Как найти правильную нишу и запустить свой бизнес

Предпринимательство всегда сопряжено с риском. Не удивительно, что по статистике 80 из 100 новых компаний закрываются уже в первый год после открытия. Рассказываю, на что нужно обращать внимание при выборе отрасли, чтобы не прогореть.

Всем привет! Меня зовут Барно Турсунова, я – сооснователь сети умных автосервисов “Вилгуд” и основатель агентства инвестиционной недвижимости Barno Estate. На самом деле, уже не в первый раз пишу для VC, но сейчас поняла, что еще ни разу не рассказывала здесь о своем предпринимательском пути. А ведь история могла бы оказаться полезной тем, кто хотел бы начать свое дело. Но обо всем по порядку.

От торговли в палатке до миллиардной компании

Все началось в 2001 году, именно тогда мы с мужем Шерзодом переехали из Ташкента в Москву. Дома у нас было все – трехэтажный дом, машина, квартира и свой бизнес. Но мы понимали, что если хотим построить действительно большую компанию, то в России для этого гораздо больше возможностей.

До переезда представления о жизни в столице у меня были оторванными от реальности. Я не думала, что придется начинать все в таких плохих условиях, а именно с торговли в палатке на строительном рынке. Первое время для меня это, конечно, было шоком. Но пришлось принять ситуацию, засучить рукава и работать, чтобы добиться большего. Через год у нас уже было 10 точек, а через 10 лет мы выросли в группу компаний по оптовой торговле отделочными материалами «Евродизайн», которая достигла годового оборота в 8 млрд рублей.

Как нам это удалось? Мы были первыми на рынке, кто начал выстраивать из обычной торговли эффективную систему. Поняли, что нужно начинать вести учет всех складов в цифровом виде, оптимизировать бизнес-процессы и коммуникацию между точками. Это и помогло нам в то время опережать конкурентов.

Приход гигантов и начало с чистого листа

Успешная работа продолжалась до тех пор, пока не произошли существенные изменения на рынке. В Россию пришли гиганты строительной отрасли вроде «Леруа Мерлен». Мой муж – человек-стратег, визионер, у которого всегда есть план на несколько ходов вперед. Он сразу понял, что любому продавцу нашего размера будет тяжело конкурировать в розничной торговле с такими компаниями. Поэтому мы решили продать долю в «Евродизайне» и перейти в новую нишу.

При выборе отрасли Шерзод обращал внимание на два важных критерия: возможность для роста и масштабирования, а также объемы рынка. Если они небольшие, то каким образом удастся построить компанию с впечатляющим оборотом? Помимо этого, большую роль играет конкурентный ландшафт. Тем, кто только начинает, стоит обратить внимание на ниши, где нет компаний, у которых более 10% от общего рынка. В противном случае, доказать клиенту на начальном этапе развития бизнеса то, что ему нужен именно ваш продукт или услуга будет крайне сложно. И, помимо всего прочего, важно оценить потенциал роста компании в кризисное время.

Выбор Шерзода пал на авторемонтную нишу. Мы изучили состояние автосервисов в других странах и поняли, что такое дело может быть прибыльным, если правильно организовать и автоматизировать все процессы. И, кроме того, этот бизнес будет устойчивым в кризис. Ведь в тяжелое время люди, как правило, ремонтируют свои автомобили, а не покупают новые.

Скажу честно, изначально я думала, что у нас будет хотя бы дилерский центр. В реальности все оказалось иначе. В 2011 году мы купили обычный автосервис, который к тому же оказался убыточным. И все пришлось начинать с нуля.

К тому моменту мы уже построили первый большой бизнес, поэтому нам, конечно, было психологически легче справиться с первыми неудачами. Мы знали, что наше сильное качество – выстраивание системы. И если выстроить систему в автосервисе, все пойдет как надо. Так оно и случилось, число автосервисов постепенно росло, параллельно с этим методом проб и ошибок у нас получилось создать собственную IT-систему для автоматизации и оптимизации большинства процессов.

