Штатный аналитик vs консалтинг: к кому выгоднее обращаться малому и среднему бизнесу

Иногда предприниматели думают, что разница между штатным аналитиком и аналитическим консалтингом только в вопросе найма и стоимости услуг. Но на самом деле отличий гораздо больше, и о некоторых вы могли даже не догадываться.

Штатный аналитик vs консалтинг: к кому выгоднее обращаться малому и среднему бизнесу

Привет! Меня зовут Анастасия Заран, я руковожу агентством «Разумный маркетинг». Мы оказываем услуги аналитического консалтинга, и клиенты иногда спрашивают меня: «Как понять, что нам нужно работать с вами, а не нанимать аналитика себе в команду?»

В статье расскажу, чем отличается штатный сотрудник от агентства. А еще объясню, какой вариант стоит выбрать малому и среднему бизнесу исходя из задач компании.

Цель аналитики: текущие задачи или системный анализ

Как правило, в бизнесе есть много мелких и сиюминутных задач, которые нужно быстро отрабатывать. Например:

  • проверить, как прошел тест новой посадочной на сайте;
  • узнать, как много покупателей удалось привлечь в первый день акции;
  • подготовить ежемесячный отчет.

Именно для таких вещей хорошо иметь внутренних аналитиков: в зависимости от размера организации сотрудник или целый отдел может забрать на себя срочные вопросы.

Если вам нужен полный анализ направления или даже всей компании, это запрос для аналитического консалтинга. Как правило, агентство нацелено на глубинные исследования, и у него есть время и ресурсы для основательного погружения в бизнес клиента. Если поручить исследовательскую работу штатным сотрудникам, у них не останется времени на мелкие процессы, и тогда бизнес начнет «буксовать».

❗ Уточню, что мелкие задачи не равно бесполезные или нецелесообразные. Для бизнеса важен и месячный отчет, и глубинный анализ работы отдела продаж. Тут разница именно в объеме задач, а не в их пользе.

Это часть нашего отчета для ЯКласс — образовательной платформы для школьников, учителей и родителей. В исследовании мы проанализировали направление вебинаров. Цель — понять, сколько денег и насколько активную аудиторию они приносят
Это часть нашего отчета для ЯКласс — образовательной платформы для школьников, учителей и родителей. В исследовании мы проанализировали направление вебинаров. Цель — понять, сколько денег и насколько активную аудиторию они приносят

💡 Важно понять, для каких задач вам нужна аналитика. Сиюминутные процессы лучше отдать штатникам, а изучение направления или всего бизнеса — консалтингу.

Стоимость услуг аналитика: регулярные выплаты или проектная работа

Ставка среднестатистического аналитика в найме обычно держится в районе 80–150 тысяч рублей. Опытные специалисты обходятся бизнесу намного дороже. Например, в 2021 году я в найме ежемесячно получала около 400 тысяч рублей (до вычета), и это без учета бонусов. Поэтому, если планируете регулярно выплачивать сотруднику зарплату, можете выкладывать объявление о штатной вакансии.

У такого решения есть загвоздка. Сильный спец далеко не всегда согласен работать в найме — ни за 150 тысяч рублей, ни за 400 тысяч, потому что хочет расти, а не только выполнять поручения руководителя отдела внутри малого бизнеса.

Стоимость консалтинга, конечно, будет выше, чем ставка сотрудника, но зато вы потратитесь на аналитику один раз и не будете из месяца в месяц платить человеку зарплату. В перспективе это может быть выгоднее, чем держать сотрудника в штате.

Еще консалтинговые агентства готовы работать и с малым, и со средним бизнесом, потому что часто сотрудничают на партнерских условиях. Например, мы в «Разумном маркетинге» иногда работаем в проектах за 50% от сверхваловой прибыли, которую мы приносим бизнесу за полгода.

