(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(41537604, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(41537604, 'hit', window.location.href);

Как мы формируем корпоративные ценности, а они нас

Я Оксана, в HR ― 12 лет, работала в российской и европейской компании. Сейчас управляю задачами, связанными с корпоративными ценностями в IT-компании Programming Store. Покажу на примере пирамиды Маслоу, как компания приходит к ценностям. Расскажу, как работаю с ценностями, чтобы они помогали команде принимать решения и определять приоритеты.

Содержание

Ценности в российской продуктовой компании и шведской IT-компании

Я начала путь в HR с российской продуктовой компании.Там занималась рекрутингом, кадровым делопроизводством, ивентами, HR-процессами. Корпоративная культура считывалась, бизнес чувствовал необходимость в ценностях, но у компании в то время было много других приоритетных направлений развития. Фокус не был направлен на проработку корпоративных ценностей.

Потом я работала в шведской IT-компании. В Европе ценности входят в документ об индикаторах корпоративного поведения. Руководители уже в процессе найма презентуют сотрудникам миссию, видение, ценности, тональность общения, Code of Conduct — «код поведения».

Я пришла в компанию, когда Code of Conduct уже сформировали, поэтому оставалось только принять правила игры. Я следила за тем, как коллектив соблюдает правила корпоративного поведения. «Подсвечивала» сотруднику его антиценностное поведение и напоминала о том, что принято в компании.

Пирамида Маслоу в новом прочтении: как компания приходит к ценностям

Объясню на примере пирамиды Маслоу, через какие этапы проходит компания, прежде чем сформулировать ценности.

Этапы развития компании:

  • Физиологические потребности: создать базовый продукт, сформировать спрос на рынке, зарегистрировать юр. лицо.

  • Потребность в безопасности: найти офис, сформировать условия труда, сформулировать правила взаимодействия внутри команды.

  • Социальные потребности: «выход в мир» — сформировать корпоративную культуру, завести соцсети, транслировать во внешний мир индикаторы компании, презентовать их потенциальным сотрудникам.
  • Потребность в уважении и признании: закрепить позиции на рынке, работать над известностью бренда, оценить конкурентные преимущества, транслировать экспертность, разработать планы для карьерного роста.

  • Потребность в самоактуализации: сформировать долгосрочное планирование через краткосрочные цели, определить инструменты и базовые ценностные опоры.

Вот, как это было у Programming Store.

Управляющий менеджмент начал работать над ценностями, чтобы синхронизировать ориентиры команды и руководства и вместе решать стратегические задачи.

Приведу выдержку из интервью с нашим исполнительным директором ― Алексей поделился, как формулировали ценности.

Алексей
исполнительный директор Programming Store

Собственники, офисные и удаленные сотрудники с разным стажем работы ответили на вопросы: что вы цените в людях, какие ценности хотите видеть в компании? Мы объединили ответы, сформировали паттерны, получилось 6 ценностей. Затем расписали, что входит в каждую ценность, презентовали сотрудникам.

Мы не пытались сформировать и адаптировать ценности. Мы «вытащили» их у коллектива и зафиксировали фразы, чтобы на всех уровнях компании люди представляли, что является ориентиром. Когда мы начали расписывать, что для нас значат эти ценности, было сложно. На этом этапе мы обращались к опыту других компаний, чтобы посмотреть их формулировки, на что они делают акцент, но за базу мы их не использовали.

Ценности компании — это мой жизненный ориентир. То, что я ценю в людях, нашло отражение в ценностях компании. Я стараюсь вести себя согласно этим ценностям. В них мы постарались отразить рабочее через личное.

Мы спустили ценности и цели на уровень линейного менеджмента, и стало легче решать управленческие задачи. В спорных ситуациях смотрим на наши глобальные ориентиры ― ответ о векторе движения приходит сам.

Для сотрудников стали прозрачными ориентиры компании. Теперь понятно, какие кейсы/направления поддерживаются в большей степени.

