От Айти до Буддийского Монаха: История Евгения Кузнецова

Евгений Кузнецов с 2012 по 2021 годы руководил технической поддержкой нескольких проектов VK (в том числе Почта и Облако), а теперь живет в буддийском монастыре в Мьянме. В этой статье Женя рассказывает, как так повернулась его жизнь и продолжает ли он карьеру в айти.

Фото из личного архива Евгения
Фото из личного архива Евгения

В монастырь у каждого есть миллион причин пойти и миллион одна причина не ходить. И каждый (со)выбирает свой собственный комплекс причин.

UnionVK

Материал подготовлен на основе онлайн-встречи UnionVK, сообщества текущих и бывших сотрудников группы компаний VK. Присоединяйся к комьюнити, если тоже являешься выпускником группы VK :)

А полную запись встречи можно посмотреть по ссылке на нашем YouTube канале.

Как я пришел к буддизму?

Начну с самого, наверное, простого. Буддийское монашество — это не постриг, не наложение на себя ПОЖИЗНЕННЫХ обетов схимы, власяницы и вериг. Это обычная процедура, которую проходят многие мужчины в Азии — в монахи уходят на разных жизненных этапах и на разное количество времени. Прийти в монахи на недельку, или на месяц, или на год — это абсолютно нормально, почти как санаторий.

Я человек не религиозный, просто потому что я довольно много знаю о религиях. Что же меня привлекло именно в буддийском монашестве? Во-первых, простота и лаконичность правил, совпадающих, в целом, с моими представлениями о нормальной жизни.

Во-вторых, последние 10 лет я работал на двух-трёх разнонаправленных работах одновременно, писал книги, организовывал фотовыставки, посетил 40+ стран.

Как-то я успевал это всё. Нооо.... в один момент понял: я хочу выдохнуть. Так и решил уехать в монастырь. Мне нужен был такой типа творческий отпуск, чтобы перезагрузиться и (например) попробовать писать прозу.

Монастырь я выбирал по двум критериям. Мне хотелось, чтобы было тепло и с образованием было немножко связано. Я нашёл монастырь на карте в 2019 году, связался с настоятелем по электропочте. Говорю: “Я приеду, у вас поживу сколько-нибудь?” Он говорит: “Да, приезжай, норм”.

И когда в январе 2020 приехал в Мьянму, ещё 3 дня собеседования проходил, по часу примерно. Мы на разные темы разговаривали. В Мьянме английский знают очень плохо, поэтому общались частично через Google-переводчик, частично жестами. Там постоянно играешь в "крокодила" (хорошая игра, рекомендую).

В итоге договорились на июнь 2020 и на срок от года до....

А вообще 2020 выдался интересный по путешествиям.

Январь: Китай, Мьянма, Китай (обратно лечу через Ухань в Москву 8 января 2020 года). Затем в январе успеваю слетать в Амстердам, потом в Словакию, в феврале — на Кипр. Начинают закрывать международное направление. Я лечу в апреле в Минеральные Воды, в мае рулю яхтой на Дону. А в конце мая меня закрывают в обсерватор в Сочи на 2 недели. Я веду оттуда репортажи. Июнь двадцатого — Мурманск, Териберка. Июль — Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Чечня. Август — Абхазия. И под завершение, в ноябре 2020 я лечу на Курильские острова. Страшный ковидный год, я напомню, всё закрыто :)

<i>Фото из личного архива Евгения</i>
Фото из личного архива Евгения

Почему я не попал в 2020 году в монахи? Потому что ковид (помните, такой был когда-то? :) ) и закрыли всё. Первым схлопнулся Китай и заварился на двойной аргоновый шов. Я только успел вздохнуть и развести руками. Мьянму тоже закрыли надёжнейшим образом.

А спустя ещё немного времени, в 2021 году, в Мьянме произошёл военный переворот и страну закрыли ещё надежнее.