💡 Важно понять, как вам удобнее расплачиваться с аналитиком. Если готовы из месяца в месяц платить зарплату и индексировать ее с ростом опыта сотрудника, выбирайте штатного специалиста. Консалтинг же выгоден для проектной работы и в глобальной перспективе может обойтись даже дешевле.

Тип задач: привычные или принципиально новые

Чем чаще аналитик сталкивается с конкретными задачами, тем быстрее и проще он может их выполнить. Например, внутренние сотрудники интернет-магазина могут каждый месяц анализировать данные по продажам. Допустим, чтобы понять, что чаще всего покупают вместе с пледом или термосом, и предложить подходящие товары клиентам в корзине. Именно поэтому, если вы планируете дать штатнику задачу, которую он уже много раз успешно решал, скорее всего, проблем не возникнет.

Редкие и необычные задания могут поставить сотрудника в тупик. Например, подготовить годовую отчетность для акционеров компании. Это не самое распространенное требование в бизнесе, и аналитик может получить подобную задачу в первый раз за несколько лет работы.

С нестандартными поручениями проще прийти в аналитическое агентство, которое постоянно делает похожие исследования для разных клиентов. У него уйдет на это намного меньше времени, чем у штатного аналитика компании.

Пример из моего опыта. На свой первый дашборд я потратила три месяца, потому что раньше такого никогда не делала. Мой отдел готовил аналитические сводки по всем изданиям холдинга Rambler Group. Нужно было вывести метрики, которые отражали бы план/факт продаж с динамикой по месяцам. Спустя десятки подобных дашбордов я научилась делать их примерно за сутки — неделю.

Благодаря моему первому дашборду холдинг смог значительно повысить  продажи в изданиях
Благодаря моему первому дашборду холдинг смог значительно повысить  продажи в изданиях

Пример из моего опыта. Штатные аналитики клиента запланировали оцифровку финансового блока. По расчетам на задачу должно было уйти три месяца и 1,5 миллиона рублей. Такая большая сумма получилась в том числе из-за привлечения разработчиков.

Мы предложили выполнить такую задачу в течение двух недель за 700 000 рублей, а за счет пока еще непопулярного на рынке российского ПО исключить участие разработчиков.
Клиент выбрал первый вариант — решил довериться своим аналитикам. В итоге на работу ушло даже больше времени и денег: три с половиной месяца и 2,2 миллиона рублей ФОТа. А качество дашборда получилось не самым высоким.

💡 Важно понять, какой тип задач вы планируете поручить аналитику. Если сотрудник ещё не сталкивался с подобными задачами, возможно, проще привлечь аналитический консалтинг.

Контроль: аналитик действует по указке или у него есть самостоятельность и инициатива

Аналитик внутри компании, как правило, подчиняется либо собственнику бизнеса, либо начальнику отдела. В такой ситуации вся ответственность за формирование метрик лежит на руководстве: что попросят проанализировать, то сотрудник и будет делать. Именно поэтому, если у вас есть полное понимание, что и в каком виде должно быть в дашборде, стоит нанимать штатника. Правда, у такого подхода есть сразу два минуса:

  • Если вы не аналитик, вам может быть трудно найти нетипичные закономерности. Например, онлайн-школа иностранных языков может даже не предполагать, что при записи на пробное занятие имеет значение количество детей в семье. Так, для одного из наших клиентов мы выяснили, что чаще всего до первого урока доходит ребенок из многодетной семьи, поэтому для таких клиентов стоит создать отдельную базу и учитывать их в маркетинговой стратегии.
  • Рабочие часы собственника слишком ценные. Если тратить их на единичные поручения, может не остаться времени на стратегию и развитие компании. Особенно если речь идет о небольшом бизнесе, где предприниматель и так часто выполняет много параллельных задач.

Пример из моих наблюдений. Владелец бизнеса хотел автоматизировать расчет зарплаты сотрудникам. У человека было техническое образование, поэтому он сам неплохо разбирался в аналитике.