Сотрудники рассказали, как на их взгляд проявляются ценности в компании

Ценность — профессионализм: история Максима, амбассадора компании

Максим

руководитель направления DevOps в 1C

Я прошел в компании путь от ведущего разработчика 1С до руководителя направления DevOps. Потом я стал амбассадором Programming Store, чтобы развивать свой личный бренд, демонстрировать экспертность. В Programming Store мне нравится стабильность: компания устоявшаяся, есть фундамент и перспектива. До этого я работал во франче, практически в стартапе из 5 человек, потом коллектив дорос до 10. Но даже при двукратном увеличении коллектива не было ощущения надежности. Там не шло речи о корпоративной культуре, ценностях, есть задача — делай. В Programming Store я участвую в конференциях, митапах, изучаю материалы в библиотеке разработчика. Планирую делать упор на софты, уйти от техэкспертизы в сторону менеджера, развиваться как спикер.

Максим выступает с докладом на конференции DevOps Conf-2024

Ценность — развитие: как Зульфия участвовала в создании матрицы компетенций на основе ценностей

Зульфия
HR-менеджер

Алексей, директор Programming Store предложил создать корпоративный университет, для этого мы сделали матрицу компетенций. Ценности стали основой софт скиллов. Например, мы включили в матрицу навык «клиентоориентированность» — ценность «клиент», навык работы в команде — ценность «команда», навык умения излагать свои мысли — ценность «атмосфера», навык обучаемости — ценность «профессионализм». Сотрудник анализирует себя и свою работу, его оценивает окружение, используется метод оценки 360°. Затем мы определяем, на каком уровне его навык и подбираем обучение.

Компания не экономит деньги на развитии сотрудников. Ребята ездят на конференции не только как спикеры, но и как участники. Разработчики и все сотрудники компании могут учить английский язык. Компания специально наняла преподавателей английского, чтобы в сжатые сроки сотрудники повысили свой уровень языка и были готовы к общению с иностранными клиентами.

Cкриншот документа, в котором формировалась матрица компетенций soft skills для разработчиков 1С в Programming Store.

Ценность — команда: Татьяна рассказывает, как разработчики помогают друг другу

Татьяна
разработчик 1С в Programming Store

Первое, что впечатлило в компании, это команда разработчиков, которая тебе всегда может помочь. Мы не конкуренты, потому что нас отправляют на проекты в другие компании. Мы друг для друга — просто классные коллеги. На прошлых работах мне не с кем было посоветоваться, я не понимала, правильно ли выполняю задачу, было трудно профессионально расти.

Командное фото, ребята на конференции Summer Conf

Ценность — клиент: Дмитрий рассказывает, как клиент начинает доверять

Дмитрий
руководитель направления 1С

Мы сотрудничаем с российской компанией «Генериум», которая производит лекарственные препараты. Сначала решили мелкие задачи — внедрили документооборот, у компании появилось доверие к нам. Затем разработали с нуля систему управления лабораторными исследованиями.

На рынке уже были подобные системы, но они не закрывали потребности «Генериума». Мы разработали функционал, сделали систему безопасной, она стала соответствовать нормативным документам.
Проект надо было сделать быстро, поэтому разработчики работали спринтами. Как только появлялся промежуточный результат, «Генериум» внедрял его в работу. Был риск не оправдать ожидания заказчика, но клиент был уверен, что мы справимся.

Через шесть месяцев с начала проекта часть процессов в компании автоматизирована, нашу систему используют в работе. Клиент рассказывал о сотрудничестве с нами как об удачном кейсе на конференции «Данные компании 2024: управление и интеграция (datareon)».

Выступление Дмитрия на конференции «Цифровое здравоохранение»

Ценность — репутация: как мы решаем конфликтные ситуации

Вероника
HR-менеджер

В феврале мы опубликовали статью на vc о том, как с помощью билбордов продвигали HR-бренд. В ней рассказали о сложностях в коммуникации с арендодателем баннеров, низкой клиентоориентированности.