Существуют три главных понятия у буддистов на языке пали, на котором говорил Будда, звучит: “Пея, тея, ланка”. Это означает: “Будда, дхарма, сангха”. Будда как источник учения, ряда грамотных советов. Дхарма — это собственно учение, в которое входит этот перечень советов и притч. И сангха — это, условно, те чуваки, которые тебя окружают, которые с тобой дружат, как прихожане для православных, для католиков. Я ходил в сангху Московской буддийской общины. Денег за это не берут, кормят и делятся опытом. Когда-то ради интереса я посещал и баптистов, и мормонов для саморазвития. И понял, что буддизм воспринимаю как философию, как течение, чтобы прокачать свои софт скилы доступными методами, в аутентичной обстановке.

Заканчивается 2021 год. В декабре я живу в Непале. Там путешествую, и по монастырям в том числе. Присматриваюсь, думаю, может осесть. И тут проносятся слухи, что Мьянму начинают открывать. Я вскочил на коня, помчался из Таджикистана в Индию, потом спустился к Таиланду и влетел в Мьянму. И тут же пошёл в монастырь.

Почему Мьянма?

Я решил, что буду жить именно в Мьянме, когда в 2019 году прочитал книгу Петра Козьмы (живёт в там уже 16 лет) "Наш человек в Мьянме".

Мьянма — страна, крайне мало представленная в новостях, и очень интересная. Так и оказалось.

И когда ты белый, я уж не говорю белый монах…

Представьте вождя масаи, который с копьём стоит, ногу поджав как цапель, в центре заснеженного Саратова — будет что-то похожее.

В Мьянме буддизм фактически от Будды "из рук в руки" передан предкам местных жителей. Около 2500 лет назад (говорят) жил-был такой Будда, и он придумал какие-то полезные советы. Он это учение передал северным индусам, бирманцам, части Лаоса. Это буддизм 1.0, малая колесница — Хинаяна.

Дальше буддизм пропутешествовал в Тибет и Китай, и по пути классические тексты буддизма (Палийский канон) дополнились другими текстами и новыми обрядами.

Ламы в жёлтых шапках — это буддизм 2.0, Махаяна, так называемая большая колесница. Буддизм такой версии распространён в Китае, в Корее, частично в Японии, в Бурятии, в Калмыкии. И в этом буддизме чуть больше ритуалов, больше внешней обрядовой стороны. Дальше буддизм снова вернулся в Индию, пройдя ещё несколько стран и несколько сотен лет.

И появился буддизм 3.0. Это Ваджраяна, или алмазная колесница. Распространён, например, в Таиланде.

Чтобы было чуть понятнее, в буддизме 1.0 Будда — это не бог, это человек. Нет рая, нет ада, нет никаких божественных сущностей. Ритуалов по минимуму. Хардкор. В буддизме 2.0 некие божественные сущности появляются, какое-то подобие рая. И уже в буддизме 3.0 Будда — бог, есть божественные сущности, много магии и ритуалов, а исходный смысл немного потерялся.

При этом буддисты практически всех версий и конфессий не конфликтуют и не называют друг друга оголтелыми еретиками. Наоборот — крайне уважительно всё, и можно приезжать в гости в почти любой монастырь любой конфессии просто пожить и пообщаться на сколько захочется времени.

Меня привлёк изначальный буддизм, понравились простота и понятность. Вот такое типа ТЗ, как жить правильно :)

<i>Фото из личного архива Евгения</i>
Фото из личного архива Евгения

Собеседование в монастырь

Настоятеля монастыря называют "Саядо", т.е. буквально "Учитель". И он теоретически обязан проверить любого потенциального кандидата как в фильме “Бойцовский клуб”. В основном он проверяет на вменяемость, то, как ты будешь сосуществовать с другими людьми. К иностранцу, естественно, требования пожёстче, чем к местным.

Сангха — это прихожане. Это чаще всего деревня, где есть монастырь и живут монахи и настоятель (саядо) — это два ранга в иерархии буддизма.

