Как я убил 3 года жизни на стартап, который был никому не нужен (даже мне)

В ожидании миллиардов долларов в день запуска своего сервиса. Да, сзади «аналоговая» SCRUM доска
В ожидании миллиардов долларов в день запуска своего сервиса. Да, сзади «аналоговая» SCRUM доска

Почему ничего не получилось, и какие ошибки я из этого извлек

Дисклеймер: данная статья написана в биографическо-ироническом ключе и не расскажет о том, как вести бизнес и т. д. Чисто мой опыт, без успешного успеха (скорее, антиуспех) для тех, кто живет в иллюзии, что он сможет замутить успешный стартап без мам-пап-икредитов или тех, кто через это все уже прошёл

На дворе стоял 2015 год — Uber получает кучу денег в ходе очередного раунда инвестиций, в свет вышел гениальный сериал «Силиконовая долина» и вообще чуть ли не каждый хочет замутить свой стартап и заработать миллиард долларов, и тусить в той же силик… кремниевой долине с Илоном Маском, Питером Тилем и на тот момент еще не экстремистом Марком Цукербергом.

Не был исключением и я — молодой студент 19-летнего возраста, учащийся по специальности «Прикладная информатика», который вдохновлялся Стивом Джобсом и Биллом Гейтцем, перечитал кучу книг, статей и пересмотрел множество фильмов на этот счет. И моя «гениальная идея на миллиард баксов» пришла ко мне: сделать сайт-платформу, где будут подборки по самому разному контенту — фильмам, играм, музыке и книгам с продвинутой рекомендательной системой, которые уже на сегодняшний день достаточно активно используются в цифровых магазинах (Яндекс Музыка, Кинопоиск, Окко и тд).

Могу ошибаться, но тогда это особо не было распространено — например, Spotify в России не работал, а Музыка ВК, которая на тот момент не была еще монетизирована, в плане рекомендаций работала крайне убого. Про фильмы — тоже самое, Netflix также не работал в России (но это не значит, что им не пользовались энтузиасты, как тем же Spotify; я имею ввиду более массовое использование), а наши «атещественные» Окко и ivi не имели такой базы пользователей, как в наше время, соотвественно, и уровень возможностей у них был гораздо меньше. Так вот — я убивал время в поисках подборок по фильмам, музыке, играм и книгам, так как я был человеком замкнутым, и соответственно, у меня была просто куча свободного времени.

Быстро поняв, что не смогу привлечь достаточно компетентных специалистов, я решил делать всё сам, тем более, что мне тогда казалось, что «уже был похожий опыт» — еще в школе, классе в 8, я посмотрел только вышедший фильм «Социальная сеть» (2010 год). Он меня настолько вдохновил, что я на бесплатном конструкторе (типа ucoz) запилил свою социальную сеть (с блэкджеком и…) со школьными фотками и даже умудрулся затащить туда около 40 человек-одноклассников, которые там даже непродолжительное время общались.

Скрины своей соц сети тех времен не нашел, но у чела из Узбекистана аналогичная история, и про него сняли <a href="https://www.youtube.com/watch?v=nEbwVWfqSoQ" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">новостной сюжет</a>
Скрины своей соц сети тех времен не нашел, но у чела из Узбекистана аналогичная история, и про него сняли новостной сюжет

Но тут я сразу понял, что так не прокатит, и надо будет «войти в айти», хоть это и не было моей первостепенной целью. Итак, три года, с 2015 по 2018 год я фигачил свой рекомендательный стартап с полного нуля и без какого-либо бекграунда в разработке. Моими главными учителями стал Youtube (но называть блогеров я не стану, так как то, чему они «учили» — это треш, но поливать их нечастотами публично не хочу), а также вышеупомянутый сериал «Силиконовая долина»: он очень качественный и базированный, в каком-то смысле сейчас можно воспринимать его как документалку эпохи середины-конца десятых годов.

Первый логотип, сделанный с помощью одного из стандартных шрифтов Windows
Первый логотип, сделанный с помощью одного из стандартных шрифтов Windows
Логотип, который мне помог сделать профессиональный дизайнер
Логотип, который мне помог сделать профессиональный дизайнер

Какой итог за всё это время у продукта? Два пользователя, я и мой друг (ха, то есть меньше, чем когда я был в школе), который какой-то период помогал мне с разработкой. На третий год осознания всей тщетности (бытия) работы над продуктом, я понял, что пора (перестать страдать херней (блин, как же не хватает зачеркнутого стиля текста)) закрыть этот проект, сделать для себя выводы и двигаться дальше. Именно ими я и хотел с вами поделиться:

Ошибка 1. Нет команды

Начну с этого пункта, так как это одна из самых больших проблем и вот почему: за все время у меня было всего пару человек, которые мне помогли с продуктом — мой друг Вадим, живущий в США, и мой знакомый-веб-дизайнер Виталий, которого я встретил на воркшопе от фонда ФРИИ, где я в первый раз (и последний) публично и презентовал свой продукт. Вадим на тот момент сам учился в институте на программиста и больше «по фану» согласился мне помочь, чтобы изучить php (на котором писал я). Кстати, Вадим уже несколько лет работает в Microsoft инженером в офисе в Сиэттле, но (к большому сожалению) это не связано с его работой в моём стартапе. Витя же сделал нормальный логотип и сделал макеты, по которым я уже произвел редизайн и продукт даже стал выглядеть более-менее симпотично.

