Десять лет Австралии. Опыт путешественника на край света со стажем. Часть вторая

Технический директор Hello World! Technologies Яков Лило о том, как перемещаться в Австралии по земле, воде и воздуху, на какую сумму вас оштрафуют за кроликов, какие знаки предупреждают о медузах и крокодилах и какие устройства австралийские внуки берут «погонять» у австралийских бабушек.

Десять лет Австралии. Опыт путешественника на край света со стажем. Часть вторая

Добрый день, друзья! Эта статья — вторая часть большого материала об Австралии, который постепенно появляется на свет благодаря нашему техническому директору Якову Лило. Он не просто опытный путешественник: в Австралии он бывает регулярно уже более 10 лет подряд. В первой части мы рассказывали о том, как туда добраться, как получить визу и почему не надо связываться с какаду. Настало время переходить ко «внутренней кухне». Сегодня в выпуске: транспорт, штрафы, городская среда, инклюзия и дорожные знаки.

​Обратите внимание на улицу: здесь сразу несколько особенностей — и безбарьерная среда, и козырьки над тротуарами повсюду, и, конечно, оно — левостороннее движение. А также известная икона Сиднея — Харбор-Бридж (попробуйте найти его на фото)
​Обратите внимание на улицу: здесь сразу несколько особенностей — и безбарьерная среда, и козырьки над тротуарами повсюду, и, конечно, оно — левостороннее движение. А также известная икона Сиднея — Харбор-Бридж (попробуйте найти его на фото)

Последние новости

Невозможно не упомянуть о том, что в последние полгода Австралия и без нас была у всех на устах — из-за чудовищных лесных пожаров. Сейчас благодаря продолжительным дождям удалось локализовать большую часть очагов возгорания, но режим ЧС в Сиднее отменили только в феврале. Ущерб колоссальный: по разным данным, жертвами стали от 27 до 33 человек, сгорело множество домов, погибло около 1 миллиарда животных, а популяции всеми любимых плюшечек — коал — нанесен огромнейший ущерб.

​Невозможно удержаться и не постить гифки о красоте австралийской природы

Тем не менее основная часть туристических маршрутов не пострадала, а потому правительство Австралии не нервно икает и торопится упростить процесс получения визы, опасаясь, что поток путешественников иссякнет, а совсем наоборот. Ранее мы писали о том, что можно получить визу в онлайне, никуда не выезжая. Теперь уже нельзя: обязательным условием стала сдача биометрии в одном из Австралийских центров по сбору биометрических данных (АВСС). Сибирякам, к примеру, придется для этого ехать в Новосибирск. Не так уж и далеко, если сравнивать с путешествием до Сиднея! Но все же… Впрочем, представим, что вы все-таки добрались до Австралии и вас не «завернули» восвояси прямо на пограничном контроле.

Транспорт

В первой части мы «остановились» в аэропорте, но теперь нас интересует как выбраться оттуда, чтобы попасть, собственно, в Сидней. Разумеется, существуют такси: порядка 150 австралийских долларов (AUD, курс — 46,64 рубля) будет стоить поездка до города.

Кроме того, есть поезд. По факту, это метро, но наземное — лишь в центре 5-10 станций «спрятаны» под землей, а потому называется оно именно «train», то есть «поезд».

Десять лет Австралии. Опыт путешественника на край света со стажем. Часть вторая

За посадку на станции «Аэропорт» с вас потребуют дополнительно 12-14 долларов сверх стоимости обычного билета. Такое вот «Добро пожаловать к нам в страну!» по-австралийски. Но есть лайфхак: можно пройти одну станцию пешком (это порядка 500 метров) и сесть в поезд на другой станции, сэкономив 12 баксов.

В Сиднее поезда двухэтажные, на входе можно выбрать: подняться по лесенке наверх и смотреть оттуда на всех свысока или остаться на нижнем этаже и любоваться ногами прохожих.

​Вид изнутри
​Вид изнутри

Кроме того, поезда бывают обычные и экспрессы. Из-за того, что Сидней сильно разросся в последнее время, для увеличения скорости перемещений по нему добавили экспрессы, которые останавливаются всего на нескольких станциях по пути следования. Это позволяет сэкономить время, например, минут на 15 полуторачасовую поездку сократить можно.

