Борьба за клиента vs. борьба за таланты: какая схватка критичнее для бизнеса?

В сфере профессиональных услуг потребительскую ценность создают люди, поэтому борьба за таланты выходит на первый план. Только география и правила борьбы уже не те, что прежде. Как изменился масштаб конкуренции для региональных предпринимателей в войне за таланты?

Наталья Емельянова, CEO, сеть школ иностранных языков Британия​, г.Пермь
Наталья Емельянова, CEO, сеть школ иностранных языков Британия​, г.Пермь

Из любителей в профессионалы

Когда бизнес вырос до 50 человек, рутина превратилась в сплошной хаос, я поняла, что пора окончательно определиться с призванием: педагог или управленец. Сердце подсказало, что второе мне ближе. Я отказалась от любимого дела, преподавать английский язык, и полностью посвятила рабочее время административной работе – управлению школой английского языка Britannia. Осознанный переход руководителя из любителей в профессиональные управленцы – один из важных этапов в развитии бизнеса. Каждый осуществляет переход и ищет вопросы на наболевшие ответы по-разному. Моя карьерная траектория проходила через разные образовательные программы для руководителей. В них я нашла инструменты управления бизнесом и командой. Это было жизненно необходимо для планирования дальнейшего роста и развития компании.

В кризисный 2008 год мы, как и все ощутили, что рынок изменился. Увидели тренд, что взрослые в свое развитие будут вкладывать меньше, а в детей больше. Поэтому приняли стратегически верное решение, запустить новое направление – обучение английскому языку детей. Мы вовремя поймали волну, быстро и хорошо ее оседлали.

Не кризис, а новая реальность

Пока я занималась наведением порядка внутри компании и масштабированием бизнеса, мир стремительно менялся. В один прекрасный момент я поняла, что внешняя среда настолько изменилась, что прежние подходы перестают работать. Раньше достаточно было найти узкое место внутри организации, из-за которого мы отклонялись от плана, исправить его, и ты снова в лидерах. Но стали появлятьсявнешние угрозы.

Я почувствовала острую необходимость получить инсайты по стратегическому развитию, узнать о глобальных трендах и понять, где находится моя компания на мировой карте бизнеса. Что происходит на других рынках, как мы взаимосвязаны. Почему я, локальный предприниматель из Перми, ощущаю на себе колебания глобальных рынков? Мне было необходимо узнать о современных трендах, собрать информацию, чтобы понять, куда и как двигаться дальше.

Помню, как я говорила сотрудникам на собрании, что внешняя среда стала непредсказуемой, поэтому мы должны методично создавать внутреннее конкурентное преимущество. Я сравнивала бизнес с лодкой. Она должна быть прочной и крепкой, чтобы выдержать погодные условия и капризы океана. Начался шторм, и мы стали методично укреплять лодку, в надежде, что непогода пройдёт, а крепкая лодка выдержит любые невзгоды. Тогда не было понимания, что это не краткосрочный шторм, а глобальные изменения климатических эпох. Шторм оказался не кризисом, а новой реальностью. Лодку укреплять недостаточно. Это поможет выжить какое-то время, но потребует слишком много ресурсов, да и само путешествие будет сложным и не очень интересным. Нужен был другой путь, другая навигационная система, чтобы плыть дальше и достичь других берегов.

Карьерная траектория привела в бизнес-школу

Не изменяя привычкам, которые меня выручали в прошлый раз, я развернула траекторию своей карьеры в сторону бизнес-школ. Российского контента было много и мне его хватало, но это закрытая система. Мне нужен был доступ к внешнему миру. Я всерьез задумалась о поступлении в западную школу на MBA программу и даже подала заявку. Чем больше я общалась с представителями школы, тем больше понимала, что курс обучения создан для слушателей крупных компаний и корпораций. В итоге, я сделала для себя четыре вывода. Первый – что это будет очень интересно. Второй – все это неприменимо для меня, представителя малого бизнеса. На тот момент мне хотелось получить практичных знаний и инструментов, которые я смогу сразу использовать. Третий – внедрять изменения надо как можно быстрее, поэтому я не могу позволить себе погрузиться в обучение на 2 года. Четвертый - хочу западного подхода к обучению и качества образования.

Мои выводы и поиски привели меня в Стокгольмскую Школу Экономики в России на программу BusinessZoom. Эта интенсивная программа обучения рассчитана на один год, создана для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Огромным аргументом «за» для меня была проектная работа с первых дней курса. Это позволяло мне одновременно учиться и трансформировать бизнес.

