А где все? Что делать, если у вас кадровый голод

Поиск квалифицированных специалистов становится все сложнее, а вы задаетесь вопросом: а где же все таланты и как их привлечь к себе?
Без паники. Рассказываю про 3 стратегии, которые помогут вам преодолеть кадровый голод и закрыть позиции, даже если готовых спецов на рынке нет

А где все? Что делать, если у вас кадровый голод

Привет! Я основатель компании Systemmatica, мы выстраиваем предпринимателям систему управления бизнесом за два интервью в неделю: оцифровываем все накопленные знания компании в понятную базу знаний, внедряем и автоматизируем трекеры клиентов, проектов, задач, сотрудников и внедряем дашборды для принятия управленческих решений на всех уровнях. В результате делаем жизнь собственника бизнеса проще, экономя его время.

В последнее время нам в компанию стали чаще прилетать жалобы от предпринимателей: «На рынке нет нужных специалистов», «Не могу никого нанять». Особенно если это какая-то узкопрофильная история. Последний разговор был сегодня – с собственником, чья компания занимается производством строительных кранов.

Такая проблема с «нет готовых сотрудников» сейчас не только на этом рынке и не только у рабочих специальностей. Если вы читаете эту статью, значит, в какой-то мере эта проблема пришла и к вам. Мы тоже не исключение. К примеру, готовых специалистов по созданию баз знаний в принципе нет на рынке. Что же делать?

«Свободных готовых специалистов на рынке нет, остальные уже пристроены и боятся что-то менять»

У вас три варианта:

1. Быстрый вариант для богатых. Поставить зп раза в 2-3 выше рынка и хантить людей со всей РФ и СНГ

Помимо растущего как на дрожжах ФОТ, дополнительная нагрузка в виде организации новым сотрудникам переезда, проживания и т. д. С одной стороны, не нужно особо заморачиваться – вы просто заливаете систему деньгами, но с другой стороны – есть ли достаточный бюджет?

2. Промежуточный вариант – выстроить системный, активный найм

Это про все активности, кроме «разместили вакансию на hh. ru и ждём от моря погоды». Заняться активным холодным поиском, разместить объявления во всех местах обитания целевой аудитории, применять все инструменты, которые используются в классическом маркетинге. Мы же помним, что рекрутинг – это та же самая продажа, значит, и все маркетингово-продажные инструменты тут сгодятся. Конечная цель – вы пылесосите всех готовых кандидатов, которые появляются на рынке.

Рекрутинг — это та же самая продажа

Эта схема уже лучше, но и тут есть потолок – количество свободных специалистов на рынке. Их может просто не хватить.

3. Самый рабочий и устойчивый вариант – выстроить систему выращивания таких людей

  • разбить производственный процесс на мелкие этапы, чтобы сотрудник мог выполнять что-то простое, понятное. Вырастить такого спеца гораздо проще, чем искать/выращивать универсала, который умеет всю производственную цепочку «от и до»
  • до адекватного минимума снизить критерии отбора, чтобы расширить воронку найма. Из серии: «Не пьёт, руки не из ж**ы, готов работать по нашей технологии — давай обучим его нашему ремеслу»
  • расписать максимально простые/понятные инструкции, чтобы любой адекватный человек, соответствующий критериям выше, мог выполнить по ним простые операции своего этапа
  • добавить практические тестовые задания под контролем наставника, чтобы новичок в безопасных условиях мог показать, что он готов выполнять рабочие задачи, не сломав при этом что-то дорогое, или не нарушив сроки реального клиента
  • внедрять его в работу под строгим присмотром куратора

Для гармоничного выращивания использовать систему "подмастерье, специалист, мастер":

  • подмастерье — «подай, принеси, смотри как дяди работают»
  • специалист — «делай сам, но мы за тобой смотрим»
  • мастер — «и сам могу, и других научу»

1-й пункт вы и сами спокойно осилите, только выгодно ли оно вам?
Со 2-м и 3-м пунктами можем помочь. Подробнее про нас, методологии, отзывы клиентов и т.д. — systemmatica.com

Наш собственный кейс

Задача: найм и быстрое внедрение в работу специалистов по базам знаний. На рынке много специалистов, которые писали какие-то инструкции, но чаще всего это было что-то грузное, тяжёлое и очень официальное. Вроде как опыт есть, но всё равно приходится переучивать под наши стандарты.

Что было сделано: все, как описано выше

  • Собрали всю необходимую информацию для работы специалиста в базу знаний. Важно, чтобы весь материал был собран в одном месте, наглядно оформлен и всегда был в доступе
Как выглядит база знаний (это только часть, там еще много нужной информации)
Как выглядит база знаний (это только часть, там еще много нужной информации)
  • Продумали план обучения — в каком порядке и в какие сроки сотрудник должен самостоятельно изучить страницы базы знаний
  • Подобрали кандидатов с хорошим исходным материалом — софт скиллы и предыдущий опыт
  • Запустили обучение — дали доступы к базе знаний и тестам, сотрудник сам все изучает, от нас требуется только контроль сроков и тестовых заданий
  • Провели ролёвки — "на кошках" отработать все моменты до первой встречи с клиентом
  • Давали регулярную обратную связь

Итого: от начала обучения до первой встречи с клиентом — 5 дней!

Результат: сотрудник полностью готов к работе. В подтверждение моих слов – ниже скриншот переписки с клиентом сразу после звонка с сотрудником:

А где все? Что делать, если у вас кадровый голод

Выводы

  • Если нет финансов, чтобы хантить спецов со всей России и не только, самый лучший вариант — растить таких людей внутри компании
  • Без продуманной системы обучения и собранных знаний компании сделать бриллиант из неогранненного алмаза с рынка достаточно сложно
  • Легальное “клонирование” сотрудников работает, проверено на собственных примерах и результатах наших клиентов

Хотите больше полезного контента — подписывайтесь на мой Telegram-канал. Там я делюсь материалами по систематизации и масштабированию бизнеса

1515
реклама
разместить
4 комментария

Немного не по теме материала вопрос: во что упаковываете базы знаний, в какой/какие сервисы? Или есть свой продукт и заодно идёт внедрение?

1

В основном в Notion или другой сервис по запросу клиента. У нас есть сравнительная таблица с разными сервисами, помогаем подобрать с её помощью
Касательно базы знаний, наша ключевая работа – продумать концепцию проекта, проводить интервью, структурировать и упаковывать материал. И параллельно рассказываем как правильно выстроить работу с этим инструментом

1

Проблема с кадрами, мне кажется не из-за эйчара, а из-за маленького количества специалистов

1

Верно. Решению этой проблемы и посвящена основная часть статьи