​А здесь есть еще и третий этаж!
​А здесь есть еще и третий этаж!

Кроме поездов, а также привычных нам автобусов и трамваев, в Сиднее есть ferry — это кораблики, точнее, небольшие паромы. Для туристов это еще и милое развлечение — покататься на кораблике по гавани! Но если ты местный житель, то для тебя это полноценная и обязательная часть городского транспорта. В некоторые точки нереально добраться без помощи парома, а многие вообще каждый день плывут на этих ferry на работу.

​Лайнер и ferry: наглядно
​Лайнер и ferry: наглядно

Сидней — большой город, он раскинулся более, чем на 50 километров в ширину вглубь материка, так что на перемещения здесь тратится довольно много времени. Например, можно добираться на работу поездом, автобусом и паромом за один раз, потратив на это два часа (если без пробок!). К такому сложно привыкнуть! Такси при этом невероятно дорогое. Туристов спасает Uber, который сильно лучше, чем у нас, но все-таки свои передвижения необходимо тщательно продумывать.

По кварталам с частными домами ходят автобусы, с помощью которых можно добраться до станции поезда — основного средства передвижения.

Если получилось приобрести жилье сразу возле станции, вам очень повезло, потому что автобусы могут заканчивать ходить в 19-00, а днем появляться на вашей остановке всего пару раз. Все это, конечно, легко отслеживается по расписанию и с помощью удобного приложения, но транспорта от этого больше не становится.

Немного не-сиднейского транспорта: трамваи в Мельбурне и Голд-Косте.

Оплата проезда

Похожа на нашу: действует система транспортных карт. Их нужно прикладывать к терминалу при посадке и высадке, то есть дважды. Автоматически с карты списываются деньги, причем система расчета оплаты здесь запредельно сложная: все зависит от дня недели, маршрута, времени в пути и т.д. К примеру, можно делать пересадки и, если между ними проходит не более получаса, ты как бы продолжаешь один путь и денег тратится меньше.

Туристам полезно знать о том, что есть ограничение на списание средств в неделю и в день. После того, как вы преодолели некое пороговое значение, все остальные поездки становятся бесплатными. Суммы ограничений небольшие, поэтому их очень легко «перешагнуть», а дальше ездить бесплатно — это выгодно.

В целом, рекомендуется запланировать на эту статью расходов около 60 долларов в неделю, но ни в коем случае не пытайтесь «сэкономить» и проехать зайцем. По салонам регулярно курсируют проверяющие, которые сканируют транспортные карты и узнают, отметился ли ты на входе. Нарушителей ждет штраф в несколько сотен долларов.

Продаются транспортные карточки в газетных киосках, магазинах формата 7-11 и EzyMart и в некоторых розничных магазинах. На центральной станции поезда в Transport Customer Service Centre вам не только карту дадут, но и помогут ее активировать и баланс пополнить. В дальнейшем для пополнения можно пользоваться специальными терминалами, которых тоже хватает по всему городу.

Личное авто

Нельзя сказать, что в Австралии нечего делать без личного автомобиля. Отнюдь! Есть немало туристических маршрутов, доступных при помощи общественного транспорта, а также автобусные экскурсии, призванные спасать тех, кто по той или иной причине не водит машину. Но если вы хотите посетить крутые природные парки, заповедники и заказники, куда транспорт не ходит — арендовать авто вам придется однозначно. И первым делом…первым делом вы, конечно, познакомитесь с местным левосторонним движением: придется поломать мозг.

Десять лет Австралии. Опыт путешественника на край света со стажем. Часть вторая

С прокатными конторами там проблем нет, их много, в том числе они есть в аэропортах и на вокзалах (где, кстати, удобнее всего выбирать транспорт). Среди крупных прокатных компаний можно перечислить Budget, Hertz, Letz, Avis, Red Back. Наш эксперт утверждает, что они арендовали в Hertz и остались всем довольны. Для оплаты можно пользоваться наличными или кредитной картой.

Важно: при наличии только российских водительских прав машину вам могут и не дать, лучше заранее обзавестись международными правами. Это не 100%-ная истина, истории известны случаи, когда «прокатило», но рисковать мы не рекомендуем, это вам не США, где очень лояльно относятся к любым водительским удостоверениям.