Включился «zoom»

Погружаясь в качественную образовательную среду, у меня начал складываться пазл. Как будто заработал zoom, и я увидела картинку дальше региона, где находится мой бизнес. Раньше я думала, что конкурирую с другими школами Перми, но в какой-то момент открылась онлайн школа изучения иностранных языков, которая стала доступна как для клиентов, так и для преподавателей в любом городе. Пришло осознание, что географических границ конкуренции больше нет. Они разрушены, мы вступили в жесткую борьбу за ресурсы со всеми игроками на рынке, включая другие города, регионы, и даже другие страны. Если наш языковой центр - лидер среди школ английского языка в Перми, это не гарантирует, что все отличные преподаватели будут сотрудничать с нами. Для них открылось множество возможностей развития карьеры за пределами Перми, даже если они физически останутся в этом регионе. Учитель английского языка может работать на себя или с другой школой в любой точки мира. Цифровые технологии позволяют это сделать. Конкуренция за сотрудников перестала быть локальной. В одночасье все игроки оказались на одной арене, на одном глобальном рынке. Есть ли будущее у бизнеса или пришло время, когда тебя съедят крупные хищники алого океана?

Мне повезло, потому что руководитель курса предложил использовать мой кейс в качестве материала для учебных сессий. На протяжении разных модулей вся группа принимала активное участие в решении моей ситуации. Я честно раскрыла все карты одногрупникам, что позволило мне увидеть объемную картину в 360 градусов. В чем-то наши оценки совпадали, в некоторых моментах я была не согласна, но даже это позволило мне разглядеть важные детали и векторы развития бизнеса. В итоге я получила экспертные мнения от двадцати разных опытных профессионалов, которые смело можно приравнять к услугам управленческого консалтинга.

Спрос превышает предложение

Один из важных выводов, который мы сделали, заключается в том, что основным фактором сдерживающим рост бизнеса является и будет дефицит преподавателей. Со спросом в нашей индустрии все отлично. Сложная экономическая ситуация в стране только подогревает интерес к изучению иностранных языков. Количество желающих изучать английский язык будет расти. Вопрос заключается в другом: сможем ли мы удовлетворить этот спрос? Преподавателей хороших мало. Основная угроза в нашей индустрии – дефицит кадров, поэтому главная борьба развернется за таланты, а не за клиентов.

Развитие взаимовыгодных отношений с талантами, запустит активацию важных изменений других ключевых элементов бизнеса. Чем больше мы будем вкладывать в преподавателей, тем больше они будут вкладывать в учеников. В конечном итоге, преподаватели могут сильно изменить бизнес и продукт в лучшую сторону. Нами движет желание изменить имидж преподавателя, чтобы эта профессия стала модной и крутой. Чтобы воплощать в жизнь трансформации нужно пространство, а чтобы создать пространство, надо освободить время и ресурсы сотрудников.

Что мы предложили талантам?

Сначала освободили время. Все простые задачи и действия отправляются в «цифру» и автоматизируются. Например, мы разрабатываемприложение, которое позволитбыстро и легко создавать новые шаблоны уроков и тратить в два раза меньше времени на подготовку к новому занятию .

В качестве инвестиций в имидж, прокачиваем гибкие навыки преподавателей. Перед началом учебного года все педагоги проходят подготовку к новому сезону – установочные семинары. Как правило, они были посвящена методикам преподавания. В этот раз мы полностью поменяли формат, собрали актуальные темы и всю сессию посвятили гибким навыкам, чтобы преподаватель с нашей помощью мог развивать личные качества.

Предложили индивидуальный трек развития сотрудника. За лето мы создали онлайн платформу. Перенесли на нее все возможные офлайн материалы и систематизировали их. С помощью платформы сотрудники могут получить быстрый доступ к «знаниям» и выстраивать личный трек развития. Нет необходимости ждать «корпоративной академии», которая традиционно проходит по пятницам. Заходи в любое время, решай профессиональные задачи и совершенствуйся.

Дали возможность реализовывать интрапренерские идеи и проекты молодым специалистам. Веснойбудущие педагоги проходили стажировку в компании. Раньше практика заканчивалась проведением урока и организацией внеклассного мероприятия. Этой весной практика закончилась защитой предпринимательских проектов. Каждый стажер предложил идею, которой еще нет в компании. Четверо из десяти защитили проекты, которые будут реализованы при поддержке и финансировании школы.

3-С: скорость, смелость, сотрудничество

Организация должна расти и развиваться быстрее, чем сотрудник, чтобы он не успевал идти вперед самостоятельно, а видел ценность в ресурсах, в помощи и в поддержке партнера-работодателя.

В этой гонке современному предпринимателю понадобятся 3-С:

· Скорость. Быть первым, а если не первым, то очень быстрым.

· Смелость. На больших скоростях, вероятность возникновения ошибок возрастает. Надо обладать мужеством, чтобы ошибаться, признавать ошибки и учиться на них.

· Сотрудничество. В одиночку крутой бизнес не построишь. Даже с конкурентами надо искать точки для взаимодействия, чтобы вместе развивать и драйвить рынок.

Предприниматель сегодня – это, прежде всего, лидер изменений. Хотите изменить мир – начинайте с себя!

Начать дискуссию