{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Для чего нам продакт-менеджер в аутсорс-компании

Почему аутсорс-команда не хочет вникать в продукт и думать как сделать его лучше? Поможет ли эту проблему решить продакт-менеджер? Делюсь нашим опытом в этом вопросе

Всем привет! Я Дима, сооснователь агентсва продуктовой разработки along. pw.

Мы создаем и развиваем новые IT продукты для предпринимателей. Умеем за месяц сделать мобильное приложение, в котором можно делать продажи подписок. Без no-code и fake door testing, только реальные масштабируемые продукты.

Эта статья посвящена теме управления продуктом на наших проектах. Какую роль в ней выполняет продакт-менеджер, и как он помогает фаундерам стартапов эффективнее развиваться, затрачивая меньше времени на управление.

Разговор сегодня пойдет именно про запуск стартапов и новых продуктов на аутсорсе.

Кто такой продакт-менеджер

Продакт-менеджер это человек, который помогает создавать сервис, который решает выбранную проблему нужным способом для определенной аудитории. Что в совокупности помогает зарабатывать на этом сервисе деньги)

В зависимости от компании его наделяют разным уровнем обязанностей, четких границ нет. Где-то он полностью берет на себя управление продуктом, где-то выполняет конкретную функцию в общей системе. В нашем случае это что-то среднее.

Почему он нужен в аутсорс проектах

Задача продакта в аутсорсе — максимально упростить клиенту принятие решения о продукте. Да, финальное слово в любом случае за фаундером, а наша задача дать ему столько данных, чтобы принятые решения были наиболее эффективными.

Продакт может принести проработанную фичу с готовым дизайном, органично вписанную в бэклог продукта с правильным приоритетом. Но финальный «ок, работаем» мы в любом случае должны получить от клиента.

Таким образом, мы максимально освобождаем фаундера от операционки: проработка, описание и приоритизация фичей в бэклоге, получение нужной аналитики по метрикам.

Тут важно понимать, что речь идет про создание стартапов с нуля, когда у нас нет исходных данных для реализации, мы не автоматизируем процессы в существующем бизнесе и не создаем продукт для существующего бизнеса. Для этих целей больше подходит бизнес-аналитик, который проведет интервью со стейкхолдерами бизнеса, проработает процесс и опишет как он должен быть реализован в продукте.

Разница между продактом и проджектом

Если говорить в двух словах, то продакт принимает решение о том, что мы делаем, а проджект решает есть ли на это сейчас ресурсы.

То есть продакт вместе с клиентом решает что сейчас приоритетнее сделать в приложении, готовит эти фичи к работе, а проджект уже планирует их в спринты разработки, следит за ходом реализации, дает клиенту обещания об обновлениях.

Почему у нас это два разных человека

В нашей компании мы отделяем эти две роли, чтобы обеспечить баланс результативности и эффективности. Продакт-менеджер фокусируется на стратегических решениях о продукте и постановке задач команде, в то время как проджект-менеджер концентрируется на операционных задачах, чтобы обеспечить своевременное и качественное выполнение работ: разработку, коммуникацию с клиентом, соблюдение сроков и бюджетов.

Вообще, выходит так, что эти роли немного конкурируют между собой. Продакт не может воплощать любую свою амбицию в жизнь, ведь мы ограничены ресурсами и бюджетом проекта, установленным с клиентом. А проджект не может выкрутить эффективность на максимум и спланировать работы на несколько месяцев вперед, потому что мы регулярно получаем обновления по продукту от пользователей и должны на основе этого принимать новые решения.

Организация работы с продакт менеджером

Процесс работы сводится к ведению нескольких ключевых артефактов, про которые я расскажу ниже, а так же регулярной аналитике по метрикам, которая помогает составлять эти артефакты.

Бэклог

Используется для короткосрочного планирования с горизонтом не больше двух недель. Каждая строчка бэклога — это конкретное изменение продукта или документ по аналитике. У каждой строчки есть достаточное для реализации описание и она переведена в одну или несколько задач на доске команды разработки.

Для ведения бэклога мы используем гугл-таблицу, в которой выделяется:

  • Спринт бэклог. Это фичи, которые мы берем в рамках недельного спринта. В результате мы должны выпустить обновление приложения в сторе, или предоставить документ с результатами по аналитике.
  • Общий бэклог. В него включаются фичи, которые мы не взяли в текущий спринт после планирования.

Роадмап

Тут уже более долгосрочное планирование в соответсвии со стратегией продукта. Вместе с фаундером стартапа мы обсуждаем куда он хочет вести свой продукт, на какую аудиторию выходить и тд. Тут как и с более мелкими фичами — мы можем помочь с аналитикой и дать свое мнение, но финальное решение за фаундером.

После обсуждения стратегии продакт уже декомпозирует ее на фичи, которые необходимы для ее реализации и планирует их в роадмапе продукта.

Согласование приоритетов

Это еженедельный звонок с клиентом, на котором мы:

  • согласовываем краткосрочные приоритеты по работам
  • при необходимости показывается и обсуждается дизайн фичей, думаем над порядком их релиза
  • обсуждаем исследования, которые необходимо провести.