Очаровательные дороги Аделаиды.

Стоимость аренды на сутки составляет 100-150 AUD, плюс еще 200 долларов придется заплатить за страховку — в чужой стране ее имеет смысл брать. Если не хотите арендовать дорогое авто, нужно связаться с прокатом заранее и забронировать приемлемый вариант. Конечно, совершенно не бюджетный внедорожник вы легко сможете найти срочно и «на месте», но он вам не нужен. Для австралийских дорог (и бездорожья) вполне хватает кроссовера, а умелые водители и на седане везде проедут. Это особенно актуально в туристический сезон, так как спрос на машины увеличивается.

Что еще вам нужно знать? Если вы едете в центр континента, вдаль от цивилизации, то не надейтесь, что в пустыне под каждым кустом вас ждет заправка и круглосуточный магазин — там и кустов-то нет. Осколки цивилизации могут находиться на расстоянии 100-150 километров друг от друга. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у вас был запас бензина, воды, еды, лекарств, инструментов, деталей, запасных колес…В общем, всего необходимого, чтобы вернуться из путешествия целыми и невредимыми или как минимум суметь добраться до ближайшей обитаемой зоны. Не надейтесь на то, что кто-то выручит вас: на некоторых трассах машины проезжают даже не каждый день.

Еще важный момент: лучшая защита от кенгуру — это нападение! Шутка. Лучшая защита от кенгуру — это не та, что прикручена к машине спереди (железная конструкция вроде щита, которую в Австралии устанавливают на многие автомобили, особенно на большие, в народе известна как «кенгурятник»), а ваша внимательность и соблюдение скоростного режима. От двухметровой «зверюшки», которая беспечно выскочит перед вашим авто на дорогу, не спасет никакая решетка.

Что касается получения австралийских прав (если вы переехали), то примерно три месяца вы можете водить со своим удостоверением, а дальше придется получать местное. Для этого необходимо сдать экзамен на умение водить.

Обычно, будущих австралийских водителей предупреждают о драконовских штрафах за малейшие нарушения. Вот и мы не исключение — предупредим, причем прямо сейчас.

Штрафы

Начнем с самого важного: «договориться на месте» не получится — так говорят бывалые туристы (у нас в этом вопросе нет экспертного опыта:). Более того, за попытку «договориться» вас могут оштрафовать дополнительно, справедливо расценив это как взятку.

Штрафы — тема грустная, поэтому вот вам красивый вид на Sydney Opera House​
Штрафы — тема грустная, поэтому вот вам красивый вид на Sydney Opera House​

Для водителей действует специальная система баллов. И нет, она не похожа на то, о чем вы подумали: «Оплати десять штрафов за превышение — одиннадцатый раз бесплатно!», совсем наоборот. Что это такое? Очень просто: при получении прав у вас есть, грубо говоря, 13 слотов для points (баллов), которые «выдают» за различные нарушения. За неправильную парковку возле школы или нарушение скоростного режима вы получите 2-3 балла, к примеру, а если «накосячили» в праздничный день — double points, то есть начислят баллы в двойном размере. Кроме того, за любое нарушение вас, конечно же, ждет денежный штраф, а еще стоимость покупки будущей страховки будет расти.

Но что за «приз» получит водитель, который набрал больше 13 points? Достаточно очевидно — это лишение прав. На какой срок — зависит от того, как злостно он нарушал и насколько превысил лимит баллов, но не менее 3 месяцев. Большую роль играет неотвратимость наказания, все участники дорожного движения понимают, что, если их на чем-то поймали — мало не покажется.

За пьяную езду можно лишиться прав на год, а если нарушитель еще раз попадется нетрезвым, да еще и с заблокированными правами — их у него могут отобрать пожизненно, а еще он, вероятно, отправится в тюрьму (да-да, и такое возможно) и получит очередной заоблачный штраф (сумма зависит от штата, где нарушали). И это будут не просто сотни долларов: здесь и на тысячу можно «влететь» уже просто превысив скорость.