В этой деревне всегда есть те, кто в данный момент находится в монастыре. Процесс смены состава регулярный, кто-то идёт в монахи, кто-то выходит из монахов. А процедура принятия в монахи — это 20-30 минут. Тебе бреют голову, потом ты берёшь чашу и ставишь перед собой, а сверху на чашу кладёшь веер.Садишься на пол, поджав под себя колени. Саядо, настоятель монастыря, читает сутты минут 15, потом тебя облачают в одеяние, ещё минут 10 читаются сутты. И всё, ты монах. Сразу привилегия — можно сидеть на одном уровне с настоятелем монастыря и со всеми монахами. Монахи всегда сидят выше уровнем, чем остальные миряне.

То есть процедура простая и входа, и выхода. Но каждый день туда-сюда мотаться не получится.

Люди в Мьянме ходят в монахи от двух раз в жизни. Первый раз они ходят лет в 6 в монастырскую школу, учатся читать, писать, какие-то сутты учат. А второй раз бирманцы идут в монахи или в 21 год, или перед женитьбой на месяца два-три, подумать, а действительно ли это надо. И религиозную составляющую тоже подтянуть.

В деревне постоянно есть какие-то родственники, друзья. Когда монахи идут с котелками, им жертвуют рис, кладут всякую другую еду — яичницу, мясо жареное, рыбу. Как не положить самого вкусного близкому?

Я бы сказал, что практически во всех религиях есть обет целомудрия в том или ином виде. В буддийском монашестве, чтобы иметь детей, нужно выйти из монахов, а это 15 минут. Женатому человеку можно идти в монастырь, например, чтобы сбежать от жены.

Кстати, в Мьянме в семьях матриархат. Что касается женщин монахинь, тут я бы подразделил. Есть институт монашества у женщин, он в некоторых странах напрямую идёт от Будды, в некоторых странах традиция прервалась. Женщины-монахи есть, они ходят также в бордовых или в оранжевых тогах. Мужчины-монахи называются бхиккху, женщины — бхикшуни. То есть это полноценные монахи, которые соблюдают все 227 правил монашества (а для женщин правил 334).

Одно из правил для монахов, например, — не касаться человека другого пола, не разговаривать наедине и так далее.

Интересно, например, в Таиланде бреют не только голову, но и брови, чтобы казаться уродливее. А ещё есть институт недомонашества женщин, где, условно, не 227 заповедей, а 25. Они живут в коммунах, ходят в обуви. Они могут просить деньги, а не еду или вещи.

Я не зря упомянул всего о двух уровнях иерархии. Вот ты монах, и если тебе хочется в управленческую деятельность, ты идёшь учиться в буддийский монастырь и становишься Саядо. Получаешь сертификат, можешь открывать свой монастырь (очень грубая схема, но примерно так). И ты становишься типа не подконтрольным органам власти. То есть в Мьянме все монастыри автономны. Мнение одного саядо равно мнению другого саядо. Никаких епископов, кардиналов, и прочих промежуточных степеней просто нет.

Есть уважаемые учёные монахи, они как правило имеют перед именем приставку “ашин” или “ача”. Это человек, который как минимум 20 лет провёл в монахах и ведёт образовательную деятельность в том числе.

Далай Лама — не глава всех буддистов. Есть в Тибете школа махаяна, большая колесница. В махаяне есть условная сангха, называется она Школа гелуг. И вот Далай Лама теперешний является просто настоятелем одной сангхи, хотя и довольно многочисленной. То, что он скажет, могут принимать во внимание, а могут и не принимать, как буддисты традиции 1.0, так и буддисты традиции 3.0.

Буддисты — вегетарианцы?

Буддисты легко могут не быть вегетарианцами.

В буддизме есть первый обет (правило) — типа "не убий". И именно поэтому некоторые буддисты не едят мясо. Но, когда ты монах и тебе жертвуют, — ведь ты же не просил, чтобы конкретную рыбу для тебя изловили, чтобы конкретную курочку для тебя пожарили. Поэтому монахи едят примерно каждый второй день мясо. Также есть разные морепродукты, океан рядом.

Монастырь — это только про религию?

