Почему вы себя обесцениваете: какую выгоду это дает и что делать с ощущением своей несостоятельности?

«Я ничего собой не представляю. Все вокруг компетентнее, умнее, опытнее меня. Я не заслуживаю своего места под солнцем», — так думают люди, которые себя обесценивают. Эти переживания не только мучительны, но вдобавок мешают построить карьеру, отношения, самореализоваться и хорошо себя чувствовать. Из-за чего возникает желание себя обесценить и что с ним делать?

Почему вы себя обесцениваете: какую выгоду это дает и что делать с ощущением своей несостоятельности?

Почему вы себя обесцениваете?

Кажется, что обесценивание себя — это какая-то аномалия. Что это невыгодно и неразумно. Как вообще могло закрепиться такое странное поведение? Однако, если посмотреть, сколько факторов способствует тому, чтобы вы научились себя обесценивать, то изумление начинают вызывать люди, которые, наоборот, умеют себя ценить.

В нашем обществе очень часто дают понять, что с вами что-то не так, ваши достижения ничего собой не представляют и ценить вас не за что
Почему вы себя обесцениваете: какую выгоду это дает и что делать с ощущением своей несостоятельности?

Обнуление достижений

Помните, прекрасный лозунг: «Сегодня — рекорд. Завтра — норма»? Он блистательно иллюстрирует парадигму, что завтра должно быть непременно лучше, чем сегодня. Что недопустимы не только откаты назад, но и простое сохранение существующего уровня, как будто оно не требует усилий. К чему это приводит на практике?

Работа веселая и лозунги интересные
Работа веселая и лозунги интересные

Скажем, выполнил продажник план продаж, а ему немедленно (дают сверх плана) удваивают KPI, чтобы не расслаблялся. В результате вершина, на которую человек вскарабкался, немедленно превращается в равнину (если не яму), которая никакой ценности не имеет и надо все начинать сначала.

И не просто начинать сначала. Пока продажник выполняет свои планы, обратная связь выглядит так: «А чо тут такого? Так и должно быть». А если не выполняет, то немедленно огребает: «Что за дебил криворукий? Вон из профессии!»

Обесценивание усилий и результатов проявляется и в мелочах. Скажите, как часто, когда вы слышите «Спасибо!», отвечаете «Не за что»? Хотя почему «не за что»? Вы сделали что-то, за что другой человек вам благодарен. Так почему же это «не за что» буквально базовая прошивка у многих из нас?

Негативное отношение к ошибкам

За ошибки принято ругать и стыдить с раннего детства, хотя ошибки, когда осваиваешь что-то новое, абсолютно неизбежны. В результате вы оказываетесь зажаты между невыполнимым требованием (не ошибаться) с одной стороны, и чувством вины и стыда, когда вы неизбежно ошибаетесь, с другой.

Почему вы себя обесцениваете: какую выгоду это дает и что делать с ощущением своей несостоятельности?

Стыд же — это эмоция, которая стремиться вас «уничтожить», сделать невидимыми, неценными. Стыд дает вам понять, что с вами что-то сильно не так, причем не с вашими отдельными поступками, а с вами целиком. Что вы какой-то дефектный, и вам надо срочно исправиться, чтобы вас принимали. Неудивительно, что если вас долго и целенаправленно пытаются помножить на ноль, то у вас возникают проблемы с собственной ценностью.

Неадекватная обратная связь

Проблемы с восприятием своей ценности начинаются и тогда, когда вас избыточно нахваливают. Это либо формирует завышенные ожидания о возможностях, которые потом разбиваются о реальность, либо очень настороженное отношение к сложным задачам, на которых можно подорвать свою самооценку.

Про последнее много писала психолог, Кэрол Дуэк. Если хвалить человека за качества, которые он считает неизменными (ум, талант), а не за усилия, то такой человек начинает избегать сложных задач, поскольку боится провала. Провалы и усилия для таких людей свидетельство, что они вышли за пределы своих возможностей, которые в их картине мира фиксированы. В результате они изо всех сил избегают ситуаций, где их умения и ценность может быть поставлена под сомнение, боятся брать интересные проекты и расти.

