Софты важнее хардов

Главред МТС Банка рассказал в интервью Кто студент, почему софт-скилы важнее хард-скилов и как редактору определить уровень своих навыков.

Антон Тарасов, руководитель направления редактуры МТС Банка

Расскажи, где работаешь и чем занимаешься.

Я работаю в редакции МТС Банка. Подразделение появилось в конце 2021 года, а я пришёл в середине 2022. Сначала там был один главред и два копирайтера. Сейчас нас десять человек: я в роли главреда, шесть копирайтеров и три стажёра.

У нас много функций: маркетинговые коммуникации, UX, креативный копирайтинг, антикризисные коммуникации.

Можешь рассказать, что такое грейды и для чего редактору важно их определять?

Грейды — набор компетенций редактора, который позволяет оценить профессиональный уровень. Даёт понимание, в каких скилах нужно расти, чтобы подняться на следующую ступень по карьерной лестнице.

Грейды — это корпоративная история, которая перешла к нам из ИТ. Когда я пришёл в банк, то попал не в маркетинг, а продуктовую команду. Там ребята пилили фичи по инвестициям и личным финансам — классическая разработка. В составе этого проекта была небольшая контентная работа. Я посмотрел практику и перенёс на команду редактуры. Система грейдов очень помогла нам осознанно выстраивать работу.

Сейчас в корпорациях система грейдов выстроена. Они забрали её у айтишников и спокойно используют.

Зачем определять грейд?

От него многое зависит: обязанности, степень свободы в принятии решений, роль в проекте. Джун больше пишет. Синьор — делает ревью джунов и выполняет менеджерские задачи.

Грейд не сильно важен для человека, который работает на фрилансе на нескольких проектах. Для него это условная история. Но определять его точно нужно. Почему? Чтобы понимать, как расти. Грейд даст понимание, где специалист находится на рынке.

Не будет метания между «я величайший» и «я ничтожество». Знание своего грейда помогает определить, сколько специалист может зарабатывать, и аргументированно проводить зарплатные переговоры.

В бигтехах принято раз в квартал или раз в полгода проводить ревью. Специалисту выставляют оценки по матрице компетенций, которая принята в компании.

Можно ли самостоятельно определить свой грейд?

Можно, но сложно. Особенно тяжело будет джунам — будет кидать из крайности в крайность, от «я всё знаю» до «я ничего не знаю».

  • Лучше всего посоветоваться с кем-то: сейчас полно людей, кто помогает с грейдированием. Попросите ребят в редакторских чатах или купите консультацию за небольшие деньги.
  • Есть ещё один способ — нагуглить или найти в тех же чатах матрицу компетенций и самостоятельно себя оценить.

Когда на руках будет собственная и внешняя оценка от эксперта, нужно сравнить их. Получится более-менее объективное понимание уровня своих навыков, и на основе этого карту развития будет построить проще.

В крупных компаниях с оценкой легче. Обычно система оценки уже выстроена. В редакции МТС Банка есть матрица компетенций, по которой редакторы могут ориентироваться, в какую сторону расти.

Чем отличаются джун от мидла, мидл от синьора?

Джун от мидла отличается хардами, а мидл от синьора — софтами.

Есть определённый список критериев — матрица грейдов или матрица компетенций. В каких-то компаниях она прописана, в каких-то нет. У нас в банке официально не прописана, но у меня есть личная таблица, которая помогает провести собеседование. Я знаю, какой специалист мне нужен, и буду смотреть, насколько человек соответствует своему грейду. Бывает так: человек претендует на синьора, а у него ответ уровня джуна. Матрица помогает не ошибиться при найме.

Когда джун растёт до мидла, у него растут харды. От мидла до синьора харды практически не растут. Если редактор владеет хардами на уровне мидла, то дополнительно их качать не имеет смысла. Могут отличаться только оттенки, которые ещё и не всегда нужны в наших повседневных задачах. Обычно у синьора больше насмотренности и лучше понимание, как донести нужную информацию до клиента на его пути.

Главное — понимать базу. В нашей работе самая сложная часть — это софты.

