Как и зачем становиться лидером

Далеко не каждый становится лидером. Дело и в амбициях, и в качествах, и в умениях. Если с первым у тебя порядок, рассказываю, над чем ещё тебе нужно поработать, чтобы стать лидером.

Как и зачем становиться лидером

Слушай аудиоверсию этой статьи в нашем подкасте:

Как и зачем становиться лидером

Я люблю прокачивать свои гибкие навыки, но с лидерством у меня как-то не задалось. Когда я задумываюсь о своих лидерских качествах, у меня тут же возникает масса сомнений.

Как бы я ни старался, не могу выкинуть из головы образ «политика, лидера и борца», с которым я у себя же в голове никак не ассоциируюсь. Впрочем, разобравшись в вопросе, я понял, что лидеры бывают совершенно разные, и, в каком-то смысле, им должен быть каждый.

Но обо всём по порядку.

Кто такой лидер

Для начала давай определимся с пониманием самого термина «лидер».

В статьях о гибких навыках (раз и два) я писал: лидерство — это способность сплотить вокруг себя единомышленников и повести команду к успеху.

Причём это не обязательно касается работы. Мы живём в обществе, в окружении людей, с которыми постоянно взаимодействуем, поэтому практически в любой сфере (замечаем мы это или нет) встречаем всевозможных лидеров: от родителей и учителей до блогеров и политиков.

Да чего там — на определённом этапе жизни любой человек и сам может оказаться лидером (когда в детстве говоришь друзьям, что лучше пойти лупить крапиву палками, а не на качелях качаться, и все дружно идут искать палки помощнее — это тоже лидерство).

Частенько лидера воспринимают, как человека, который управляет людьми, но такое определение не совсем верно и скорее подходит руководителю/начальнику/боссу. Для последнего люди — это подчинённые, а не команда. Инструмент для достижения целей, если можно так выразиться. Руководителю безразлично, доволен ты или нет — для него важно, чтобы всё работало.

Из-за того, что руководители-не-лидеры не умеют вдохновлять людей на свершения, им часто приходится контролировать всё-всё-всё, использовать людей, как руки. Так и хочется удариться в псевдо-лингвистику и сказать, что не даром в слове «руководитель» есть слово «рука». Но шутки в сторону. Лидер — это не обязательно руководитель.

Лидером человека делает не должность, а его поступки, качества и умения.

Лидерами рождаются или становятся?

С одной стороны, есть теория великих людей, согласно которой люди наследуют определённые черты характера и лидерские качества. Впрочем, и они, если не будут их развивать, лидерами вряд ли станут.

С другой стороны, есть небезосновательное мнение, что все люди рождаются с равными способностями и возможностями. И уже от того, как они с этим ресурсом они будут работать, зависят их успехи на лидерском поприще.

То есть, какой бы вариант ни был верным (хотя, я всё-таки склоняюсь ко второму), главное — постоянно искать возможности для развития и работать над собой. Думаю, при должном упорстве, любой человек может стать лидером. Захочет ли — это вопрос другой.

Зачем становиться лидером

Я этим вопросом задаюсь постоянно, когда поднимается тема развития лидерских качеств и навыков. Ответ на него разный, в зависимости от того, управляешь ты чем-то или нет.

  • Если ты управляешь командой или целой компанией, лидерство поможет сделать бизнес конкурентоспособным, сэкономить ресурсы и предотвратить текучку. Всё-таки, чтобы развивать компанию, нужно объединять и мотивировать команду.
  • Если ты ничем не управляешь, кроме себя, в лидерстве всё равно есть польза. Дело в том, что лидеров слушают. Для людей, как существ социальных, очень важно быть выслушанными. Если к нашему мнению прислушиваются, это положительно влияет на нашу самооценку. Думаю, именно для этого многие ведут блоги, мечтают о медийности и так или иначе становятся лидерами (т. н. ЛОМы — лидеры общественного мнения) — всё для того, чтобы их слушали.

Качества и умения лидера

Итак, лидер — это человек с авторитетом, способный влиять на поведение других людей. Именно это выделяет лидера на фоне других членов коллектива. С одной стороны, нет смысла обобщать качества лидеров, потому что разных людей убеждают разные качества. Но с другой — есть ряд качеств и умений, которыми должен обладать каждый лидер вне зависимости от того, где и с кем он работает.

Большинство навыков лидера — это самые обыкновенные гибкие навыки, так что не удивляйся.

Управление рисками

Лидеру важно уметь предвидеть риски и вовремя устранять их в экстренных ситуациях. Это навык особенно важен для лидеров, которые работают в стартапах, где этих рисков из-за неопределённости очень много. Но и во многих других ситуациях уметь управлять рисками очень важно: когда ты бросаешься внедрять всё новое, ничего не тестируя; когда хочешь вносишь изменения ради изменений и т. д.

