Эмоциональные инвестиции

История о том, как перестать вкладываться в проекты эмоционально, а также что будет если всё-таки это сделать. А также о том, как вкатится в сложные производственные подходы и сгореть. Речь в первую очередь об IT проектах.

Эмоциональные инвестиции

Вводная

Всё началось с предложения товарища вписаться в один проект для немцев, точнее для российских немцев. Нужно было переписать с нуля кэшбэк сервис, потому что первая попытка ребят была неудачной. Я на этот факт не сильно обратил внимания, тем не менее с удовольствием согласился, немцы хоть и российские, но всё-таки немцы и живут в Германии. И мой интерес поработать с «заграницей» был высокий, на том и порешали.

Если что, я не разработчик, я менеджер проектов и бизнес-аналитик.

Где кэшбэк Лебовски?

Проект — Кэшбэк-сервис. Довольно стандартная тема: клиент в витрине выбирает интересующее его предложение (скидка, бонус) и проходит по реферальной ссылке. Совершает покупку и вуаля, партнёр выплачивает ему кэшбэк через некоторое время.

Это несколько тривиальная часть, потому что нужно подключить крупного агрегатора кэшбэк предложений (или несколько агрегаторов) и настроить себе каталог, то есть выбрать интересующие тебя предложения и в общем то и всё. Но! Была и интересная часть!

Мы предложили собрать личный кабинет мерчанта и таким образом заполучить себе в каталог не агрегируемые автоматические предложения, а «живых» людей, то есть бизнесменов.

Флоу простой:

  • Регистрируешь себе учётную запись
  • Создаёшь себе «магазин», вводишь юридические данные
  • Настраиваешь вознаграждение и проходишь проверку модератора
  • И вот ты уже в каталоге!
  • Если кто-то покупает у тебя, то он предоставляет чек или факт покупки
  • Этот факт проверяется в ручном режиме и по сути мерчанту выставляется счёт на оплату

Так как дело было в Германии, бумажные чеки и такая форма взаимоотношений никого не смущала, да и еще и работала. Кроме того, в сервисе был кабинет агента, ревард система (реферальная система/древо) и куча других крутых мелочей.

Нагрев и Drive

Нас никто не гнал, но количество взятых на себя обязательств, объём работ и сроки, всё это давило. Плюс, мы начали увлекаться сложной в производстве вещью — Domain-Driven Design и связанными с ней «попутками»: Микросервисы, CQRS’s, Event Sourcing’и. Мой товарищ (fullstack разработчик) делал в своей работе упор на качество работы, часто принося в жертву собственное здоровье. Я его в этом поддерживал, в качестве работы, а не в жертве. О жертве я узнал уже потом.

Тут сделаю отступление. Domain-Driven Design (DDD) в нашем опыте назревал давно, до этого проекта были и другие и мы там встречались с одной и той же проблемой — как преодолеть сложность и объём системы и при этом оставаться на одной волне с бизнесом и его потребностями. Необходимо дать то что ему нужно и не сойти сума. Тут то и появился подмигивающий Эрик Эванс со своей книгой и мой товарищ вместе с ним.

Domain и Design

Купил я себе эту книгу, за 2 800 рублей прошу заметить, это самая дорогая книга в моей жизни. Прочитал ровно половину и ничего не понял. Ну, то есть понял, но очень отдалённо и какую-то странную часть. Господин Эванс пишет очень академически и уловить что он чёрт побери имеет в виду очень сложно. Добавьте сюда то, что я не пишу код, об архитектурах софта знаю не много да и вообще моя задача с заказчиком трындеть, а не вот этот вот всё.

Сам того не зная, я стал объектом эксперимента моего товарища. Я сообщил ему о том, что не осилил чтиво и мы просто двигались по работе дальше. Но как говорил Доминик «Дом» Кобб:

Идея не бывает простой, когда ее нужно поместить в чью-то голову.

Здесь я скажу прямо: я закидываю удочку, чтобы рассказать о DDD в другой раз и более адресно. Тема обширная, но интересная. Поднимите руки за партой, кому интересно!

В общем на плечах были не только обязательства перед бизнесом, но и тяжесть внедрения новых вещей в работу.