Какими хардами должны обладать джун и мидл?

Харды, которые описываются дальше актуальны для редакции МТС Банка. Их можно адаптировать под другую корпорацию, но брать всё на веру не нужно. Для разных задач харды будут отличаться.

Что умеет джун в хардах? Он делит на абзацы, использует заголовки, последовательность, изложение не хромает, с логикой проблем нет. Это база.

Для мидла уже поинтереснее. Он может обработать большие объёмы информации, умеет держать фокус и отличать важное от неважного. К джуну такого требования нет — ему с этим помогут.

Инфостиль — стандарт по рынку. Мир читателя, границы читателя и другие базовые вещи, про которые Максим Ильяхов пишет 10 лет.

Джун часто мыслит словами и предложениями, он думает только о тексте. На мидле человек задумывается о тексте на уровне продукта: как свести интересы клиента и бизнеса, а не о том, как написать предложение.

Фактура. Фактура важна для людей, которые пишут лонгриды. Мидл умеет задавать вопросы, чтобы получить интересную фактуру.

Джун должен собрать фактуру, как положено, если ему скажут где, выдадут вопросы и шпаргалки. Джунам сложно отделить качественные источники от не очень качественных. Для мидла это уже дефолт, он умеет работать с большим объёмом информации.

Целевая аудитория. Джуны знают про ЦА и даже пытаются с ней работать.

Когда задача приходит в редакцию, джуны спрашивают, кто в ЦА. Им отвечают, что все клиенты банка, все люди России наша ЦА. Понятно, что это не наша ЦА, но джунов ответ устраивает. Чтобы докопаться до сути, нужно уметь задать вопрос.

Если человек претендует на мидл-редактора, он уже понимает, как работает ЦА. Его не нужно за ручку вести. Задаёт правильные вопросы и уточняет:

  • В какой момент пользователь должен получить пуш? Когда едет после работы в метро или в выходной день?
  • Нужно ли пользователю напомнить об акции в день, когда пришла зарплата?
  • Как часто можно присылать пуши?
  • В каких случаях нельзя присылать пуши?
  • Это потенциальный клиент или он уже пользуется продуктом?

И кучу других вопросов в зависимости от задачи. Но не уходите в крайность. Много вопросов — не всегда хорошо. Задавайте вопросы только по делу.

Какими софтами обладают специалисты разных уровней?

Софт-скилы для редактора — это управление ожиданиями, приоритизация и позиция.

Приоритизация:

У джуна нет понимания, какие задачи делать сначала, а какие потом.

Мидл расставляет приоритеты по понятной системе, отличает важное от второстепенного.

Синьор, так же как и мидл, расставляет приоритеты, но умеет обоснованно отменять задачи.

Позиция:

У джунов рабочая и личная позиции зачастую ретроактивны: без указаний работать не могут. Занимают позицию жертвы: «А вот мне сказали не то…». В худших проявлениях — ненужная категоричность и чёрно-белый взгляд на мир.

У мидла позиция проактивная, он проявляет инициативу, но бывает, что проявляет не к месту. Мидл знает, что мир сложный и в нём есть полутона.

Синьор проактивный, всегда принимает ответственность за свои решения, но не за чужие. Знает, когда нужно проявить инициативу, а когда нет.

Теперь подробно поговорим о самом важном — управлении ожиданиями.

Управление ожиданиями:

Джун часто верит, что успеет к дедлайну вчера. Не формирует образ желаемого результата и не фиксирует его. Ему сказали, что нужен вкусный текст — он пытается его сделать вкусным, как понимает эту вкусность. Не синхронизирует её с заказчиком.

Чтобы управлять ожиданиями, нужно знать, что ими можно управлять. Даже в корпорации можно управлять ожиданиями заказчика, независимо от того, кто он: вице-президент или коллега из смежного отдела.

Управление ожиданиями — это не встать в позу и не пропускать задачу, а спокойно доносить свою позицию. Если бизнес с ней не согласен, то специалист предупреждает, что здесь есть риски.