К неадекватной обратной связи можно добавить и бесконечное сравнение с более успешными сверстниками: «Посмотри на Васю! Вася-то родителей слушается и на пятерки учится, не то, что ты». А также критику, которая способна вызвать разочарование в своих способностях и талантах.

Почему вы себя обесцениваете: какую выгоду это дает и что делать с ощущением своей несостоятельности?
Проблема в том, что неадекватной обратной связи, критики, стыжения и сравнений с сыновьями маминой подруги так много, что обесценивание пропитывает общество как рассол, которым почти невозможно не просолиться

Поэтому и вызывают изумление люди, которые устояли перед ним и способны ценить себя и других.

Кому выгодно?

Если обесценивание так распространено, значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы оно было? Значит — кто-то считает эти плевочки в душу необходимыми?

Да, и так считают очень многие. Обесценивание — это простейший управленческий прием. Простейший, поскольку применить его легко, эффект получаешь сразу, а всякие долгосрочные разрушительные издержки, на то и долгосрочные, чтобы не принимать их во внимание.

Обесценение выгодно родителям, поскольку можно пристыдить ребенка, сорвать на нем свое бессилие и вдобавок превратить его в послушного и управляемого. Конечно, такое воспитание имеет свои проблемы, но аукнутся они потом.

Почему вы себя обесцениваете: какую выгоду это дает и что делать с ощущением своей несостоятельности?

Обесценение выгодно работодателю. Ведь прекрасно, когда подчиненные послушны, много не просят, боятся уволиться, ведь «кому мы еще нужны»? Правда, инициативу такие люди не проявляют, пробовать новое бояться, не особо эффективно работают, но ведь не всем нужна эта эффективность.

Обесценение выгодно государству. Послушными людьми, которые не умеют себя ценить, управлять проще, а сладких пряников, которых всегда на всех не хватает, можно давать меньше.

Опять же не стоит забывать, что обесценивая других, можно и себя почувствовать лучше, так что фанатов использовать эту стратегию хватает. Гораздо интереснее посмотреть, какие плюшки получает человек, которого обесценивают.

Что обесценивание себя дает вам?

Как ведет себя человек, который себя не ценит? Чаще всего он старается лишний раз не высовываться. Обычно ему гораздо спокойнее следовать за другими, не занимать лидерских позиций, где оказываешься в свете софитов, и любая ошибка становится заметна. Когда считаешь других лучше себя, гораздо сложнее им противостоять и гораздо проще делать то, что они скажут.

Такая незаметность и послушание дает ощущение безопасности. К слову, это разумная стратегия выживания, ведь когда нет ресурсов, чтобы отстаивать свои интересы, гораздо проще умерить аппетиты и не отсвечивать. Целее будешь.

Вопрос лишь в том, какую цену приходится заплатить за это чувство безопасности. Ведь в каждом из нас живут способности и таланты, которые мечтают быть выражены, и каждому хочется прожить жизнь, которой можно гордиться.

Как вернуть себе утраченную ценность

Простого ответа на этот вопрос нет и быть не может. Нужно заново пересобрать собственную личность, чтобы дать слово тем ее частям, которые были высмеяны, опозорены, раскритикованы и заперты в подвале ради вашего выживания. Как правило, это длительная работа с психотерапевтом, призванная присвоить себе эти вытесненные части.

Однако, помимо психотерапии, есть еще ряд способов, которые помогут вернуть себе свою ценность.

Маленькие шаги и измеримые результаты. Важно научиться не требовать от себя многого, но неуклонно двигаться к своим целям небольшими шагами и замерять прогресс. Концентрация на процессе творит чудеса.

Мне, например, очень помогало выделить себе временной промежуток и, скажем, полгода заниматься задачей, к которой, как я считал, у меня нет особых талантов, но которая была для меня важна. При этом очень важно не смотреть по сторонам, не сравнивать себя с другими, не ставить себе амбициозные цели и не задаваться вопросами: «А туда ли я иду?»

