Как компьютерные игры излечили мой перфекционизм

Меня зовут Роман, я предприниматель и веду канал про психологию. С детства я страдаю от перфекционизма в самой дурацкой форме — хочется делать все настолько хорошо, что проще ничего не доводить до конца. У меня огромная стопка незаконченных детских рисунков — я постоянно начинал с чистого листа. В этом посте я расскажу, как одна компьютерная игра случайно повернула шестеренки у меня в голове.

В какие игры я играл раньше

Анализируя, в какие игры я любил играть, я понимаю, что они только подпитывали мой перфекционизм и максимализм. Это были в основном стратегии, типа Civilization или Stronghold. Я любил, сюрприз, строить ИДЕАЛЬНЫЕ ЗАМКИ.

- Люди любят вас за ваш перфекционизм, милорд
- Люди любят вас за ваш перфекционизм, милорд

Поэтому меня раздражал Warcraft 3 — там невозможно спокойно строить, постоянно надо сражаться. Перфекционист во мне негодовал: как так, внешние обстоятельства не дают все сделать идеально!

Конечно, я играл и в «стрелялки», например в Хитмана, где можно методично ползать по уровню и убивать всех.

Эту миссию я проходил миллион раз — самый кайф был убить всех так, чтобы другие ни о чем не догадывались
Эту миссию я проходил миллион раз — самый кайф был убить всех так, чтобы другие ни о чем не догадывались

Так как я ленивый перфекционист, в основном я забрасывал игры на середине, не осилив идеальное прохождение. А если я и проходил какую-нибудь РПГ, то приходил к финальному боссу с миллионом зелий, которые я боялся тратить всю игру и откладывал на экстренный случай.

Еще мне доставляло удовольствие переигрывать один и тот же фрагмент или миссию. Это тоже проявление перфекционизма: лайк, если понимаете, о чем я.

Хочется изучить местность и все контролировать, а все новое, спонтанное и незнакомое раздражает, так непредсказуемо и таит в себе опасность

Начало из первого Far Cry я проходил, наверное, миллион раз — мне доставляло удовольствие часами ползать по кустам и зачищать лагерь от врагов. Игру целиком я, разумеется, так и не прошел.

Спасибо этим кустам за счастливое детство
Спасибо этим кустам за счастливое детство

Какая игра все изменила

Совершенно случайно, без каких либо ожиданий, я начал играть в DOOM 2016. Меня затянул игровой процесс, но по началу я старался играть в своем стиле — отстреливать врагов по одиночке и все контролировать. Приходить на каждую битву в отглаженной броне.

Но эта игра рассчитана на абсолютно другой геймплей — нужно быть в потоке и танцевать свой кровавый танец в гуще врагов, надеясь, что из следующего импа выпадет достаточно здоровья, чтобы ты не помер здесь и сейчас. И, о ужас! — из большинства битв ты выходишь не идеальным хитманом и сайлент асассином, а тяжело дышашим морпехом на последнем хп.

Типичная битва — это сотня врагов, которые прут со всех щелей, а у тебя остались патроны только к дедовской двустволке
Типичная битва — это сотня врагов, которые прут со всех щелей, а у тебя остались патроны только к дедовской двустволке

Не знаю, почему, но я не дропнул эту игру. Именно в DOOM я начал играть в несвойственной мне манере — влетал в любую заварушку, учился не бояться тратить все патроны и не стесняться получать тонны урона. Короче, я был в моменте и в потоке. И, вы не поверите — так я прошел всю игру! А потом еще раз, на харде.

Может звучать странно, но это сработало как терапия, как позитивное подкрепление. Можно не быть готовым на 100%, но побеждать, можно не думать на сто шагов вперед и импровизировать.

Я как будто принял то, что можно добиваться результата не только ползая по кустам и контролируя каждого противника, но и влетая в эпицентр битвы, тратя все ресурсы и надеясь на лучшее.

Конечно, я не стал вдруг каким-то антиперфекционистом, но я начал позволять себе то, чего раньше не мог. Например эту статью я пишу сходу от начала до конца, хотя раньше я бы откладывал ее до «идеального момента» и писал бы месяц. Сейчас я легко пишу статью в неделю и не переживаю, что темы закончатся.

Именно после DOOM меня «отпустило» — я прошел еще несколько игр в подобном стиле. Из последнего советую Metroid Fusion — там много исследования и загадок, но также полно тех самых битв на последнем хп.

Этого босса я победил каким-то чудом и больше к нему не возвращался, хотя мой перфекционист хотел разобраться
Этого босса я победил каким-то чудом и больше к нему не возвращался, хотя мой перфекционист хотел разобраться

Резюме

Если вы страдаете от перфекционизма и максимализма, попробуйте пройти игру, где невозможно все контролировать. Где надо быть спонтанным, импровизировать, тратить ресурсы здесь и сейчас — это может помочь сменить паттерн поведения. Список подобных игр, я уверен, напишут в комментарии.

Если было интересно, не забудьте поставить лайк, пишите в комментарии про свои отношения с перфекционизмом и играми. Подписывайтесь на мой канал про психологию — нас уже 13 000!

До связи!

3737
31 комментарий

вообще не понимаю негатива по отношению к играм, многие даже языки учат играя. Игры развивают и моторику и логическое мышление

3
Ответить

обычно про вред компьютерных игр говорят те, кто оч любит геополитику, пивасик в наливайке и темы "тачки-телки-бабки"

3
Ответить

Ну типа тупые стрелялки

Ответить

Как бы не демонизировали люди-NPC компьютерные игры, они остаются одним из приятных хобби в моей жизни.

Почти 20 лет, начиная с SNES, я исследую сотни игровых миров, сопереживаю персонажам и чту их философию, и просто кайфую от разнообразия жанров. Игры - те же фильмы и книги, приятная разгрузка мозга.

P.S: рекомендую эту годную книжечку)

3
Ответить

Блин, я то думаю его мне Дум нафик не нравится, я ее и не прошел в итоге, а перфекционизмом до сих пор страдаю. Одна польза - жене нравится как я уборку делаю :)

2
Ответить

Вот-вот
Не знаю почему, но меня именно Дум затянул

1
Ответить

А мне, помимо Героев, ещё Цивуха очень заходила. Правда, уже давно ни во что не играл.

1
Ответить