В Австралии полиция имеет право проверять на алкогольное опьянение любого водителя, в любом месте и в любое время — и пользуется этим правом с большим удовольствием. Сам тест довольно простой: водитель просто считает до пяти, говоря в аппарат, похожий на диктофон. Если тестер показывает, что он пьян — у него крупные неприятности! Его попросят покинуть свой автомобиль и отвезут на полицейской машине в участок, чтобы сделать дополнительный тест. Если он тоже подтвердит степень опьянения, его сфотографируют, возьмут отпечатки пальцев и предъявят обвинение. Оправдываться здесь не поможет — никто не будет слушать. Откупиться тем более: как мы уже сказали, за попытку дать взятку можно получить дополнительное наказание. И уже тем более мы не советуем пытаться скрыться от полиции — это вам не Россия, здесь дорожные полицейские имеют право стрелять на поражение без предупредительного выстрела в воздух.

Десять лет Австралии. Опыт путешественника на край света со стажем. Часть вторая

Если вы не водитель, это не значит, что штрафовать вас в Австралии не за что. Например, прошлым летом там предложили брать по 200 долларов с тех, кто «залипает» в телефоне во время перехода через дорогу. С телефонами здесь вообще все непросто. Например, в аэропорту в зоне таможенного контроля нельзя по нему разговаривать. Иначе что? Правильно, штраф! Справедливости ради, надо заметить, что это не строгое требование — вам для начала просто сделают замечание, а если уж полезете на рожон — оштрафуют.

Этот принцип, кстати, работает с большинством не-грубых нарушений: сначала вас предупредят по-хорошему, а если это не поможет — вот тогда начнут наказывать рублем…точнее, долларом. Но стоит иметь ввиду, что ваши представления о грубых нарушениях могут сильно отличаться от местных.

Штрафы объективно заоблачные. Как-то раз рядом с нами на станции оказался мужчина, который зачем-то выкинул окурок на железную дорогу. Ему выписали штраф — 200 баксов. И нам всем прочитали лекцию о том, как ужасно мы себя ведем. Наши аргументы о том, что мы этого человека не знаем и вообще впервые видим проигнорировали. Но мы поняли, что лучше прослушать лекцию, чем поспорить, а потом поехать в отделение и там выяснять, кем нам приходится этот мужчина.

Яков Лило, технический директор Hello World! Technologies

Интересные запреты на вызов дождя, торговлю с пиратами и пылесосы мы увидели здесь (настолько забавно, что решили поделиться ссылкой): https://babr24.com/?IDE=177666 Еще из интересного: год назад в Австралии назначили штрафы для тех компаний и их руководителей, которые недостаточно быстро удаляют со своих платформ контент со сценами реальной жестокости и насилия.

Популярный штраф — за содержание, разведение и продажу…кроликов! Австралийцы все еще с содроганием вспоминают, как пушистусы заполонили весь континент и едва удалось вывести их с помощью специального «противокролового» биологического оружия. В общем, за махинации с кроликами можно заплатить до 30 тысяч (местами до 40 тысяч) баксов.

Городская среда

С точки зрения того, как город приспосабливается под окружающую природу и своих обитателей, это, конечно, «небо и земля» по сравнению с нашей родной Сибирью. Продуманы все мелочи как для местных, так и для туристов.

Типичные городские жители.

Например, вы приехали и еще не успели привыкнуть к тому, что здесь левостороннее движение не только на дороге, но и на тротуаре. Мы не замечаем этого, но интуитивно, как правило, предпочитаем идти справа, а здесь вы в этом случае попадаете во встречный поток. Недавно для пешеходов там стали вешать таблички, предупреждающие о том, что и на тротуаре движение левостороннее. Что касается дорог, то на переходах обязательно напоминают об этом. Ты уставший подходишь к перекрестку, смотришь в пол, а на нем написано: «Посмотрите направо, пожалуйста!».

Городские парки и зоны отдыха — это невероятные примеры того, как достигается гармония между цивилизацией и природой.

Стоит отметить очень понятные, многословные и подробные дорожные знаки для водителей и пешеходов. Предупреждения вешают даже на деревьях: о том, что надо ехать осторожно, чтобы не задеть ветки. Водителям автобусов четко указывают, где высаживать пассажиров, где парковаться и т.д.

Специальный знак для водителей: по этой дороге могут проехать только автобусы, всех нарушителей на седанах ждет мгновенная карма — повреждение от торчащей из асфальта «железяки».