<i>Фото из личного архива Евгения</i>
Фото из личного архива Евгения

Монастырь, где минимум обрядовых частей, похож на санаторий. Нельзя работать, это табу для монаха. Спецодежда бесплатно, как и кров и ночлег. И эта перезагрузка требует разного времени для каждого. Пропадает необходимость думать о том, что надо работать, чтобы выжить. И один из вопросов, которые я задавал на собеседованиях последние лет 20: “А вот если тебе не нужно будет работать, что будешь делать?” И я видел почти каждый раз удивление в глазах.

Люди как правило жалеют то ли времени, то ли сил подумать “А как это? жить и не работать??!?”.

В монастыре я лично лежал пару месяцев, просто смотря в потолок. Вставал, конечно, на завтрак, на обед. Потом выдохнул и понял, что надо что-то делать. Начал развлекаться. Научил монахов школьного возраста играть в земельки, никаноры, делать театр теней на стене, складывать оригами и так далее. Как плести фенечки, играть в точки и в морской бой. В планах — научить прыгать через резиночку и (возможно) мы дойдём до плетения рыбок из капельниц и даже до дымовух. В общем, полноценное советское детство я обеспечиваю.

Ещё сделал медитативную аллею, множество полочек и под телефоны, и под хозяйственные какие-то вещи.

Я научил штат Ракхайн делать красивые клумбы из крашеных покрышек (!).

То есть фактически я сделал для российско-бирманской дружбы больше, чем Хрущёв.

Ещё у нас проходят монастырские дискотеки периодически, есть колонки, оборудование нажертвовали.

Распорядок дня

1
В 5:30 утра звучит колокол, мы просыпаемся.

А спим мы человек по 15-20 в комнате, все храпят. Полчаса на мыльно-рыльные: зубы почистить, умыться, кому-то — побрить голову. В 6 утра завтрак. Садятся есть сначала старшие монахи, молодые монахи — я их называю салагами — накрывают на стол старшим, старшие едят и уступают место. Садимся мы. Я — во главе, воспитатель, присматриваю за молодым поколением. Мы читаем сутты, потом едим. Шведский стол :) Рис и "запчасти", как правило, дико острые.

2
Дальше молодые монахи убираются. Я лежу, сплю часа два.

В 9 мы крутим тинган по форме 3: это когда оба плеча закрыты, подвешивается чаша через ремень, накрывается особенным образом. И идём ход за пожертвованием, километров 5-6. В 10:30 мы возвращаемся, маршрут у нас чаще всего одинаковый. У нас есть там примерно 180 домохозяйств, которые дают еду.

3
В 10:30 вернулись, помылись, переоделись.

После этого в 11.00 накрывают на стол, мы читаем сутты, и едим. Это последний приём пищи на день. Потом молодые монахи опять убираются, я — сплю.

4
В 3 часа общий подъем.

Молодые монахи учатся: математика, география, физика, и Палийский канон.

Я занимаюсь какой-нибудь фигнёй :). Хожу по участку, думаю: “Ага, сюда надо натравить студентов убрать эту свалку.” И так может быть до 5 часов. Думаю, какие бамбуки срезать, чтобы из него что-нибудь накрутить. Ежедневно учу бирманский язык, буквально через боль.

5
В 6 вечера мы все садимся читать сутты, крутим тиган по форме 2 и садимся в позу “на кортах”.

Она реально выглядит так, только руки сложены впереди. В 6:30 дочитали, салаги продолжают учиться. Я читаю книжку. Старшие монахи смотрят телек какой-нибудь: популярны ММА и индийские сериалы.

И примерно в это же время я читаю лекцию ребятам по русскому языку, по английскому, географии, экономике, литературе или по теории искусства. Ребятам постарше преподаю компьютерный курс, как там всё внутри айти работает. В 10 — отбой, но ты можешь не спать без проблем. Я иногда не сплю, читаю всю ночь.

Есть ли запрет на технологии?