Собственнику казалось полезным погружаться в детали будущего дашборда и помогать команде аналитики с разработкой, с логикой расчета метрик. В итоге собственник потратил на эту работу около четырех месяцев (чистого времени — больше 80 часов), постоянно отвлекаясь от основных задач. Если перевести это в деньги, учитывая стоимость рабочего часа руководителя, получится, что на самом деле он инвестировал в эту работу 8-значную сумму (в пересчете на время).

✅ Если же вы не хотите самостоятельно придумывать задачи для штатного аналитика, рекомендую обратиться к консалтингу. Агентство само подскажет, какие исследования нужны, а еще подготовит выводы и решения. Объяснит, с чем работать в первую очередь, а что стоит отложить, потому что пользы от этого будет не так много. Я называю это «путь снизу вверх».

Пример из моего опыта. Как-то мы проводили экспресс-аналитику для интернет-магазина электроники. Несмотря на то что планы по продажам выполнялись, собственник хотел определить возможные точки роста. Например, мы выяснили, что среди менеджеров один лучше продает телефоны марки Android, другой — iOS, а третий - доп.услуги.

Мы предложили руководителю настроить CRM так, чтобы первому сотруднику падали заявки только на покупку Android, а второму — только на iOS. Такое простое решение без дополнительных вложений повысило валовую прибыль на 69%.

Проведя глубокую аналитику, мы вывели для онлайн-школы 11 инсайтов на основе данных. По нашим подсчетам, если клиент внедрит все советы в работу, то сможет увеличить валовую прибыль на ~100 миллионов рублей. Полный кейс по онлайн-школе описали в <a href="https://vc.ru/marketing/1133529-hotim-u-vas-pouchitsya-data-driven-kak-my-nashli-tochki-rosta-na-100-mln-rubley-potencialnoy-pribyli-v-mesyac" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">статье</a>
Проведя глубокую аналитику, мы вывели для онлайн-школы 11 инсайтов на основе данных. По нашим подсчетам, если клиент внедрит все советы в работу, то сможет увеличить валовую прибыль на ~100 миллионов рублей. Полный кейс по онлайн-школе описали в статье

💡 Решите, как хотите давать поручения аналитику. Если планируете это делать самостоятельно или доверить руководителю отдела, нужен штатный сотрудник. А если от аналитика нужна самостоятельность и инициатива, стоит обратиться к консалтингу.

Применение результатов аналитики: автоматизация или гипотезы и исследования

Иногда бизнесу нужна отчетность просто для автоматизации данных. Например, чтобы упростить работу бухгалтерии по расчету отпускных. В этом случае нет смысла платить за консалтинг — с такой задачей вполне может справиться штатный сотрудник.

Если же вам нужны исследования, инсайты или гипотезы на перспективу, лучше воспользоваться услугами аналитического консалтинга. Например, мы в Разумном маркетинге часто используем прогнозную аналитику, сколько компания заработает, если внедрит изменения, которые мы предлагаем.

Пример из моего опыта. До того как стать аналитиком, я четыре года проработала в продажах и еще столько же — в маркетинге. Именно поэтому мы в «Разумном маркетинге» строим аналитику не только в части цифр, но и с точки зрения маркетинга, продукта, продаж.

Это часть гипотез одного из исследований. С опорой на статистику мы показали, что компании нужно сделать, чтобы увеличить прибыль
Это часть гипотез одного из исследований. С опорой на статистику мы показали, что компании нужно сделать, чтобы увеличить прибыль

💡 Подумайте, для чего вам аналитика. Если нужно автоматизировать какой-то процесс, обращайтесь к штатному сотруднику. Когда необходимы более глубинные исследования и прогнозы для развития компании, рекомендую консалтинг.

Когда компании однозначно стоит идти за сторонним консалтингом

Есть несколько ситуаций в бизнесе, когда я сразу рекомендую обращаться за услугами аналитического консалтинга 👇

🟢 Если компания готова брать опыт из других сфер. Иногда бизнес ориентируется на прямых конкурентов и ищет новые идеи только внутри своей отрасли. Допустим, ресторатор следит за рестораторами, а медклиника — за другими медклиниками. Но взглянуть на другие бизнесы в смежной или совсем иной сфере бывает очень полезно. Аналитические агентства регулярно работают с клиентами из разных сфер и могут посоветовать, как внедрить их опыт и концепции в ваше дело.