Работает отлично, если сами шаги понятны, выбраны верно и ведут к нужному результату. Скажем, вы знаете, что надо снимать рилс, делаете это каждый день, то через год у вас огромная фан-база, и счастье.

Поддерживающее окружение. Я начал с того, что обесценивание пронизывает нашу культуру. К счастью, появляется все больше людей и коллективов, где не принято гнобить друг друга, устраивать разносы и стыдить людей. Адекватное окружение само по себе становится целительной средой, которая постепенно возвращает ощущение своей ценности.

Грамотная обратная связь. Про людей с синдромом самозванца (а у людей с синдромом самозванца как раз наблюдается дефицит своей ценности) часто говорят, что их не нужно хвалить и говорить, что они молодцы, поскольку в похвалу они не верят, и она лишь усиливает их панику. Это верно лишь отчасти.

Да, если сказать человеку с синдромом самозванца, что он красавчик, это вызовет бурное сопротивление: «Вы просто плохо меня знаете, мне просто повезло, ничего я собой не представляю». Но если:

  • показывать связь его усилий с результатами (предложил идею, которая увеличила конверсию на 1,5%);
  • подсвечивать конкретные действия человека, которые вы цените (сохранил хладнокровие в сложной ситуации и спас сложные переговоры);
  • не гнобить за ошибки и провалы, а совместно извлекать из них уроки (пролетел с дедлайном, но в будущем будет закладывать на такую задачу больше времени и заранее сообщать, если не успевает),

то подобная конкретная и регулярная обратная связь позволяет укорениться ценности.

Стратегия необитаемого острова. Людям с синдромом самозванца сложно вписываться в новые проекты или брать клиентов, поскольку их гложет чувство, что другие помогут клиенту лучше. Из-за этого они саботируют подобные начинания, отказываются от крутых проектов и не растут. Так вот есть стратегия, которая хорошо помогает в этом случае.

Представьте, что вы с клиентом находитесь на необитаемом острове и там нет никаких других. Помочь ему можете только вы. В практическом смысле это помогает максимально сконцентрироваться на клиенте (на клиенте, а не своих тараканах), вникнуть в его ситуацию и предложить лучшее решение, на которое вы способны.

Такая концентрация помогает не страдать фигней, а когда вы не страдаете фигней, то хорошо делаете свою работу, и вот уже перед вами довольный клиент, а довольный клиент — это кейс и плюсики к вашей уверенности.

Если статья понравилась, загляните в мой канал Vopreki, который посвящен тому, как распознать неочевидные ментальные ловушки и прийти к своим целям вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Следующий большой пост будет о том, какую цену нужно заплатить, если хочется попробовать себя в роли предпринимателя и как оценить свои шансы на успех. Подписывайтесь.

64
39 комментариев

Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами.

Зигмунд Фрейд

12
Ответить

Как точно подмечено!

Ответить

Четко

Ответить

Само понятие "обесценивание" - это бред, как бы вызывающе это не звучало.
Человек видит себя (условно) на 100% успешным в n- деятельности, а окружающие (или вообще фактически) ставят ему оценку 88%.
Это обесценивание?
А почему его оценка в 100% верна, а 88% - нет?
Имхо, вместо ванильной лапши на уши про "обесценивание", психологи бы лучше разобрали как максимально точно оценить свой уровень.
Тогда все вопросы с обесцениванием будут сняты

1
Ответить

Обесценивание — это манипуляция, а не бред; она направлена на другого, а не на себя
Неясно, почему речь вообще идет (в публикации) о самообесценивании, когда есть понятие заниженной самооценки.

4
Ответить

Я думаю еще, что обесценивание это часто выбор, который совершается автоматически. Есть люди, для которых это настолько привычно, что и вопроса не возникает, зачем я это делаю, не вернется ли мне бумерангом

2
Ответить

Да, но даже у автоматического поведения есть предназначение и оно способствует достижению определенной цели, даже если человек этого не осознает

Ответить