Новаторство

Способность смотреть на привычные вещи по-новому очень важна. Она помогает и тебе, и участникам команды не оставаться на месте и постоянно двигаться вперёд, повышать свою конкурентоспособность и развивать широкое и нестандартное мышление.

Перенести сервис на новую архитектуру, оптимизировать работу команды по новой рабочей методике, внедрить в продукт новые фичи — всё это круто и полезно (если ты оцениваешь риски, конечно). Ищи связи между вещами, которые, на первый взгляд, друг с другом не связаны и не бойся экспериментировать.

Делегирование

Как я уже говорил, неспособность доверить работу другим людям и тотальный контроль — это признаки не-лидера. Настоящий лидер понимает, что в одиночку не справится и не боится распределять роли между участниками коллектива.

Команда с грамотно распределённой ответственностью и чётким пониманием целей и задач отличается более высокой производительностью и, соответственно, быстрее добивается результатов, чем команда, в которой «лидер» боится делегировать.

Приоритизация

С расстановкой приоритетов у меня беда. Отчасти поэтому я пока не могу думать о себе, как о лидере, ведь без этого навыка не получится успевать больше самому и уж тем более — объяснять участникам команды, какие задачи первостепенны, а какие можно отложить. А без этого команда не сможет нормально работать — люди будут постоянно чувствовать себя перегруженными и, рано или поздно, перестанут понимать, что вообще происходит.

У нас есть крутой подкаст с кучей полезных советов по расстановке приоритетов — обязательно послушай, если ещё не.

Как и зачем становиться лидером

Уверенность в себе

Если ты, как руководитель, не уверен в себе, другие люди не доверят тебе управление собой и уж тем более не будут прислушиваться. Кроме того, неуверенность в себе помешает тебе развивать харизму.

Имей в виду, что уверенность в себе и самоуверенность — это разные качества. Первое — помогает развивать авторитет, а второе — лишь раздражает окружающих.

Экспертность и постоянное саморазвитие

Чтобы к твоим словам прислушивались, тебе нужно очень хорошо владеть темой. Сложно нормально относиться к человеку, который назидательно высказывается, но, при этом, не разбирается в вопросе.

В то же время, эксперт в области автоматически становится неформальным лидером людей менее компетентных, даже если он не руководитель. Поэтому, чтобы стать настоящим лидером, нужно постоянно улучшать знания, не упускать ни одной возможности узнать что-то новое и полезное.

Умение решать конфликты

Лидер команды должен уметь избегать конфликтов и разруливать конфликты в коллективе. У нас про это есть большой материал — обязательно прочитай.

Смелость и решительность

Хороший лидер должен уметь быстро переходить от слов к действиям. Долгие размышления порождают сомнения и нерешительность. Не хочу говорить «меньше думайте — больше делайте» (это несколько противоречит умению управлять рисками), но в этом есть определённый смысл.

Кроме того, никто никогда не будет следовать за человеком, который всего боится и не решается сделать шаг.

Общительность, вежливость и искусство переговоров

Одно из главных качеств лидера — общительность. Всё-таки лидерство — порождение общества. Этот навык очень полезен и для управления людьми, и в целом для жизни. Во время общения будь вежлив, не груби, показывай эмпатию и интересуйся собеседником. Если расположишь к себе коллектив, будешь всегда получать обратную связь. А обратная связь для лидера очень и очень важна.

Дисциплина

Хорошая черта не только лидера, но и вообще любого человек, который считает своё и чужое время ценным ресурсом. Дисциплинированные, требовательные к себе люди показывают пример своим последователям.

Ответственность

Умение отвечать за свои поступки — отличительная черта лидера. Он психологически зрел и устойчив, не ищет на кого опереться и умеет положиться только на себя. Поэтому старайся нести ответственность за свои слова, решения и действия. Ну и не перекладывай ответственность на других, чтобы скрыть ошибки.

Организация

Ну и, конечно, настоящий лидер должен уметь организовывать не только себя, но и окружающих. Для этого нужно обладать системным мышлением, находить оптимальные решения и рационально распоряжаться имеющимися ресурсами.

***

Надеюсь, тебе стало понятнее, что из себя представляют лидеры, и какие качества и навыки тебе нужно приобрести, чтобы стать одним из них. Быть лидером круто, но не все ими становятся, по тем или иным причинам (представляешь, что было бы, если б у нас каждый второй был лидером?). Поэтому, прежде чем приступать к саморазвитию и двигаться в сторону лидерства, разберись, а надо ли оно тебе.

240240 показов
2121 открытие
Начать дискуссию