Как Onpoint создает цифровые продукты вместе с клиентами
Цель создания любого нового цифрового продукта — получить максимальный результат при ограниченных ресурсах за наиболее короткое время. Для этого важно минимизировать количество лишних действий: научиться четко определять, что важно, чему сейчас не время, а чего вообще не стоит делать, даже если это есть у конкурентов.
Для наших продуктовых команд главные приоритеты — скорость и качество решений. Чем раньше продукт встретится с реальными пользователями и чем качественней мы поймем их потребности, тем эффективнее работа команды. Гибкость и скорость работы продуктовых команд — наше преимущество перед большими компаниями со сложной структурой принятия решений и "неподвижными" продуктами и технологиями.
Чтобы команды могли реализовывать свой потенциал, мы используем два подхода:
- Lean startup — методика создания продукта, ориентированная на быструю проверку рыночных гипотез. Включает в себя такие составляющие, как business canvas, сustomer development, MVP и пр.
Agile development — подход к разработке, который подразумевает итеративный релиз функций с ориентацией на данные и обратную связь от пользователей. Включает в себя формирование бэклога, планирование спринтов разработки и т.д.
Есть ряд особенностей применения этих методик на рынке enterprise-решений для фармкомпаний:
Скорость принятия решений. В компаниях сложные структуры согласования.
Гибкость. Компании не готовы вносить изменения в проект на ходу.
Скорость обратной связи. Каждый релиз проходит много этапов проверки, что создает лаг между внедрением и обратной связью.
Количество данных. Очень узкий рынок по количеству врачей и пользователей (маркетологов/представителей).
Как мы это обходим и что получается в итоге
Мы адаптировали методики и организовали процесс таким образом, чтобы у команд было достаточно данных и инструментов для быстрого старта и развития. Каждый продукт проходит определенные этапы, на каждом из которых есть свои правила и критерии прохождения (stage-gate).
Этапы у нас выглядят следующим образом:
Проверка идеи (поиск problem-solution fit).
Проверка потенциала (анализ product-market fit).
Реализация с итеративной разработкой и MVP (создание minimum viable product).
Масштабирование и развитие (формирование product backlog).
Любая идея нового продукта строится вокруг проблемы/боли, которую этот продукт закрывает. Но для начала нужно удостовериться в актуальности проблемы. Для этого мы проводим глубокие интервью с клиентами и проверяем не только наличие проблемы, но и насколько сильный у нее негативный эффект для бизнеса, стоит ли она решения.
Пример
Работая с текущим стеком платформ внутри одной из компаний, мы увидели, что клиент тратит огромное количество времени и ресурсов для того, чтобы по крупицам собрать и обработать результаты кампаний, содержащих несколько разных каналов. Поняв это, мы реализовали в своей платформе Oncall MA единое окно с анализом метрик в 3 измерениях: кампания, канал, отдельная отправка. Это дает клиенту свободу и скорость принятия решений.
Как только мы убедились, что боль есть и мы можем создать для нее решение, важно удостовериться, что идею можно масштабировать. Мы собираем концепт решения с актуализацией боли и проводим митапы с клиентами, где:
рассказываем, какую проблему выявили;
спрашиваем, насколько эта проблема актуальна;
- собираем максимальное количество инсайтов о том, какие барьеры можем встретить в реализации.
Пример
Когда мы строили роадмап развития одной из наших платформ, мы делали большой акцент на конструкторе сценариев. Собрав митап для группы клиентов и обсудив с ними наши идеи, мы пришли к выводу, что намного больше ценности может дать совсем другое направление усилий — единый профиль врача. Это привело нас к пересмотру функций платформы и бэклога задач.
Когда мы понимаем, какое решение создавать, мы не идем в долгое проектирование всех деталей, а разбиваем разработку на фазы релизов. Мы не отталкиваемся от нашего понимания — мы даем продукт на тест пользователям и вносим изменения, основываясь на реальных отзывах, выдавая новые улучшенные версии.
Пример
Хороший пример в данном контексте — наш календарь планирования в Oncall CRM. Он начинался с самых простых функций, таких как создание и редактирование визитов, но постепенно дополнялся огромным количеством механик. Среди них копирование, drag-n-drop, массовое планирование, полезные подсказки и т.д. Представитель теперь тратит значительно меньше времени на планирование, что позволяет ему сосредоточиться на главном — построении коммуникации с врачом.
Мы стараемся организовать как можно больше источников обратной связи о том, как работает продукт, что беспокоит пользователей и какие задачи остаются без решения. Таким образом, у нас появляются идеи, которые впоследствии валидируются, приоритизируются и попадают в бэклог развития продукта.
Пример
У одного из клиентов платформы Oncall MA было очень много брендов, которые коммуницируют с одной и той же аудиторией, но маркетологи не согласовывали друг с другом, что и когда отправлять врачу. На одной из встреч клиент предложил сделать автоматические подсказки маркетологу о том, что есть риск перегрузки врача коммуникаций. Так появилась одна из множества полезных функций нашей платформы.
Самые достоверные данные всегда у пользователя. Чем раньше вы их получите — тем качественней будет решение.
Итеративная разработка сильно уменьшает риски лишних действий и создания функций, которые не нужны пользователям.
Чем больше источников обратной связи вы создадите (запросы в поддержку, вопросы на конференции, обратная связь в приложении, опрос после внедрения), тем проще вам будет формировать план развития продукта.
Команда Onpoint неустанно следит за трендами в IT-разработках, участвуя в мероприятиях, встречаясь с клиентами. Это позволяет быть в курсе актуальных потребностей рынка и предлагать эффективные решения.
Мы не боимся экспериментировать, генерируем новые идеи и тестируем новые подходы. Если вы хотите участвовать в развитии IT-сообщества в фарме, мы приглашаем вас поучаствовать в наших митапах! Напишите нам на info@onpoint.ru