Салон на карантине: что происходит с бьюти-бизнесом в Москве?

В начале апреля владельцы салонов красоты, наряду с другими предпринимателями, получили возможность налоговых отсрочек и беспроцентных кредитов на выдачу зарплат. Способны ли эти меры спасти малый бизнес, и реально ли пережить пандемию, если ты недавно открылся и еще не вышел «в плюс»? Отвечает основатель студии ручной коррекции фигуры DreamBody Massage Ирина Дашевская.

Пандемия, в которую никто не верил

Мы открылись относительно недавно – в октябре 2019, когда еще ничто не предвещало мировой пандемии. К тому моменту продажи моей косметики стабильно росли, и мне хотелось расширить сферу деятельности. Салон стал моим первым опытом открытия бизнеса в офлайн. Я понимала, что подводных камней будет немало, но все же решилась на этот шаг, так как к тому моменту я уже запустила собственный бренд одежды, онлайн-школу английского языка и консалтинговый проект в области инвестиций, и, казалось, что с таким опытом я готова ко всему. По расчетам к маю 2020 салон должен был начать показывать первую прибыль.

Студия открылась в октябре 2019 и к маю должна была начать показывать прибыль DreamBody Massage
Студия открылась в октябре 2019 и к маю должна была начать показывать прибыль DreamBody Massage

Когда в начале марта ВОЗ объявил о пандемии, до конца в нее никто не верил. Было ощущение, что до последнего все думали, что это обычный грипп, и зачем вообще сидеть дома... Часть людей самоизолировались сразу, однако оттока клиентов до момента объявления «всеобщих выходных» мы не ощутили. Когда в конце месяца нам пришлось закрыть салон на карантин, большинство клиентов еще не осознали серьезность ситуации и продолжали нам звонить и предлагать: «Может, пока на карантине, мы к вам на массаж придем?» Даже сейчас, когда мы закрыты до мая, нам продолжают писать клиентки и спрашивать про свободные окошки. Как говорится, русский человек непобедим!

Об открытии салонов с медлицензией

Как и многие коллеги по рынку, когда вышло распоряжение Мэра Москвы о том, что салоны с медицинской лицензией могут возобновить работу, я была, мягко говоря, удивлена. Во-первых, если говорить именно о салонах красоты, а не о косметологических клиниках, то мало у кого есть эта лицензия, и во-вторых, не понятно, как это должно помочь массовой самоизоляции при том, что штрафы за выход из дома никто не отменял? Как клиент вообще должен дойти до салона в таких условиях? Я считаю, что возобновлять работу в таких условиях просто опасно, и не хочу этой опасности подвергать своих клиентов и сотрудников.

Поддержка государства: ожидание и реальность

Меры, принятые государством для поддержки малого и среднего бизнеса, по факту не снижают финансовую нагрузку на предпринимателей, а лишь повышают ее в долгосрочной перспективе. Возьмем, к примеру, арендные каникулы: предприниматель вправе сейчас обратиться к своему арендодателю и получить отсрочку по аренде до 1 октября. При этом с 1 января 2021 года он обязан рассчитаться с собственником по отсроченным платежам в полном размере, что, по сути, означает увеличение арендной платы. То же самое касается и налоговых выплат. Кроме того, помимо налогов и аренды у большинства в связи с падением рубля вырастут цены на закупку материалов, особенно у тех, кто закупается у зарубежных поставщиков. Каким будет потребительское поведение после карантина – вернутся ли к вам ваши клиенты, и какой объем прибыли они вам принесут – тоже предугадать крайне сложно.

С учетом прогноза Правительства по росту безработицы, скорее всего, для большинства предпринимателей период выплаты «задолженностей» по налогам и аренде совпадет с падением потребительского спроса.

Хорошо, если ваш бизнес давно стал прибыльным и у вас есть «финансовая подушка», позволяющая переждать кризис. Но если ваш бизнес не успел или только-только вышел на самоокупаемость, надо как следует подумать, сможете ли вы привлечь к себе новую аудиторию или переориентировать вашу модель таким образом, чтобы удержаться на плаву.

Что делать с сотрудниками?

Поскольку массаж – не та услуга, которую можно перевести в онлайн, своих сотрудников на период карантина мы отправили в отпуск. Очень надеюсь, что по окончании нерабочих дней мы сможем сохранить весь свой штат в полном составе, но все будет зависеть от спроса. Сокращение сотрудников – крайняя мера, и ни один работодатель не хотел бы с этим столкнуться.

Работу студии пришлось полностью остановить до мая DreamBody Massage
Работу студии пришлось полностью остановить до мая DreamBody Massage

В этом отношении сейчас малому бизнесу, возможно, чуть легче, чем большим сетевым компаниям, поскольку объем фиксированных платежей: зарплат и той же арендной платы у нас значительно ниже. Тем не менее, думаю, что после карантина рынок труда будет перенасыщен массажистами, парикмахерами, косметологами, официантами и представителями других профессий, наиболее пострадавших от кризиса.

Успех онлайн бизнеса – не больше, чем иллюзия

С изумлением наблюдаю сейчас за тем, как многие бизнес-тренеры призывают строить свой онлайн-бизнес. Якобы тем, кто находится в онлайн, не страшен никакой кризис. На самом деле 90% онлайн-бизнеса поддерживает офлайн. Сейчас упали продажи почти у всех, и у магазинов одежды, и косметики, и у флористов. Выросла выручка у доставки, но зарабатывают на ней только компании-интеграторы типа Яндекс.Еда и Deliveroo – но никак не сами рестораны, даже если они работают на вынос. Кроме того, очень многие онлайн-бизнесы не запускают рекламу, идет сокращение кадров по этому направлению, потому что сейчас от этого выгоды просто никакой. Многие говорят о росте продаж инфопродуктов в период самоизоляции: отчасти это правда, но люди сейчас покупают дешевые продукты, вроде тренировки за 200 рублей или онлайн-курса за 500. Какой-то дорогой инфопродукт за 5-10 тысяч продать сейчас очень сложно.

