Реакция на турбулентные условия: сохранение себя, команды и клиентов

В современном мире турбулентные условия для бизнеса являются неотъемлемой частью. В таких ситуациях важно сохранять устойчивость не только лично, но и в рамках команды, а также не потерять связь с клиентами. Я делюсь полезными советами для успешной навигации в сложных ситуациях и поддержания стабильности вашего бизнеса.

Реакция на турбулентные условия: сохранение себя, команды и клиентов

В последние годы постоянно происходят какие-то события, которые влияют на ведение бизнеса. Что-то может пойти не так. Более того, что-то постоянно идет не так. Это нормально для любого бизнеса. Конкретно сейчас стало спокойнее, и от этого появляется возможность задуматься о будущем и подстраховаться.

Я расскажу вам мои советы о том, как не потерять себя, команду и клиентов 🙂

Нишевание: определение целевого сегмента.

В спокойное время важно определять для себя ниши. Важно оказывать услуги по определенным целевым сегментам. Небольшие компании, как правило, работают в 1-2 сегментах.. Но если же времена становятся трудными, то лучше выживает тот, у кого как можно больше клиентов в разных направлениях (т.е он берется за большинство проектов).

В 2020 из-за пандемии туристическая отрасль пострадала. Так как туристическая область не входила в целевой сегмент моей компании, это никак не отразилось на работе. Более того, удалось вырасти.

В 2022 году нарушение логистических поставок авто привело к открытию нового рынка. Итогом текущий сегмент PHPDev — авто — не пострадал., которые до сих пор активно выходят на рынок.

Поэтому если вы выбираете нишу, будьте готовы к тому, что возможно придется перейти в новую. Однако нишевание позволяет вам активнее выходить/работать по рынку.

Поддержка связи с клиентами.

В турбулентные времена важно поддерживать связь с клиентами. В любой момент что-то может пойти не так. В 2021 году у нас отвалился клиент, который давал хорошие обороты. Важно понимать, что происходит у клиента, как он живет и какие у него планы, потому что можно заранее подготовиться к тем или иным обстоятельствам. К примеру, если бизнес сезонный, то можно готовиться к спаду загрузки отдела поддержки в данном сегменте. Это если в межсезонье клиент не вкладывается в разработки нового. А вот если вкладывается, то затишье в продажах конкретного клиента для вас может оказаться наоборот - временем горячей работы. И даже в рамках одной ниши у разных клиентов может быть реализовано в корне по-другому.

Общение с сотрудниками.

В 2020 году из-за пандемии многие сотрудники диджитал не вернулись в офис. Каждый варится в своих мыслях, формируя свой пул информации и живя в этом информационном вакууме. Как руководителю, вам важно понимать, что в голове ваших сотрудников: на эмоциях они могут совершать разные действия. Например у нас был кейс, когда сотрудник внезапно решил уехать в деревню, таким образом в корне сменив стиль жизни :).

На фоне таких эмоциональных качелей важно поддерживать общение не только письменное. Созваниваться, общаться, разговаривать о работе и состоянии. Также важно держать сотрудников в курсе развития компании: делать созвоны и общаться о положении компании, какие проекты надвигаются и т.д. Это очень важный момент, который позволяет сохранять людей.

Уход ведущего специалиста: что делать?

Иногда могут уходить ведущие специалисты. Они подвержены эмоциональному выгоранию и в один момент могут изменить свою жизнь: сменить сферу деятельности или компанию. Так бывает, и важно всегда готовить замену этому человеку. Конечно, кого-то можно заменить через найм, но также важно растить человека в команде. Людей из найма нужно обучать под себя, на что не всегда есть время. Если у вас есть top level позиции, лучше иметь его помощника, который будет подстраховкой в случае ухода. Он обучится вместе с pro персоналом и, в случае потери ведущего специалиста, вы будете иметь человека на повышение.

Отслеживание экономики.

Реакция на турбулентные условия: сохранение себя, команды и клиентов

Когда происходят внезапные ситуации, важно отслеживать оплаты. Мы постоянно мониторим ситуацию: кто задерживает оплаты, с кем все хорошо, кто задолжал. Ежедневно происходят созвоны с командой по горизонту планирования оплат и загрузки.

У нас был случай недавно откололся крупный клиент: ответственное лицо со стороны клиента что-то не поделило с ведущим руководителем и покинуло компанию. А без него проект запустить невозможно. Важно контролировать финансовую нагрузку в компании, и в случае, если что-то идет не так, всегда иметь возможность закрывать “дыры”.

Моральная поддержка.

Нельзя забывать о поддержке, которую дает семья. Когда у руководителя что-то не так происходит, семья всегда поддержит. Приходя домой, лучше закрыть работу за дверью, и дать себе погрузиться в спокойствие и заботу. Бизнес переформатируется, что-то закроется, кто-то уйдет, а семья — всегда будет с вами

Партнерские отношения.

Бизнес-партнеры — это хорошо, если они вас усиливают. Бывает такое: приходит 2 одиночества, у которых одинаковые взгляды и мысли, и никак не усиливают друг друга (а может даже негативно влияют друг на друга). Партнерство должно усиливать. С клиентами также должно работать: нужно усиливать, если что-то не работает. Если мы видим, что проседает программирование — чиним код. А если видим, что просаживается продвижение — работаем над ним.

Моральное состояние.

Все эмоциональные проблемы всегда ложатся на собственника. Поэтому мой совет: не забивайте на себя, важно найти свою “скорую помощь”. Для меня это спорт и авто-соревнования в лесах, времяпровождение с семьей. Важно, по крайней мере для меня, чтобы это все было без телефона. Этакий моральный перезагруз, отдых от цифровой интоксикации. Кстати, в последнее время в течение недели помогает расслабиться банька. Берите на вооружение)

Это самые важные с моей точки зрения пункты, касающиеся вопроса выживания в турбулентность и спокойное время.

Подытоживая, хочу порекомендовать вам подготовиться к новым вызовам уже сейчас. Следите за происходящем, планируйте свои действия и помните, что турбулентность наступит всегда. Важно правильно повести себя в этот момент!

Как вам такой формат публикаций? Недавно выступал на конференции и решил поделиться моей темой со всеми. Давайте обсудим!

Также я веду колонку о рабочих местах разных людей из мира Digital:

Если вам интересно читать о людях и новостях мира Digital чаще — приглашаю в мой телеграм-канал.

1010
34 комментария

Зачем негативить? Турбулентность не ясно когда наступит еще

2
Ответить

Я считаю, что лучше подстраховаться заранее. Если не подготовиться к проблемам, при наступлении реальных угроз придется потратить в разы больше времени, чтобы решить их. Зачем терять нервы, ресурсы и время, если можно подготовиться заранее и достать решение при возможности? Задумайтесь) Мир сейчас крутится быстрее, чем обычно

Ответить

Быстрая реакция на проблемы — наша спокойная жизнь.
Спасибо, что сохраняешь нас вместе :]

2
Ответить

Иначе никак. Мы команда))

1
Ответить

Я согласна со всеми пунктами по опыту, это прям чисто руководительская база. Только ответ про предупреждение выгорания я пока так и не нашла ).

2
Ответить

Кайф, рад, что откликнулось)
Да, выгорание это вообще ловушка. Какой бы ответ не нашел, все равно найдется болевое место, к которому нужно искать свой ключик

1
Ответить

Я не согласен со многими пунктами. Такое ощущение, что вы решили выдать базовую базу и решить, что вы новатор. Спасибо конечно, но у нас свои методы.

2
Ответить