В результате, за семь лет сеть автосервисов значительно расширилась. Причем с 2014 года мы вообще начали масштабироваться исключительно по модели франшизы. О том, как это произошло, и каким образом нам удалось сделать из IT-системы отдельный продукт для авторемонтной отрасли вы можете почитать в этом материале для VC.

Опыт «Евродизайна» и «Вилгуда» подтвердил нашу изначальную догадку о том, что в бизнесе важно выстраивать систему. Все процессы должны быть упорядоченными, поскольку систематизация позволяет предупредить возможность возникновения так называемых «бутылочных горлышек», или узких мест.

Новое направление, или как «хобби» стало полноценным бизнесом

Меня начала интересовать недвижимость, а также возможность получения пассивного дохода, как только я увидела, что на этом можно заработать. Это случилось, когда мы с мужем приобрели наш первый таунхаус в Москве, а всего через год после покупки его цена выросла в два раза. Конечно, это меня заинтересовало.

Тогда же я начала использовать ипотеку как инструмент и практически все свободные деньги вкладывала в недвижимость. Когда ко мне за советами по покупке квартир начали обращаться друзья и знакомые, я поняла, что это можно превратить в полноценный бизнес. Ведь это крупная отрасль, в которой есть возможности для роста и масштабирования. Оценка конкурентного ландшафта также позволила сделать положительные выводы.

Кроме того, недвижимость – один из традиционных и самых надежных активов, который всегда растет в цене в долгосрочной перспективе, спасая сбережения от инфляции и предоставляя возможность для получения пассивного дохода. И даже после кризисных ситуаций рынок восстанавливается достаточно быстро. Проанализировав все эти факторы, я приняла решение открыть в 2022 году агентство инвестиционной недвижимости Barno Estate.

Почему, как мне кажется, история может стать показательной для тех, кто выбирает нишу? Оглядываясь назад и оценивая наших шаги, я бы хотела выделить несколько критериев, на которые стоит обратить внимание при открытии бизнеса:

  • Потенциал для роста. Важно понять, есть ли реальная возможность для масштабирования бизнеса. Если да, то за счет каких факторов?
  • Объемы рынка. Получится ли построить крупную компанию с большим оборотом?
  • Конкурентный ландшафт. Есть ли на рынке игроки, которые занимают более 10% всего рынка?
  • Устойчивость к кризисам. Будет ли бизнес устойчив к кризисным ситуациям? Возможно ли сделать его более устойчивым? За счет каких факторов?
  • Система и автоматизация процессов. Есть ли готовые решения, которые позволят выстроить систему? Если нет, получится ли это сделать своими силами?

Это лишь первые вопросы, но именно на них стоит акцентировать свое внимание еще до того, как вы решитесь на открытие бизнеса. Возможно, они помогут вам поменять свое мнение или, наоборот, подтвердят ваши догадки. В любом случае ответы на них точно не будут лишними.

1010
4 комментария

Бизнес пока открывать не собираюсь, но было реально интересно почитать про вашу историю

Ответить

Я вам скажу в чем проблема бизнеса и почему он закрывается через пару лет. Изначально это банальна идея, которая уже очень поднадоела всем, но вы продолжаете видеть в ней будущее и это зря, а далее это простое неумение вести бизнес, неумение подбирать персонал и распределять финансы, а ответы на все это лежат на поверхности)

Ответить

Со скоростью развития ИИ, уже и никакой бизнес не хочется открывать. Всё равно рано или поздно заменят нас

Ответить

У амазона вон продавцов так и не заменили, с их-то ресурсами, а оказалось, что индусы на удаленке в камеры смотрели вместо ИИ. Свернули лавочку и обычными датчиками будут теперь товары в тележке сканировать, даже без помощи индусов.

Вы, похоже, купились на маркетинг в котором из каждого утюга кричат про ИИ, хотя там просто скомпилированный набор логики если/тогда, а ИИ там и не пахнет.

Ответить