Нет никакого запрета. Я как-то гуглил картинку, монахи в буддийских университетах пользуются и смартфонами, и ноутбуками. Хотя это немного не по канону. Не приветствуется использование монахами технически сложных девайсов. Повозки водить точно нельзя. Монаха должны возить, хоть на велосипеде, хоть на любом другом транспорте, но он должен быть пассажиром. А проезд для монахов почти всегда и везде бесплатный. Кроме самолётов, увы и ах!

В монастырях стоят ноутбуки, которые жертвуют. Никаких запретов и догм нет, буддизм приветствует развитие и медицины и IT.

Как появилось имя Ку Та Ла

В момент, когда ты первый раз идёшь в монахи, тебе присваивают бирманское имя в зависимости от того, в какой день недели ты родился. Мой саядо, значит, потрещал калькулятором в голове, книгу имён бирманскую достал: “Ага, Шейн Ку Та Ла ты будешь.” Шейн — первогодок, первоход, молодой монах.

Ку Та Ла — это четыре буквы — три согласных и одна гласная, означает на бирманском “целитель, травник”. А начинается имя с буквы "Ка-джи" потому, что я родился в понедельник.

Каждый бирманец имеет монашеское имя и родное. Если бирманца зовут Чжо, то знайте, что это может писаться шестью разными способами, это будут очень разные имена, но читаться будут все именно так.

Например, одного монаха "на гражданке" зовут Хи Ве Пьо, а как монаха -—Шейн Ту На Да.

Навыки IT в монашестве

Безусловно, есть навыки которые я перенёс в монашество, и не только из IT.

Я пошёл работать в 13 лет, делать надгробия. И 7 лет там работал вместо всех каникул. Это были интересные девяностые :). Сейчас я пишу об этом книгу...

<i>Евгений — Член Союза Писателей, номинант на национальную литературную премию "Поэт года - 2019".</i>
Евгений — Член Союза Писателей, номинант на национальную литературную премию "Поэт года - 2019".

Потом я работал ландшафтным дизайнером: бессерблок, брусчатка, альпийские горочки. Работал поваром год в кафе. Потом сантехником, плиточником, да и вообще по любым ремонтам. Разумеется, всё это ежедневно пригождается мне в монастыре в плане уроков труда, наставления, использования инструментов. Я два ящика инструментов в монастырь ещё припёр и сделал кабинет уроков Труда.

...В девяносто третьем, наверное, первый раз сел за компьютер. Это был спектрум, вот так и понеслось. В 2003 — первая профессиональная работа в IT, сопровождение справочно-правовых систем. Потом работал на овощной базе программистом 1С.

А с 2005 — Управление Федеральной Почтовой Связи на почти 8 лет — от инженера без категорий Отдела Автоматизации и Механизации до ведущего инженера-программиста Отдела Информационных Технологий. И так далее, и так далее.

А спустя некоторое время занесло меня и в преподавание :) Начинал в Нижегородском университете Лобачевского. И так, знаете ли, понравилось, прям ах. Потом был МГТУ и потом был МФТИ. И этот опыт, конечно же, я стараюсь использовать в лекциях студентам: и салагам-монахам, и студентам монастырской школы.

Айтишный опыт проектов тоже помог. Как проект — медитативная аллея. 0) Что для этого надо, 1) ресурсы, 2) старт проекта, диаграммы рисуем, ресурсы распределяем, проект презентуем заказчику.

Саппорт же мне пригождается как один из инструментов Осознанности. Т.е. в том числе понимания людей и перевода "с пользовательского на русский", и неважно на каком языке они при этом говорят.

Монастырская школа

Всё образование в Мьянме платное, включая школу. Представь, ходишь в школу, а за это 10.000 руб в месяц надо платить. Иначе никак.

И впервые мальчики идут в монахи лет в 6-7 для изучения базовых дисциплин и знакомства с монастырской дисциплиной. Они изучают математику, чтение, письмо. Некоторые родители, которые не могут позволить себе даже школьное образование детей, просят монастырь взять на обучение своего балбеса или балбеску. Девчонки там тоже есть, даже больше половины.