Если мы понимаем, что на ближайшие две недели у нас уже не хватает фичей:

  1. Смотрим на долгосрочную стратегию, выбираем то что нам сейчас из нее приоритетнее взять.
  2. Смотрим эксперименты, которые хотели провести, но откладывали из-за более важных фичей.
  3. Показываем результаты по аналитике и гипотезы, которые на ее основе мы сгенерировали. При необходимости корректируем их с клиентом и берем на проработку.

Грумминг

Напоследок оставил самое интересное) В типичном аутсорсе есть бизнес-аналитик, который описывает требования для команды и делает постановки задач. В нашем же случае описание фич так же берет на себя продакт-менеджер. Почему? Напоминаю, что продукт мы создаем с нуля, а значит при проработке любой фичи есть момент “придумывания”. То есть выбор варианта реализации фичи. Конечно, придумать может фаундер, а аналитик переложить это на требования к разработке. Но! Как я писал выше — мы стараемся максимально не вовлекать основателя в операционку по продукту, поэтому берем на себя это “придумывание”. А результат уже согласуем с фаундером и после его согласования пускаем в работу.

Формат работы по требованиям выглядит так:

  • Продакт берет фичи из бэклога;
  • Анализирует варианты реализации — смотрит конкурентов, сопоставляет со стратегией продукта;
  • Выбранный вариант описывается в формате Питча;
  • Приходит с этим Питчем к команде;
  • Команда проводит грумминг — обсуждение реализации, выделение поведенческих кейсов и критериев приемки фичи. По возможности делаем декомпозицию и оценку;
  • В следующий спринт мы уже можем брать загрумленные фичи.

В результате получается непрерывный процесс описания концепции, проработки данной концепции, реализации фичи, публикации, измерения эффективности обновления, повторение)

Результаты внедрения

  1. Получилось снять часть операционки по продукту с фаундера стартапа. Конечно, все ключевые решения все равно должен принимать основатель, он должен быть в курсе всего что происходит и контролировать ситуацию. В конечном счете мы просто исполнители, а все более менее значимые решения принимает клиент. Но мы стараемся быть полезными в принятии этих решений.
  2. Сняли операционку с фаундеров самой студии) Да, как ни странно, роль продакта была у нас всегда, просто выполнял ее один из основателей студии — я или мой партер Дима. Сейчас благодаря выделенным людям мы можем больше фокусироваться на более глобальных вещах. Ну и статьи начали писать, как видите)
  3. Больше опираемся на данные при принятии решений. Благодаря экспертизе продакта мы реально начали использовать данные, которые собираем с метрик. На их основе получается генерировать больше гипотез, которые взяты не “с неба”, а с реальных данных.

Над чем сейчас работаем

  1. Пока не сформировался четкий шаблон питча, с которым продакт приходит к команде на грумминг. Сложно определить минимальнодостаточный объем информации, который нужно подготовить, да еще он меняется от фичи к фиче. Поэтому сейчас мы в процессе определения нормы и формата.
  2. Скорее всего будем пробовать новую систему приоритезации бэклога. Сейчас она делается на основе экспертности клиента, а продакт помогает нужными данными. Хочется добавить количественное измерение для более качественной приоритезации. Сейчас смотрим в сторону RICE.

Интересно узнать опыт аудитории виси — сталкивались ли вы с проблемой “просто исполнителей” при работе с аутсорсом? Когда исполнитель ожидает готовый список задач, не вовлекается в продукт и не действует исходя из пользы для него. Как считаете — наличие продакт-менеджера в команде поможет решить данную проблему?

Читайте по ссылке наш кейс о запуске мобильного приложения за месяц — от идеи до первых продаж

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Andrew Kowriga

Отличная статья! Очень интересно и понятно рассмотрены роль и влияние продакт-менеджера в аутсорс-компании. Полезно для понимания его значимости и роли в проектах.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Petrofsky

Спасибо! Рад, что вам статья приглянулась. Продакт-менеджеры действительно играют важную роль в проектах, особенно в аутсорс-компаниях, где связь между заказчиком и командой разработки может быть сложной из-за разницы в культуре, языке и часовых поясах. Умение эффективно коммуницировать, адаптироваться к изменяющимся требованиям и управлять процессом разработки — всё это делает продакт-менеджера ключевым фигурантом в достижении успешных результатов.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Полушин
Автор

интересно, вы бот?) Тем не менее спасибо за то что помогаете с ответами

Ответить
Развернуть ветку
Alex Petrofsky

Ну я то по-приколу бот.
А вот остальные "пустые" комментарии будто кем-то намеренно написаны для повышения популярности статьи 😉 Решил помочь.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Полушин
Автор

Благодарю за помощь)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Полушин
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Цапля

Статья супер!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Полушин
Автор

Спасибо! Постарался вскрыть насущную проблему аутсорса, что часто команда невовлечена в продукт и объяснил как мы пробуем с этим бороться)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда