Обучение в Англии. Чем отличается обучение в Англии от аналогичного в России.

В данной статье расскажу о том, как я проходил трёхдневное обучение по технике безопасности для работы на платформах в открытом море в Шотландском городе Абердин в апреле 2005 году. Сейчас, по прошествии 20 лет, мне представляется, что это было одно из самых интересных событий в моей жизни. Обучение больше напоминало участие в каких-то экстремальных играх, чем занятия по повышению квалификации. В нём присутствовали упражнения в бассейне, для выполнения которых нужно было надевать специальный гидрокостюм. Погружения под воду на условно терпящем бедствие вертолёте, который, к тому же, уже находясь в воде, переворачивался на 180 градусов, после чего из него нужно было самостоятельно выбраться. Упражнения по пожарной безопасности, в ходе которых, нужно было войти в горящий сарай, и затем, находясь в полной темноте выбраться из него. Часовая поездка по морю на спасательном катере с отработкой навыков посадки, высадки. И все эти занятия были предусмотрены не для прохождения обучения каких-то экстренных служб, а для обычных работников нефтегазодобывающих платформ, расположенных в открытом море. Каждый из работников обязан проходить такие курсы раз в 4 года. Без них люди к работе на платформе не допускаются.

В этой связи вспоминаю подобные курсы по различным специальностям, которые я заканчивал в России. Сравнивать их с Английскими можно только по ценам, которые предприятия платят за обучение своих сотрудников. Стоимость прохождения таких занятий в Англии и в России примерно совпадают. Всё остальное, как земля и небо. Так, однажды, я был направлен предприятием для обучения и получения допуска к определённому виду опасных работ. Курсы проходили в течении 3 дней после чего сдавался экзамен и обучающиеся получали специальное удостоверение, дающее им право на выполнение определённых работ. За время обучения никто ни разу не покинул аудиторию. Да и, в общем-то, самого обучения, как такового не было. Выступающие перед аудиторией рассказывали различные жизненные истории, иногда даже не связанные с производственной тематикой, часто устраивали перерывы, словом, тянули время как могли. Так продолжалось два дня. На третий – экзамен. Выдали экзаменационные билеты. Раздали брошюрки, в которых можно было найти все ответы и вперёд. Читаешь вопросы, ищешь в книжке ответы, вписываешь их в специальный бланк и идёшь получать удостоверение. К обеду – свободен. Другой пример. Во время службы в армии мне довелось пройти обучение по укладке кирпичей. За всё время занятий нам даже «живого» кирпича не показали. Только на картинке. Как выкладывать из кирпичей стену – всё на словах, одна теория. Причём приёмы кладки, которые нам описывали, на практике никто не применяет, профессиональные каменщики про них даже не слышали. Пользуясь ими, выложить кладку невозможно. Вот такое у нас в России обучение.

А что же в Англии? В 2004 году я был принят на работу в компанию «General Electric» в отдел, занимающийся установкой и обслуживанием вибродиагностического оборудования, на предприятиях нефтегазовой отрасли. Поскольку, работа предполагала командировки на платформы в открытом море, меня обязали пройти специальные курсы: «Off shore safety and fire training». В переводе, «Техника безопасности и пожарная безопасность при работе на платформах в открытом море». Занятия проводила шотландская компания, расположенная на окраине Абердина на берегу Северного моря. Территориально она занимала довольно большую площадь, на которой находились несколько зданий. Насколько я понял, проведение подобных обучений было единственной деятельностью этой организации. Занятия проводились еженедельно со вторника по четверг. Одновременно организовывались несколько групп. В мой заезд их было не менее трёх. В мою группу входило человек 15, один немец, четыре Мавританца, остальные Шотландцы. Именно, Шотландцы, поскольку, они очень обижались, когда я их называл англичанами. Видимо, что-то историческое, в подробности я не вдавался. Что касается Мавританцев, то внешне, да и по манере общения, они были один в один похожи на жителей наших Среднеазиатских республик.