Первые эмоциональные просадки

Поступили на одной из промежуточных приёмок, потому как нам не удавалось получить надлежащую обратную связь. То есть мы её получали, но она была пресная как каша и вообще не удовлетворяла нас. С этих приёмок, мы уходили в полной фрустрации, потому что всё делалось качественно и в срок, показывался прогресс. Но отдача, такая, meh.

Мы подозревали что что-то не так, но никак не могли это «учуять». Уже здесь следовало понять, что не стоит так вкладываться эмоционально в это. Ведь это не нам так сильно нужен этот сервис, правильно? А мы сделали это, сделали то, сделали красиво и вообще.

Просчитался, но где?

Хочется сказать, везде! В начале рассказа, я упоминал что первая реализация проекта у ребят была неудачной. А я не уделил должного внимания этому аспекту и как оказалось, очень и очень зря.

Ребята банально устали от всей этой айтишной кутерьмы ещё до нашего прихода. Среди них был один, который тащил эту тему перед своими соратниками, как я понял, вызвался доделать этот проект до конца и возглавить его. Но к моменту нашего появления, все вокруг уже устали от проекта. Но так как деньги у них водятся, они решили его проспонсировать и доделать.

Я проморгал этот момент. Для меня это был новый проект, новые люди, всё интересное и воодушевляющее. И я и мой товарищ, мы выложились на 200%. Наши ожидания от проекта имаджинировали?

В этом деле еще был культурный аспект. Что было очень ново для меня.

Немецкий склад ума

Quadratisch. Praktisch. Gut?

Наших немецких партнёров характеризовало полное отсутствие прямолинейности. Вообще.

Мы рассчитывали на то, что у нас всё-таки небольшая команда разработки, бюрократии нет. Мы находимся буквально на расстоянии вытянутой руки, пойди да спроси что тебе нужно или расскажи что не так. Поделись!

Но как оказалось, немцы очень неохотно сообщают что-то прямо. Между улыбаемся, киваем головой и здесь вот не очень, а тут вообще неплохо было бы переделать, ребята предпочитают выбрать первое. При этом будьте уверены, друг другу они фидбек дадут! Это создавало проблемы в виде непонимания. Нормально мы делаем или нет?

Впоследствии мы научились с этим жить. Некоторых партнёров удалось приучить давать обратную связь и не чувствовать себя плохо от этого. Но задницу эта фигня поджигала сильно.

Ну а мы чё?

Да ничего. Сгорели.

Мы сделали довольно большой объём работ в сжатые сроки, попутно осваивая новые средства производства. И это всё отняло много сил. Дрянной фидбек и наши собственные завышенные ожидания сыграли злую шутку и высосали из нас душу. Это был урок, дорогой, но всё же урок. Я после этого случая отходил некоторое время, примерно пол года. Мой товарищ — не знаю.

А он чё?

Да ничего, проект есть и существует. Говорят там есть пользовательница, которой вообще зашёл сервис и она стабильно присылает чеки для получения кэшбэка. То есть сервис работает и выполняет свою функцию, что не может не радовать!

Ребята проект заморозили, сделав выбор в пользу строительства недвижимости. Впоследствии я понял, что им IRL бизнес больше подходит в принципе, все эти айтишные штуки они воспринимают с трудом. Нужно отдать им должное, кроме самого урока, оплата труда была в срок и по договорённости. Сам сервис до сих пор крутится, оплачивается и в целом работает. Жаль не развивается конечно, но что поделать. Обязательства которые они взяли перед пользователями они соблюдают.

Также хочу заметить, что сервис работает без поддержки уже длительное время и не даёт сбоев. Наши труды по улучшению не были впустую, удалось выяснить что подход работает и имеет высокую «прочность».

Выводы

  • Эмоции в проекты не вкладыват
  • Голова холодный держат
  • На берег всё тщатльна проверят

Ну и про отдых не забывать конечно же.

Сейчас даже немного стыдно. Думаешь, как ведь удалось попасть в такие обстоятельства, при условии, что внешняя среда не сильно то тебя и толкала туда. Зато вынесли оттуда урок, плюс прокачались технически. Об этом расскажу позже.

Спасибо за прочтение!

11
2 комментария

НУ мне кажется что именно в инвестиции надо вкладывать с головой без каких лишних эмоций

Ответить

Тут скорее шутка была про https://ru.pinterest.com/pin/681873199846553358/

Ответить