По пути следования можно увидеть знаки-предупреждения о камнях на дороге, о том, что нельзя писать SMS за рулем, что надо каждые два часа останавливаться и отдыхать — иначе водитель устает и это опасно для жизни (здесь вы увидите очень много разных вариантов знаков о том, как важно не засыпать во время движения).

Знаки для пешеходов. Вот так забавно (первое фото) тут выглядит «пешеходный переход».

Сразу видно, что австралийцы крайне заботливые и предусмотрительные люди. Везде стоят знаки, информирующие об уровне опасности лесных пожаров, о возможной встрече с акулами, крокодилами и прочей недружелюбной или травмоопасной фауной.

Немного любопытных местных знаков. На первом фото граждан предупреждают о том, что летом в этих водах обитают медузы, ожоги которых могут быть смертельно опасны. А под знаком в специальной нише заботливо хранится пластиковая бутылка с уксусом — он помогает, если вас ужалила кубомедуза (прим. авт.: уксус — не универсальное средство, в случае ожога от других медуз он может только усугубить ситуацию!). На табличке ниже — инструкция, как ею пользоваться: «Полить, не тереть. Обратитесь за медицинской помощью!». На втором знаке — предупреждение о том, что в пруду живут крокодилы. На третьем — просьба не кормить птиц, на четвертом — правила пользования пляжем.

Есть даже предупреждающие знаки о том, что в округе живут бдительные соседи и, если к вам в гости ходит подозрительный «шпиён», о нем сразу же сообщат куда следует.

В городской среде вас с помощью дорожного знака предупредят, что вы «влетите» на сто баксов, если будете распивать спиртное на улице. А на трассе, разумеется, напомнят об опасности кенгуру. Кстати, в городских парках, есть знаки, говорящие о том, что не надо кормить, щупать и вообще беспокоить «кенгурушек» — это опасно.

А вот эти зверушки — созданы для развлечения (и в честь фестиваля в Сиднее)!

Помните, мы писали про штраф за разведение кроликов? Так вот, об этом тоже есть дорожные знаки, на которых прямо так и пишут, что вы заплатите 30 000 долларов за содержание и разведение пушистиков.

​А вот о собачках здесь позаботились! Питьевой фонтанчик с краном и специальной миской, чтобы напоить любимого питомца
​А вот о собачках здесь позаботились! Питьевой фонтанчик с краном и специальной миской, чтобы напоить любимого питомца

При этом рекламных щитов здесь практически нет, чтобы не портить облик городов. Для рекламы используют, например, трамваи, на которые наносят яркие рисунки.

В остальном комфорт угадывается во всем: урны самых разных видов и форм, светофоры с кнопками-стрелками, уличные почтовые ящики (здесь они популярны и стоят не просто так), указатели улиц с нумерацией домов, велодорожки (на них надписи специально делают «в перспективе», чтобы их было удобно читать, пока едешь на железном коне.

Про доступную среду, инклюзию и (не)ограниченные возможности

Когда прилетаешь в Австралию, очень бросается в глаза то, как много на улицах пешеходов в инвалидных колясках и всех тех, кого у нас принято называть «людьми с ограниченными возможностями». Сначала это вызывает недоумение — неужели здесь так опасно и людей так часто едят (например) акулы? Почему их так много? Потом у тебя постепенно меняется отношение, ты привыкаешь и понимаешь, что на самом деле таких людей с травмами и инвалидностью здесь не больше, чем у нас — просто они полностью интегрированы в общество, а не сидят безвылазно в четырех стенах. Все устроено очень удобно, есть вся необходимая инфраструктура, а потому они свободно перемещаются, где хотят.

Десять лет Австралии. Опыт путешественника на край света со стажем. Часть вторая

Все, абсолютно все тротуары предусматривают то, что по ним будут двигаться на коляске, все инвалиды обеспечены электрическими каталками, для управления которыми достаточно, чтобы шевелился хотя бы один палец. Пассажиры этих колясок регулярно обгоняют тебя на пешеходных дорожках, спеша по своим делам. К ним совершенно иначе относятся, чем у нас в России: более сознательно и в то же время более обыденно — это полноценные участники общества, которые требуют чуть больше заботы, но нет необходимости делать из этого трагедию.