В первый день занятий было всё как в России. Целый день просидели в аудитории, слушая различные лекции. Я подумал, что и все остальные дни пройдут таким же образом. Собственно, второй день и начался с очередной лекции, но на этот раз продолжалась она не более 10 минут. Ну а дальше понеслось. Одели всех в гидрокостюмы и в бассейн. Из воды не вылезали часа два. Отрабатывали, как вылезать из воды на борт обычной шлюпки, на надувную лодку, на надувной плот. Тренировались, как поддерживать на поверхности воды человека находящегося без сознания, как правильно вытаскивать человека из под воды, как держаться на поверхности всем вместе в ожидании помощи и т.д. После таких, сверх интенсивных для обычного человека упражнений, мне казалось, что настало время отдохнуть. Но нет. Переоделись, сели на автобус и поехали в один из местных портов, где продолжили обучение. В порту нас ждал небольшой спасательный катер, какими оборудованы морские платформы. Сначала, несколько раз отрабатывали посадку в него. Затем нас вывезли в открытое море для отработки навыков поведения в случае крушения судна, после чего вернулись на берег. На этом, данная часть обучения была завершена.

Занятия после обеда были посвящены пожарной безопасности. Я думаю, что у нас в России, почти каждый житель старше 20 где-то, когда-то, проходил инструктаж по этой тематике, а скорее всего, просто ставил подпись под документом, что он ознакомлен с правилами пожарной безопасности. Расписался и, автоматически, случись чего, возложил всю ответственность на себя. В Англии, к этому мероприятию более серьёзный подход. Занятия продолжались часа четыре. Сначала часовой инструктаж, где подробно рассказывалось о том, какие существуют огнетушители, при каких видах горения каждый из них применяется. Под видами горения имеется ввиду горение различных веществ и материалов: бытовых отходов, бумаги, пластика, нефти, взрывоопасных веществ, пожары в закрытых помещениях и т.д. Были продемонстрированы противогазы и кислородные баллоны. Каждому обучающемуся была предоставлена возможность примерить их на себя и научиться ими пользоваться. Ну а затем, практика. Все переоделись в несгораемые комбинезоны. Сначала, освоили огнетушители. Инструкторы развели несколько костров, и каждый имел возможность их затушить, используя тот или иной вид огнетушителя, в зависимости от того что горело. После этого началось самое интересное. На территории компании находился одноэтажный металлический ангар метров 30-40 длинной и 6 шириной. Внутри него были перегородки, так что проход по нему представлял собой один сплошной лабиринт. Его общую длину подсчитать трудно, думаю метров 100. В некоторых местах были сделаны тупиковые комнатки. Солнечный свет внутрь почти не проникал, так что было довольно темно, особенно сразу после того как туда войдёшь с улицы. В некоторых местах была абсолютная темнота. Имитировалась обстановка морской платформы. Смысл обучения заключался в следующем. Проводилась отработка навыков, как выбраться из горящего помещения, в условиях полной темноты? Для этого существует ряд основных правил. Во-первых, не паниковать! Во-вторых, собраться всем, кто находится в помещении, вместе, встать друг за другом, положив одну руку на плечо впередистоящего товарища, и начать движение. Двигаться нужно по стенке, не отрываясь от неё свободной рукой, стараясь найти выходную дверь. Ни в коем случаё нельзя метаться от стенки к стенке, в поисках выхода.

Наша группа из 15 человек была разделена на три, по пять человек в каждой. Через ангар нужно было пройти три раза. Первый раз без средств защиты, второй в противогазе, и третий, с кислородным баллоном. Причём на третий раз внутри ангара что-то подожгли, образовывалась плотная дымовая завеса и видимость упала почти до нуля. Иногда, я даже с трудом различал спину идущего впереди коллеги. Временами становилось страшновато. В одном из тупиков наша группа, ведомая Мавританцем, чуть не заблудилась. Пришлось его поменять на другого ведущего, но в итоге всё закончилось благополучно. Вот такой в Англии инструктаж по пожарной безопасности. Даже если, со временем, что то и сотрётся из памяти, основные навыки поведения в экстремальных ситуациях останутся.