Кроме того, о каком росте онлайн-бизнеса можно говорить, когда даже блогеры сейчас массово снижают цены на рекламу? Понятно, что они делают это не от переизбытка рекламодателей. Кстати, возможно, для тех, кто только планирует начать свой бизнес и уже обладает определенным бюджетом на «раскрутку», кризис станет подходящим временем, чтобы относительно недорого выйти на свою аудиторию и основательно ее «прогреть», и уже потом, когда карантин закончится, выйти на рынок, имея пул потенциальных потребителей.

Как сохранить бизнес в условиях пандемии?

Поскольку ситуация у нас, мягко скажем, неожиданная для рынка, то прогнозировать что-то и давать советы довольно трудно. Думаю, в случае с малым бизнесом «выживаемость» реально зависит от целевой аудитории. Если ваши покупатели, например, работники крупных корпораций, которым продолжат платить зарплату на карантине, то у вас есть шанс пережить этот кризис относительно безболезненно. Поэтому единственный совет, который я могу с уверенностью дать сейчас коллегам-предпринимателям — расширять аудиторию и, конечно, не терять контакт с уже имеющимися клиентами, активно взаимодействовать с ними онлайн при возможности. Мы в данный момент даем людям что-то полезное, например, запускаем прямые эфиры, марафоны, даем советы, таким образом повышая лояльность на будущее.

33
12 комментариев

Если у вашей целевой аудитории после выхода из пандемии не будет денег, то даже при её лояльности вы ничего не заработаете. Да и лояльность понятие относительное, фокус людей только начал смещаться, и куда это заведёт никому не известно. А индустрия красоты попадёт под раздачу если не первой, то второй точно. Поэтому наверное наиболее разумным выходом будет отправить сотрудников домой, если государство не будет их поддерживать, и отказаться от аренды помещений.
А по онлайн у все очень размыто, где-то катастрофический спад (допустим продажа авто), а где-то рост. У нас в интернет магазине с февраля работа идёт авральном режиме. На это накладывается ещё то, что часть сотрудников просто боится выходить на работу, глядя на статистику заболеваемости. Но на финише у людей закончатся деньги и начнётся спад, это мы тоже понимаем

2
Ответить

Да. наиболее разумный выход - бросить помещение, разогнать сотрудников и пожелать им не кашлять.
Наверняка они все хотели Карантина - так что должны были оценить его последствия.

2
Ответить

Наша целевая аудитория - это те люди, у которых и после кризиса все будет нормально. Если не вдаваться в описание аватаров клиентов, то это среднее звено крупных компаний, которых сокращают в последнюю очередь. 
Не понимаю, почему Вы так скептически относитесь к бьюти-бизнесу, если посмотреть аналитику за последние кризисы, то в России и СНГ весь бьюти-рынок постоянно растет.
Одно из направлений в моем портфеле проектов - это собственный косметический бренд, в середине марта было затишье в течение нескольких дней, а сейчас не успеваем отгружать. Боимся, что товар закончится быстрее, чем откроются заводы :)
Также перед пандемией запустили продажи собственного бренда одежды - на этой неделе уже достигли точки окупаемости (хотя трудно понять, зачем людям, которые не выходят из дома, новая одежда?). Поэтому насчет прогнозируемого спада потребительной активности я бы не была так категорична.

Ответить

Ну да, во всем мире рецессия начинается, а вы рассчитываете, что вас это не коснётся. Ну не смешно?
Да от этого среднего звена не оснется камня на камне через полгода, так как он будет зарабатывать в несколько раз меньше. Сейчас работает эффект накоплений. Я тоже не знаю, зачем народ покупает у нас дорогую технику уже несколько месяцев, но пока у него остались сбережения он будет это делать. А вот потом, где-то к осени, случится коллапс, вот тогда мы с радостью обсудим бьюти сегмент, да и не только бьюти.

2
Ответить

Красивая девушка Ирина, причем без всяких этих марафетов и тюнинга )) Жаль только, что в супер-перегретую область подались и в самый неудачный момент - спалили средства, время, усилия, нервы... Красивыми девушками в бьюти-бизнесе клиента не увидивить, не говоря уже о массаже. По моему наблюдению сочетание женской красоты + профессионализма очень круто срабатывает в консалтинге для таких тяжёлых отраслей как нефтегаз, металлургия, хим.пром. Мужики-руководители на такое особенно падки и вау-эффект срабатывает на ура ))

Ответить

Спасибо за комплимент) Насчет неудачного времени я бы поспорила, мы уже вышли в марте на операционную прибыль, поэтому в апреле-мае планировали увидеть первые деньги) 
По поводу консалтинга - постоянно работаю с инвестпроектами в области разработки и металлургии, захотелось диверсифицировать проектный портфель)

2
Ответить

Вопрос - а на дому тоже запрещено оказывать услуги? Массаж на выезд, нет?
А вообще - хорошо, что недавно открылись, не успели накопить долгов (всё это фантазии про выход на прибыльность за полгода, как планировалось)

Ответить