🟢 Если не хочется потом искать новые и новые данные. Аналитический консалтинг может собрать и проанализировать данные по всему бизнесу вдоль и поперек. Как-то, когда я еще работала в найме, руководитель заказал автоматически обновляемый отчет на 20 метрик. Но со временем бизнес хотел анализировать всё больше показателей: 30, 40, 50... На тот момент мне приходилось каждый раз применять другую логику и источники для новых метрик. Получалось, что один и тот же отчет постоянно разрабатывался с нуля.

Сейчас благодаря опыту я задаю бизнесу такие вопросы по целям дашборда и формирую такую логику между данными, что при новых «хотелках» достаточно минимально поправить отчет или не делать этого вовсе.

Пример из моего опыта. В компании одного из наших клиентов была собственная CRM, куда постоянно добавлялись данные (по типу сводного отчета в Excel), потому что собственнику хотелось знать больше метрик. Получалось, что разработчики из месяца в месяц дорабатывали и переделывали внутренний отчет.

Мы сделали для этой компании системную модель по сбору и выводу данных, которая, как конструктор, позволяла сформировать полноценный дашборд. Больше сотрудники, бизнес-заказчики и собственник не тратили на его доработку время.

Какой вариант выбрать для вашего бизнеса

Давайте еще раз сравним ситуации, когда бизнесу пригодится штатный аналитик, а когда — услуги консалтинга.

Штатный аналитик vs консалтинг: к кому выгоднее обращаться малому и среднему бизнесу

Итак, подведем итоги. Важно ориентироваться не на то, сколько аналитику придется заплатить и понадобится ли вам устраивать его в штат. Ценнее понять, какие задачи предстоит выполнять, как вы хотите взаимодействовать с аналитиком и для чего вам аналитика?

Даже если в моменте вы заплатите за услуги консалтинга больше, чем выделили бы на месячную ставку аналитика, глубинные данные и качественно созданная аналитическая инфраструктура могут стать более ценной инвестицией. Например, за двухчасовой экспресс-разбор данных CRM наш клиент увидел инсайты для своего бизнеса на несколько миллионов рублей — посмотрите его видеоотзыв в Telegram-канале.

Как думаете, в каких еще случаях бизнесу полезен штатный аналитик, а когда стоит точно идти за консалтингом?

2424
11
36 комментариев

«Например, онлайн-школа иностранных языков может даже не предполагать, что при записи на пробное занятие имеет значение количество детей в семье. Так, для одного из наших клиентов мы выяснили, что чаще всего до первого урока доходит ребенок из многодетной семьи»

Я прям представляю этот диалог после такого открытия:
— Сколько у вас детей?
— Один. Мы не будем вас обучать, ваш один ребенок не дойдет до превого урока, до свидания.

4
Ответить

Хорошее чувство юмора)

Ответить

Стоимость консалтинга, конечно, будет выше, чем ставка сотрудника, но зато вы потратитесь на аналитику один раз и не будете из месяца в месяц платить человеку зарплату. В перспективе это может быть выгоднее, чем держать сотрудника в штате.- именно поэтому нужно учитывать нужна ли вам аналитика грубо говоря первичная или она нужна будет вам каждый месяц

1
Ответить

Все так

Ответить

Как вы вообще приходите к нетипичным закономерностям? Как понять, что это статистически значимые данные?

Ответить

Используем сложные и страшные формулы, которыми не аналитики почти не пользуются)

1
Ответить

По моему, лучше дать штатнику новую/редкую задачу, подождать, пока он разберется и потом спокойненько ему подобные поручения давать всегда. А то в агентство не набегаешься 🙄🙄

Ответить