Напечатал своему другу «мерч» для отправки в Омерику, нарушая десятки авторских прав,  2016г
Напечатал своему другу «мерч» для отправки в Омерику, нарушая десятки авторских прав,  2016г

Все остальные мои друзья говорили мне, что мой продукт «какая-то шляпа», и не понятно зачем его использовать. Вместо того, чтобы как-то прислушаться к их словам я «бил себя в грудь», говоря, что они ничего не понимают, и что когда я его сделаю, то они поймут, как были не правы. Итог это вы скорее-всего уже поняли.

Ошибка 2. Нет технологии и возможности ее разработать

Да, возможно, в целом идея не плоха — придумать рекомендательный сервис, все-таки контента сейчас создается немало, и ему не так просто найти свою аудиторию, ровно как и наоборот.

Тогда не требовалось писать мега-гигачат-нейросеть, но в моей платформе не было никакой готовой базы данных, чтобы пользователь мог прийти и сходу получить рекомендацию. Предполагалось, что пользователи сами будут наполнять информацией свой профиль тем, что им нравится, а алгоритмы (которые не были реализованы) будут искать пользователей, у которых вкусы совпадают и рекомендовать этот контент. Короче: нет рекомендаций -> нет контента -> нет пользователей -> нет рекомендаций… и так по-кругу, ну вы поняли.

Ошибка 3. Нет понимания, что за продукт и какую проблему (и какой целевой аудитории) он решает, и как должен зарабатывать (монитизироваться)

Заголовок говорит сам за себя, да и косвенно затрагивался в пунктах выше. Да, вроде бы проблема есть — есть люди, которые хотят «потреблять контент», который им понравится, но решение, которое я делал три года, было тупо нерабочим. Стоит упомянуть еще одно — если стартап не может зарабатывать деньги (то есть в принципе; или зарабатывать, но очень мало, не покрывая расходы), то это не бизнес и быть им не может. Да, в мире есть исключения — тот же Uber, или, российский пример, Ozon — но он живет за счет огромных инвестиций, и, будем честны, — мало у кого есть такой ресурс.

Ошибка 4. Нет пиар активностей, исследований, сбора обратной связи

Фото с мероприятия от ФРИИ, где я впервые показал свой продукт «широкой» аудитории, ноябрь 2016
Фото с мероприятия от ФРИИ, где я впервые показал свой продукт «широкой» аудитории, ноябрь 2016

Все это уже частично упоминалось, но все же хочется обсудить подробнее: я уверен, что есть немало людей, которые думают, что можно «в одиночку» добиться большого успеха и признания, из разряда «ты что-то делаешь сам, в-одиночку и втихомолку, а потом просыпаешься знаменитым и богатым, все хотят с тобой тусить, зовут на вечеринки, яхты, хотят в тебя инвестировать и т. д.». Да, стоить признать, что вообще так в жизни бывает, но вы реально должны быть гением, чтобы то, что вы сделали, зацепило миллионы других людей «само-собой», как вирус. Но немалую часть гениев признали таковыми только после их смерти, не стоит об этом забывать.

Короче, я боялся выходить из своей зоны комфорта, возможно потому что боялся услышать не очень лестную правду о том, что делаю (возможно поэтому я сейчас пишу об этом публично, чтобы устроить публичную истину? кто знает…)

В-общем, если вы занимаетесь стартапом, то вы буквально обязаны заниматься нетворкингом, это не только будет бустить ваш проект, но вы сможете оперативно вносить коррективы в план. Немало же было таких проектов, например, Instagram* или Figma (Инста изначально планировалась как геолокационная соцсеть, по типу Foursquare, и сейчас является экстремистской, а деятельность компании Meta запрещена; а Figma вообще чем-только не хотела быть ).

Что полезного из этого я вынес

Да, во всем можно найти свои плюсы, в том числе и из этой, казалось бы, абсолютно провальной затеи. Как я упоминал выше, то мне пришлось достаточно глубоко погрузиться во все этапы разработки, так как я занимался лично всем, абсолютно с нуля, например: разобрался с покупкой домена, хостинга и их настройки; проектирование дизайна и пользовательского опыта; разработка фронт-енда и бекенда.

Во-первых, все это помогло мне закончить с отличием бакалавриат по специальности «Прикладная информатика». Во-вторых, мне удалось хоть и поверхностно, но пройтись по всем этапам и понять, что мне понравилось, а что нет — и для себя выделил продуктовый дизайн, которым занимаюсь и по сей день, при этом опыт разработки помогает находить общий язык с программистами.

Выводы, конечно, максимально банальны, но «повторние — мать учения»: не ошибается тот, кто ничего не делает. Есть множество примеров, когда люди не останавливались после неудач, и нашли свой путь; есть примеры, когда уже общепризнанные гении чувствовали себя неудачниками и самозванцами — но об этом напишу как-нибудь в другой раз.

Буду рад видеть вас в своём телеграм-канале, там я пишу про продуктовый дизайн, UX, нейросети без духоты. Также буду рад, если вы поставите лайк этой статье, репостнёте её себе и напишите ваши комментарии, может у вас были подобные проекты, вроде моего? Спасибо большое, кто осилил мою писанину до конца!

2222
28 комментариев

Статья тоже шляпа )) но ты не сдавайся !!

17
Ответить

Ахах, спасибо 😄

1
Ответить

😂😂😎🔥

1
Ответить

Никитос, я 12 раз прогарал в бизнесе, а в позапрошлом году прогорел в 13-й раз. 42 года. Я не сдаюсь, и снова стартую с нуля. Полёт нормальный.

10
Ответить

Жесть, а сколько было успехов? Может стоит пересмотреть тактику?

2
Ответить

🔥🔥🔥🔥🔥 напиши плиз про свои проекты

2
Ответить

устройтесь на работу и прекратите страдать. бизнес не для вас.

1
Ответить