Фокус в бизнесе — как занимаясь только одним направлением, успешно развивать остальные и создавать новые
• Как собственнику найти фокус?
• Что такое магистральный процесс?
• Как значимо увеличить свою эффективность в развитии компании?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в том как собственнику разгрузить себя и одновременно эффективней развивать бизнес
Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.
Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.
В 1997 году на Всемирной конференции разработчиков Apple Стив произнес много правильных слов. В конце статьи я оставлю ссылку на это уникальное видео. Так или иначе его реплики сводились к идее фокуса.
Вот одна из них: «Люди думают, что фокусироваться — значит говорить «да» идеям, которые нравятся. Это абсолютная неправда. На самом деле это означает говорить «нет» сотням других хороших идей, которые у вас есть. Вы должны выбрать одну — и очень осторожно. Я точно так же горжусь идеями, которые мы не реализовали, как и теми, что воплотили в жизнь. Инновация — это сказать «нет» тысяче вещей».
Это касается не только инноваций. Так же как любой предмет во вселенной состоит из слоев, а любой процесс — из этапов, любой бизнес состоит из направлений. Чем крупнее бизнес, тем больше направлений, и тем меньше возможности уделить каждому из них необходимое внимание.
Фокус
Единственное, чем управляет человек — это фокус внимания. Всем остальным он управляет через фокус.
При этом фокус можно представить как луч от лазерной указки, — он не может охватить сразу несколько предметов. Например, многозадачность — это способность быстро переключать внимание (подкручивать тарелочки), а не удерживать его на нескольких задачах одновременно.
Интересно наблюдать как трехлетних малышей ставят на горные лыжи. С ними работают два тренера. Они стоят ниже детей по спуску: один слева, второй справа. Сначала первый обращает на себя внимание, и по мере того, как дети переводят взгляды в его сторону поворачиваются их лыжи. Через некоторое время тоже самое делает второй тренер.
Объяснить трехлетнему ребенку как поворачивать лыжи — невозможно. Но, убрав все лишнее, включая и сами объяснения, тренеры добиваются нужного эффекта. Получается своего рода «интерфейс с одной кнопкой».
Задача любого линейного руководителя — фокусировать исполнителей. Если люди подобраны правильно и фронт работ обеспечен, то фокус — это единственное что нужно для выполнения поставленной задачи.
Предпринимателю сфокусироваться намного сложнее. Во-первых, нужно поддерживать много разных процессов; во-вторых, по мере роста компании нужно запускать новые. Но всегда есть один магистральный процесс или магистральный инструмент, фокус на котором закрывает любые другие задачи.
Магистральный процесс/инструмент
Лучше всего идею магистрального инструмента описал Николай Носов в эпопее про Незнайку: «Однажды они спорили два дня подряд, и Незнайке удалось доказать Кнопочке, что лучше всего волшебная палочка, потому что тот, кто ею владеет, может достать себе все, что угодно. Ему стоит только взмахнуть волшебной палочкой и сказать: «Хочу, чтоб у меня была шапка-невидимка или сапоги-скороходы», и все это у него сразу появится».
Такой волшебной палочкой в бизнесе могут быть деньги. Зачем по крупицам собирать команду разработчиков, искать и развивать продукт, рисковать и ошибаться, объясняться перед сотрудниками, инвесторами, женой... Можно просто купить компанию вместе с продуктом, разработчиками, партнерской сетью и клиентской базой.
Борис Георгиевич Нуралиев так и делает. Почти все успешные отечественные ИТ-продукты частично принадлежат 1С. Возможно деньги — это не единственная волшебная палочка в его распоряжении, но он точно активно и давно ею пользуется, скупая значимых игроков. Банк Точка, ВкусВилл, Тинькофф, Сбер и многие другие идут похожим путем.
Чтобы лучше представить себе эффект от магистрального процесса, достаточно посмотреть на поход в магазин. Чтобы принести продукты домой нужно одновременно поддерживать несколько процессов: идти, смотреть, дышать, нести сумку, соблюдать ПДД.
Если мы сосредоточимся, например, на соблюдении правил дорожного движения (ведь это очень важно), то не факт, что будем куда-то идти. Стоя на месте, проще всего ничего не нарушить.
Среди всех процессов есть один, при выполнении которого с высокой степенью вероятности будут выполняться и остальные, — это ходьба. Если человек себе не враг, то он будет и смотреть, и дышать, и возможно даже соблюдать ПДД.
Магистраль (от лат. magistralis — большой, главный). Есть еще одно интересное значение в латыни: magister — начальник, глава, учитель. Будь то магистральная дорога, трубопровод или учитель, во всех случаях магистраль выполняет одну и ту же функцию — разблокировку.
Если построить города, дорога не появится, а города вымрут. А если построить дорогу, то появится все остальное. Многие месторождения не разрабатываются, потому что они заблокированы горами, тайгой, большими расстояниями.
Есть нефтепроводы магистральные и промысловые. С промысловых нефть собирается и качается по магистральному. Как только появляется магистраль, находятся ресурсы на строительство промысловых нефтепроводов и разработку месторождений. Приходят инвестиции, регион начнет развиваться.
Когда главной транспортной магистралью было море, появлялись города прямо на болоте и переносились столицы, например из Москвы в Санкт-Петербург. С появлением железной дороги, появились новые магистрали. Например, благодаря Транссибу Новосибирск стал крупнейшим промышленным городом и транспортным узлом страны, украв у Томска, оставшегося в стороне от Великого пути, славу столицы Сибири.
В современном словаре синонимов З.Е. Александровой (2011 год) к слову «магистральный» дается синоним «гвоздевой». Раньше я это слово не встречал, но словарь свежий, значит слово находится в употреблении и показывает идею разблокировки с другой стороны, — со стороны связанности.
Например, связанность или согласованность обеспечивает магистральная разработка.
И, пожалуй, самое главное. Магистральный процесс или инструмент позволяет предвидеть, но не предопределять, т.е. не управлять. Структура развивается сама и можно сосредоточиться на магистрали, которая показывает путь, снабжает ресурсами и разгружает собственника.
Как найти магистраль
Уверен, что способов много и в комментариях появятся интересные варианты. Я предложу один — метод всплывающего пузырька.
Он начинается с мозгового штурма, в результате которого появляется список процессов, которые могут претендовать на то, чтобы стать магистральными. Для удобства их лучше написать на стикерах.
Стикеры нужно наклеить в виде вертикального столбца и начать попарно сравнивать, задавая вопрос: «Кто кого разблокирует». Например, в нашем списке три стикера: производство, продажи, финансы. Продажи разблокируют производство (иногда бывает наоборот). Значит первая пара меняется местами: сначала продажи, потом производство.
Тогда изменившаяся вторая пара тоже нуждается в переоценке. Кто кого разблокирует: производство финансы или финансы производство. Предположим второе. Значит они меняются местами и список теперь выглядит так: продажи, финансы, производство.
Опять появляется новая пара, продажи и финансы. Ее снова нужно оценить. Возможно финансы всплывут на первое место.
Магистральный процесс может оказаться совсем локальным и на первый взгляд незначительным. Например, привлекать фотографов к оформлению карточки в сервисе Airbnb.
Это значит, что большое направление, которое заняло первое место на предыдущем этапе работы, нужно разложить на более мелкие процессы и снова помочь пузырьку всплыть.
Для вдохновения публикую обещанное видео со Стивом Джобсом:
Давайте общаться
- Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
- Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
- И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.