Мидл уже знает, что по дедлайну можно договариваться. Знает, что образ желаемого результата нужно синхронизировать с заказчиком. Ожидания обязательно будут расходиться у исполнителя и заказчика — нужно сокращать разрыв.

Что делает синьор в управлении ожиданиями? Фиксирует договорённости. То, о чём говорили на встрече, необязательно к исполнению, пока не зафиксировано. Синьор методично фиксирует и синхронизирует понимание результата и реалистичности сроков от встречи к встрече.

Будет вести тикет в Jira, записывать, о чём договорились, как выглядит финальный баннер, пуш. Вот так на разных грейдах человек проявляет эту компетенцию.

Софты важнее хардов?

В моём случае софты важнее хардов. Не нужен особый талант, чтобы писать пуши в банке. На базовом уровне этому можно легко научиться. Специалист будет писать классные пуши, они будут отправляться клиентам, им всё будет понятно, они будут покупать продукты банка. Специалисту в нашей редакции не нужно быть писателем: Толстым, Пушкиным или Достоевским. А если редактору тяжело общаться с людьми, это может стать проблемой. Он поймёт, что не вывозит, и будет мучаться.

Но не путайте с ситуацией, когда тяжело, но чувствуется рост.

Редакторы из бюро приходят с более высоким грейдом? Отличаются от ребят, которые не проходили школу?

У меня на этот вопрос двоякий ответ. Бюро даёт базу: с ребятами, которые прошли школу, приятно общаться. Не нужно разжёвывать понятия инфостиля и мира читателя. Если человек прошёл Школу редакторов, то, скорее всего, он не джун.

Есть и ложка с дёгтем. Летом мы нанимали синьора. На собеседования приходили люди, которые проходили Школу редакторов — я понял, что это не панацея. Вроде человек и прошёл курс, а вроде и поговорить не о чем. Безумные провалы в софтах, и мы не сможем вместе работать. Хотя с хардами всё хорошо, даже лучше моих.

Самая тяжёлая часть работы в банке — договариваться с кучей разных людей. Нужны мощные софты. И если приходит синьор, то он должен сам всё чётко разруливать.

Если приходит джун, то он должен быть социально адаптированным, которому будет легко обучаться.

Интроверты делают работу так же хорошо, как и экстраверты, только им сложнее: затрачивают больше энергии и дольше восстанавливаются. Если редактор согласен и вывозит, почему нет, так тоже можно. Например, я вывожу: я сам интроверт.

Дай напутствие молодым редакторам-джунам.

Для джунов. Сильно не накручивайте себя. Не думайте, что люди о вас подумают, что вы тупой. Даже если и подумают, то человек сконцентрирован сам на себе. Скорее всего, через секунду всё забудет.

Не бойтесь спрашивать. Обязательно общайтесь со своим наставником или менеджером. Проговаривайте всё, насколько это возможно, растите доверие в команде, со своим руководителем и коллегами.

Совет для работы в корпорации. В корпорации важно не становиться корпоративным роботом. В моей команде открытая культура, я этим горжусь, хожу и рассказываю всем об этом, пытаюсь её вокруг насаждать.

Старайтесь всегда общаться по-человечески. Не панибратски, но и не уходите в формализм. Если вы видите, что это закостенелая структура, все ходят надувши щёки, и вам это не нравится — тогда нормально идти искать место, где вам будет приятно работать.

0
5 комментариев
Анастасия Иванова

"Джун от мидла отличается хардами, а мидл от синьора — софтами". Звучит как лозунг)

Ответить
Развернуть ветку
Polina Pakhotina

Представляю себе колонну МТС-банка на первомайской демонстрации с таким транспарантом… в руках у джунов, естественно.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Иванова

Где-то сверху записали карандашиком как идею)))

Ответить
Развернуть ветку
Maria Gribova

Ну и в принципе логичная схема: сначала надо стать классным специалистом, чтобы делать хорошо. А потом это «хорошо» надо уметь продать.

Ответить
Развернуть ветку
П К

Софты всегда важнее хардов, только если вы не джун. Автор шарит, все правильно написал

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда