая история.

Чем быстрее меняется мир, тем больше вопросов появляется. Всегда приятнее искать ответы в компании единомышленников, которые также как и ты, заряжены на изменения. Бизнес-обучение помогает встретить таких людей, получить ценную экспертизу и зарядить друг друга на успех!

22
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Валерий, спасибо за интерес к теме статьи и ваш развернутый комментарий.
С аргументами трудно не согласиться, однако стоит отметить, что всегда были, есть и будут люди, которые испытывают сложности при самостоятельном обучении, которые получают дополнительную мотивацию от групповых и очных занятий. 

Особенно это касается тех, кто находится на начальном этапе изучения иностранного языка, когда изучение с носителями и при помощи иноязычных источников кажется трудным.
И, опять же, детские группы. Детей часто бывает трудно усадить за компьютер для самостоятельного изучения языка, многие любят собираться в группы и находят там дополнительный круг общения. Все более популярными становятся английские детские сады и школы.


Таким образом, тенденция, определенно, прослеживается. Все же еще есть ниши, в которых обучение в школах востребовано.

Ответить