И, наконец, третий, завершающий день. Над бассейном, где проходили занятия, была закреплена кабина вертолёта. Обычного вертолёта в натуральную величину, только без хвоста и пропеллеров. При помощи специальных механизмов она могла погружаться под воду, а так же вращаться вокруг своей оси. В эту кабину садились пять курсантов и инструктор. В воде, по обе стороны от кабины находились ещё два инструктора, экипированные аквалангами, в масках и ластах. Настолько серьёзным было отношение к безопасности. Далее эмитировался процесс аварийного приводнения вертолёта в море с последующим его уходом под воду. Обучающимся предстояло покинуть вертолёт, когда он окажется под водой. Раньше вылезать из вертолёта было нельзя, что бы не попасть под лопасти пропеллера. Все были одеты в гидрокостюмы, на поясе у каждого закреплён небольшой мешочек со шлангом заполненный обычным воздухом. Через шланг можно было дышать. В случае нахождения под водой запасов воздуха хватало на несколько вздохов и, таким образом, давало человеку возможность не задохнуться и всплыть на поверхность. К креслу вертолёта пассажиры пристёгивались ремнём, который состоял из четырёх ремешков, похожих на автомобильные. С одной стороны они были прикреплёны к креслу, а с другой вставлялись в замок. Замок был прикреплён к одному из этих ремешков и располагался на груди пассажира. Открывался он поворотом рычага. Примерно как в автомобиле. Задача формулировалась так. При приводнении вертолёта, после касания воды, пассажир на крайнем сидении открывал дверцу вертолёта. Это делалось при помощи рычага. Операция несложная. Затем, каждый должен был взять в рот шланг мешочка с воздухом и сделать первый вдох до погружения вертолёта в воду. После того как сам человек погружался под воду, нужно было выждать пять секунд, после чего открыть замок ремней безопасности, отсоединившись, таким образом, от кресла и всплыть на поверхность через открытую дверцу вертолёта. С выполнением первой задачи, особых проблем, по крайней мере, у меня, не возникло.

Затем задачу усложнили. Всё тоже самое, но после погружения в воду кабина вертолёта, вместе со всеми кто там находился, перевернулась на 180 градусов, после чего нужно было из неё выбраться через ту же самую дверцу. Как нам сказали, при вынужденном приводнении вертолёты часто переворачиваются из-за удара задним пропеллером о воду. Поэтому и было предусмотрено такое упражнение. Вот тут, я, мягко говоря, растерялся. До того, как вертолёт перевернулся, я контролировал ситуацию, но во время переворота под водой позабыл про все дальнейшие действия. Хорошо хоть от кресла додумался отстегнуться. Далее, сидевший передо мной инструктор схватил меня за шиворот и вытолкнул из кабины. Смог бы я выбраться сам, без чьей либо помощи? Не знаю. Знаю одно, лучше в такие ситуации не попадать. Не дай бог.

Одному из членов нашей группы пришлось пережить крушение вертолёта, во время возвращения с морской платформы. Правда, в его случае пилоты дотянули до берега и посадили вертолёт, но почти все находившиеся в нём получили серьёзные травмы. Причиной травм была сильная вибрация вертолёта, из-за которой головы людей болтало во все стороны. Контролировать это было невозможно. Наибольшие повреждения получили люди, сидевшие у окон, в результате ударов головой об иллюминатор.

Вот так вкратце выглядит обучение технике безопасности в Англии. Через пару месяцев после окончания курсов я был на одной и морских платформ на востоке Англии. Меня поразило отношение работников платформы к технике безопасности. Например, если рабочий что-то делал, находясь вне помещения, на открытом пространстве, он обязательно пристёгивался цепью к какой-нибудь неподвижной конструкции, хотя, в этом и не было особой необходимости. Но, для англичан это правило, можно сказать, образ жизни. Отсюда, и минимальное количество несчастных случаев.

В заключении хочу добавить, что если прохождение этих курсов было одно из самых интересных событий в моей жизни, то последующий визит на английскую газодобывающую платформу – одно из самых неприятных. Но, впрочем, это совсем другая история.

Начать дискуссию