Подрядчик увидел эту статью, и она ему не очень понравилась, он обратился к нам, спросил, что дало нам повод писать негативные статьи? Мне нужно было ответить так, чтобы сохранить репутацию компании, не развить конфликт. Я написала, что мы рассказали о нашем опыте размещении офлайн рекламы, и статья не несёт негативные отзывы о конкретном подрядчике, лишь отражает опыт от идеи до реализации рекламной концепции на офлайн-площадках. Всё удалось, завершили общение на доброй ноте.

Как дистанционный сотрудник Иван ощущает атмосферу компании

Иван
ведущий разработчик 1С

Дистанционным сотрудником я ощущаю себя исключительно географически. Это парадокс, но сейчас я чувствую гораздо больше близости с коллективом, чем когда работал в офисе на предыдущих работах.

Ребята, с которыми ты работаешь, создают среду, благодаря которой ты не чувствуешь себя одиноким. Ты не воспринимаешь себя мелким винтиком в большом механизме. Тебя всячески стараются прокачать. Создаются условия, чтобы ты не просто хорошо работал, а хорошо работал с удовольствием.

На созвонах «Вечерний кофе», «Утренний кофе», обсуждаются интересные темы, это сближает с коллективом. Например, мы узнали, кем бы были коллеги, если бы не пришли в IT или какие три вопроса они бы задали известному человеку. Я не чувствую, что эти мероприятия — обязаловка, которую проводят ради галочки. Мы созваниваемся и будто бы действительно вместе пьем кофе, просто по разные стороны экрана.

Мне нравится система начисления бонусов — «плюшек» — и получения уникальных товаров, мерча. Я писал статьи, участвовал в составлении софт скиллов, поздравлениях, приветствиях, выступал на конференции Summer Conf — за это начислили «плюшки», которые я смогу отоварить.

Summer Conf — это незабываемое мероприятие, на которое собираются сотрудники Programming Store со всех городов. На конференции есть образовательная часть и возможность отдохнуть.

Однажды из Костромы я приехал в офис компании в Ижевске на тренинг тимлидов. Я был наслышан, что в офисе классная кухня. Решил ее опробовать и приготовил всем вафли, для этого специально привез вафельницу. Коллеги до сих пор вспоминают!

На прошлой работе мы собирались коллективом только по праздникам: 23 февраля, 8 марта, в Новый год. Здесь HR-команда много вкладывает сил в атмосферу, я это чувствую.

Сотрудники ижевского офиса Programming Store на созвоне «Вечерний кофе»

Как мы поддерживаем ценности в Programming Store

Ценности невозможно насильно внедрить. Но можно использовать инструменты, благодаря которым ценности будут живыми. Вот как это работает у нас.

• Чаще упоминаем ценности. На еженедельной планерке исполнительный директор Programming Store Алексей делает отсылки к ценностям. Например так: «Илья получил сертификат “1С:Профессионал”, Илья, ты — молодец! Мы поддерживаем желание сотрудников повышать профессиональный уровень и благодарим за инициативу, ведь одна из наших ценностей — это развитие».

• Помогаем в развитии. Например, на летней конференции Summer Conf мы собираемся все вместе, ребята приезжают на это событие со всей России. Спикеры ― наши сотрудники, делятся опытом. Коллектив знакомится, отдыхает и учится.

• Придумали инструмент для выражения благодарности коллегам за помощь не только словами. У каждого в компании есть запас плюшек для «Спасибо», который ежемесячно пополняется. Можно подарить плюшку коллеге за содействие в задачах, поздравить с важным событием или просто подбодрить, закинув в его копилку приятный бонус.

• Поддерживаем тему ценностей в контенте. Например, в сценарий имиджевого видео мы вкладывали не банальное перечисление фактов о компании и регалий, как делают многие организации, а транслировали ценности, атмосферу Programming Store. Этот ролик разместим в конце статьи, приглашаем к просмотру.

• Повышаем уровень деловой переписки, цифрового этикета, в конечном итоге ― сервиса во взаимодействии с клиентами, кандидатами, подрядчиками. Создаем полезные гайды, подборки материалов, которые помогают нам сделать лучше коммуникации, заботимся о комфорте собеседников в рабочей среде.