Доступная среда для любителей спорта тоже важна
Доступная среда для любителей спорта тоже важна

Забавный факт: временами внуки стареньких бабушек берут у них «погонять» каталку для развлечения и ездят на ней по улице. Очевидно, бабушки не против — на это никто не смотрит как на что-то ужасное, скорее уж, не менее естественное транспортное средство, чем детская коляска или велосипед.

Десять лет Австралии. Опыт путешественника на край света со стажем. Часть вторая

Здесь есть даже специальные качели для колясочников: широкое сидение, пандус, платформа — все собрано в единую конструкцию и выглядит очень надежно, раскрашено в яркие цвета.

Кроме того, Австралия — мировой лидер по количеству тактильной разметки для слабовидящих членов общества. Яркая плитка со специфическим рельефом есть везде: возле каждой лестницы, любой ступеньки, перекрестка, перехода, пандуса и т.д. А собак-поводырей тут обучают, интегрируя их в общество: они нарабатывают свои навыки в аэропорту, заодно помогая пассажирам справляться с аэрофобией — об этом феномене писали пару лет назад даже в наших новостях.

Перемещение между городами

Будем считать, что нам захотелось покинуть Сидней и отправиться посмотреть другой город, причем не на авто. Как мы это сделаем? Полетим, конечно же.

Десять лет Австралии. Опыт путешественника на край света со стажем. Часть вторая

Самолеты тут более доступный вид транспорта, чем в России. Есть достаточное количество лоукостеров, так что летать между городами можно за 100 долларов, особенно если правильно подобрать маршрут. На таком авиарейсе тебя вряд ли покормят или нальют шампанского, но и в пути ты проведешь всего час, максимум два-три — можно и потерпеть.

В противовес развитому и дешевому авиасообщению, поезда тут дорогой и не всегда удобный вид транспорта. Например, в разных штатах Австралии отличается ширина железнодорожного полотна, что затрудняет перемещение.

Еще можно путешествовать на круизном лайнере. Такие корабли-«десятиэтажки» постоянно обретаются в порту Сиднея, но стоит это удовольствие дорого даже по австралийским меркам.

Десять лет Австралии. Опыт путешественника на край света со стажем. Часть вторая

Поэтому опыт, конечно, интересный — поплавать между городами на таком роскошном транспорте в компании счастливой тусовки — но цена кусается.

Трейлеры

Там, где есть природа, хорошие дороги и инфраструктура — там же есть и трейлеры, целая культура путешествий в домах на колесах. В Австралии очень хорошо развиты путешествия по родной стране для местных жителей, в том числе это значит, что во многих парках есть стоянки для трейлеров и места для кемпинга. Все это позволяет побыть поближе к природе и к живности, если вы, конечно, не боитесь близкого знакомства.

Продолжение следует

О «близком знакомстве» с живностью, местных винах и продуктах, а также об IT-компаниях читайте в следующих выпусках! Вы еще не забыли? Мы IT-компания HWdTech, и мы обожаем рассказывать о том, как наши коллеги путешествуют. Если хотите почитать про Норвегию и Фарерские острова, переходите по ссылкам.

3636
36 комментариев

 погибло порядка 1 миллиарда животныхгде же были всеми распиаренные зеленые, защитники животных и растений от парниковых газов и пластиковых пакетов? где они сцука были?!!! где была эта хитрожопая тварь Грета, любительница прогуливать школу, выступать в ООН и кататься на яхтах? Почему она блять не спасала коал?

9
Ответить

Признайтесь, вас держат в заложниках огромные пауки и заставляют писать статью?

7
Ответить

Огромные медузы! И крокодилы:)

5
Ответить

"Например, можно добираться на работу поездом, автобусом и паромом за один раз, потратив на это два часа (если без пробок!). К такому сложно привыкнуть!"
Парень никогда не добирался из Подмосковья на работу в Центр?

6
Ответить

ну не все же такие как ты ушлые и хитрожопые, понаехали из регионов и снимают жилье в подмосковье "чтобы подешевле", а работают в москве "чтобы зарплата повыше"

1
Ответить

"потратив на это два часа (если без пробок!). К такому сложно привыкнуть!"
приезжайте к нам в Москву :)

3
Ответить

ага приезжайте
у нас как раз сейчас пробки +-3 балла не более
все сбежали от коронавируса в регионы

Ответить