На территории монастыря есть два общежития для студентов/школьников: мужское и женское. Домики небольшие типа летних. Сейчас в монастырской школе 87 студентов, это довольно много.

Есть муниципальные школы, есть частные, которые запредельно дорого стоят. И наш саядо (настоятель) договаривается с учителями муниципальной школы, чтобы учителя в свою третью смену, волонтёрами, ехали в монастырскую школу и преподавали, что умеют.

Студенты учатся и ночью, особенно когда экзамены, у нас круглосуточно бубнёж. Методики запоминания знаний отличаются от российских. Бирманские студенты сидят и проговаривают, пока не запомнят. И это слышно в монастыре.

Всё остальное время они учатся примерно до часу ночи. Три часа спят, и снова идут учиться. Довольно жестко, но куда деваться. Они сами понимают, что без образования нельзя.

Сам же я веду лекции в полусвободном формате и без особенно жёсткого расписания — так интереснее.

Недавно я настроил им проектор. Нам отдали какой-то древнейший. Я его скрестил с ноутбуком, и на ноутбуке я воздвиг приложение с видеолекциями из бирманских источников.

<i>Фото из личного архива Евгения</i>
Фото из личного архива Евгения

Монастырь — это ближе к карьере или к летнему лагерю?

Это точно не карьера. Ты можешь стать саядо, если получишь соответствующие корочки в университете буддизма. Или ты можешь заиметь приставку “ашин”, если ты учёный и 20-30 лет являешься монахом. Это важнейшее, наверное, отличие от других религий.

Ну т.е. карьеру можно сделать, но труд это титанический, да и в (бирманском из того что я видел) буддизме практически нет злоупотреблений финансового плана. Никаких золотых суперяхт и мерседесов с шёлковыми рясами.

Саядо — настоятель монастыря — такой же монах, соблюдает те же правила, спит на том же полу, носит такие же две тряпочки (роба/тинган/чивара), что и остальные монахи, и ест со всеми за одним столом ту же еду.

Каждый для себя выбирает причины, чтобы идти в монастырь или находит отговорки, чтобы туда не идти. Я нашёл причины. Для меня в данный момент это и пионерлагерь, и возможность реализовать мои преподавательские запросы. И погружение в среду, и творческий отпуск. Я уверен, что жизнь меня занесёт ещё куда-нибудь.

Как монахи определяют свою миссию? И как понять свою?

Я студентам обычно в самом начале курса своего авторского курса, который я читал в Бауманке, говорил, что биологически человек — это устройство. Машина для:

1) восприятия информации через визуальные и слуховые каналы

2) для переработки информации и

3) для выдачи информации в каком-то виде.

Три процесса, очень простые: восприятие, переработка, выдача.

Я вижу смысл своей жизни в радости от того, что я делюсь информацией. Иначе бы я не работал почти всю жизнь около саппорта/поддержки и не помогал бы, не побоюсь этого слова, сотням миллионов людей за всё это время. Вижу радость жизни в том, чтобы наслаждаться красотой и делиться ей.

А, ещё был период, когда я в роли продакт-менеджера создавал и делился такой красотой, как help.mail.ru, Disk-O, и ещё ряд проектов — и это тоже было вдохновение, красота, и радость.

Цель жизни, которую я сформулировал сейчас — меньше страдать, хакуна матата.

То, что мы совершаем, рождает за собой те или иные логические цепочки событий. Ты улыбку отправил в мир, и тебе это вернулось чем-то ещё. Давайте радоваться, жизнь прекрасна и удивительна.

Карьера моя ещё не закончена. Сейчас я (условно) работаю с правительством Мьянмы над их госуслугами, но я занимаюсь этим в свободное время и ни перед кем за это не несу ответственность. Я так развлекаюсь.

Друзья мои, отпускаю вам все ваши мыслимые грехи! Идите и грешите с удовольствием!

(В буддизме грехов как таковых нет, а отпустить ваши грехи я тем не менее легко могу — официально — по джастфорфановому рукоположению в ULC, которое года четыре как тоже получил).

Читать ещё от UnionVK

Начать дискуссию