• Остаемся честными. Если понимаем, в чем-то некомпетентны, то скажем об этом честно. Продажа для нас — это не самоцель, это только начало партнерского сотрудничества.

• Проводим развлекательные и образовательные мероприятия. Организуем праздники, фудкроссинги, проводим встречи со специалистами на тему здоровья, прав, психологии, играем в настольные игры, смотрим в офисе фильмы. Организуем созвоны вне рабочих тем, отправляем подарки дистанционным сотрудникам, витаминные приветы — так мы поддерживаем атмосферу внутри компании.

• Проводим митапы, поддерживаем сообщество разработчиков.
В декабре 2021 года мы провели первый онлайн-митап, там выступал разработчик Никита с темой «Бесшовная интеграция в 1С:Документооборот». Разработчики активно задавали вопросы, обсуждали тему. Митап набрал 179 просмотров, его одновременно посмотрели 95 человек. Всем, кто прошел регистрацию, отправили ссылку на митап. Один из зрителей написал нам и предложил сотрудничество, стал нашим клиентом.

• Запрашиваем обратную связь от заказчика. Аккаунт-менеджеры присылают заказчикам опросник, по каждому пункту разработчика оценивают от 0 до 10. Это помогает нам составлять индивидуальный план развития ребят, подбирать проходящее обучение, становиться лучше для клиентов.

• Работаем в команде. Аккаунт-менеджеры помогают разработчикам готовиться к клиентским интервью. Они рассказывают о правилах прохождения интервью, требованиях заказчика, дают перечень стандартных вопросов.

Мы не хотим, чтобы ценности остались только на бумаге или на корпоративном портале. Нам важно, чтобы они реально работали, не из-за директивных указаний руководства, а органично нашим ребятам. Для этого мы провели среди ребят опрос о восприятии ценностей в нашей компании. Спустя несколько месяцев оценим ситуацию вновь.

Напишите в комментариях, если интересно узнать о динамике: влияют ли эти инструменты на то, чтобы ценности были неотъемлемой частью нашей корпоративной среды. Будет здорово, если поделитесь, как живут ценности в ваших компаниях, чувствуете их роль в том, что транслирует компания в коллективе и вне его?

Видео «Добро пожаловать в Programming Store»
0
10 комментариев
Написать комментарий...
Alexey Bragin

Узнать о динамике конечно же интересно как всё это повлияло и повлияло ли вообще. Вообще ценности всегда должны быть неотъемлемой частью корпоративной среды. Да вообще любого коллектива.

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Птицына

Да, динамика нам тоже очень интересна. Мы собрали некоторе количество данных на этапе старта проекта. К концу года будут новые и сможем сравнить. Если решим поделиться результатами с внешней аудиторией, то точно напишем об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Bragin

Спасибо что делитесь информацией. Надеюсь к концу года будет ещё что-то интересное. Как раз сравним.

Ответить
Развернуть ветку
Gadf007

Автор молодец. Развитие корпоративной культуры хороший толчок к развитию бизнеса. Жаль, что такие инициативы проводятся в основном в IT сегменте текущего рынка. Заводам бы подобно тоже не помешало (причем повсеместно)

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Птицына

ИТ точно во многом впереди, согласна) спасибо за оценку статьи. Уверена, что подобные кейсы дойдут до заводов. Это точно будет большой вызов и интересный путь.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ким: Бизнес без границ

Спасибо, что поделились) интересная статья

Ответить
Развернуть ветку
Programming Store
Автор

Спасибо вам за такую оценку!)

Ответить
Развернуть ветку
rigens rogi

Это точно известно только посвященным.

Ответить
Развернуть ветку
Серж Полошин

Code of Conduct — «код поведения». - странно звучит и не очень понятно ,что в это вкладывают

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Птицына

Работа в шведской компании предполагает общение на английском языке и использование английской терминологии. В этой логике Code of Conduct можно расшифровывать как "код/кодекс поведения". Документ представляет собой определенный набор правил, принципов, ценностей, ожиданий, поведения и отношений сотрудников, которые компания считает важными и считает необходимыми для своего успеха.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда