Иногда ваши идеи просто не нужны пользователям: как исследование помогло не создать ИИ-Гузееву

Представим: вы директор крупного онлайн-магазина товаров для дома. И у вас есть идея, как повысить доходность магазина — запустить игру, где пользователи обставляют жильё, получают бонусы и потом тратят их в магазине. Вы собрали команду, разработали и запустили первую версию игры в духе «Весёлой фермы», а пользователей почти нет. Не помогает ни реклама у блогеров, ни таргет. Деньги потрачены, а прибыли нет.

Эта боль нам хорошо знакома. Так часто бывает, когда команда загорелась новой идеей, но возникают сомнения:

  • Надо запускаться, а как позиционировать себя на рынке — непонятно.
  • Есть много идей, и хочется все скорее воплотить, но это сложно, долго и дорого.
  • В проработку будущего проекта вложено много сил и денег, и если отказаться от задумок, то эти вложения были зря.

Ошибиться в выборе функциональности, планов и общей стратегии для приложения страшно: в мире проваливается 90% всех новых бизнес-проектов. Рассказываем, как не стать жертвой собственных идей, не потерять деньги и не разочароваться в своём проекте. И что сделать на старте, чтобы оказаться среди тех 10%, кто сделал всё правильно и запустил прибыльное приложение.

Вы в блоге Surf. Мы разрабатываем приложения для банков, ритейла, фудтеха и других бизнесов. Чтобы приложения решали бизнес-задачи и приносили прибыль, мы помогаем определить цели и способы их достижения на нулевом спринте. Мы проводили его для Mars, Триколора, The Hole, Бетховена и других компаний. Больше о нулевом спринте рассказываем на нашем сайте.


Подписывайтесь на наш блог, чтобы узнавать новые истории.

Нулевой спринт помогает узнать, чего хотят пользователи

Когда мы прорабатывали функции нового приложения для Триколора, сначала нам нужно было определить цели и на их основе задачи проекта. Цель заказчика была создать такое приложение, которое бы приучило пользователей смотреть контент не только через ТВ. Цель поставили, идём искать идеи — собираем мозговой штурм.

Наша команда экспертов выдала огромное количество идей по будущим функциям. Самая шикарная затея по версии редакции — ИИ на основе личности ведущей «Давай поженимся» Ларисы Гузеевой. ИИ-Гузеева должна была помогать пользователям находить нужный контент и отвечать на вопросы.

Иногда ваши идеи просто не нужны пользователям: как исследование помогло не создать ИИ-Гузееву

Ещё предложили пультофон — режим переключения каналов, когда экран приложения работает как ТВ-пульт. Идеи были классные, и внедрить их мы могли, но очень важно проверить эти идеи перед тем как брать в работу.

После мозгового штурма все идеи собрали, доработали и понесли на кастдев. На интервью с пользователями поняли, что ИИ-Гузеева не имеет спроса — им нужнее более понятные функции вроде перемотки и онлайн-кинотеатра. А вот пультофон зайдёт — и эта функция получила высокий приоритет и дошла до релиза.

Узнать это вовремя и не создать никому не нужное приложение нам помог нулевой спринт — предпроектное исследование, на котором определяются задачи проекта и план их реализации. На нулевом спринте идеи не только генерируются, но и проверяются в исследованиях и опросах.

По итогам нулевого спринта мы подготовили для заказчика план первого обновления и несколько версий для будущих релизов, которых хватит на пару лет вперёд.

А теперь расскажем, какие этапы есть у предпроектного исследования и как их проводить. Сохраняйте статью в закладки, чтобы знать, как работать с командой или подрядчиками на проектах.

Как искать и проверять идеи на нулевом спринте

Основная задача нулевого спринта: разобраться в целях заказчика и выбрать пути их достижения. Для этого нужно чётко понимать, кто будет использовать решение, какие проблемы у этих людей есть сейчас, как их решать, и сколько проект займёт времени и ресурсов. Из нашей практики мы вывели пять ключевых этапов, которые помогают ответить на все эти вопросы.

1. Определяем цели и задачи проекта

Мы всегда начинаем с брифинга — проводим его за первый день нулевого спринта. Наш бизнес-аналитик (BA) вместе с заказчиком выясняет, какие у проекта цели, какие проблемы нужно решить, и максимально погружается в бизнес-контекст. Чем лучше команда будет понимать принципы работы заказчика и его бизнес-процессы, тем лучше приложение подойдёт для конкретной компании и её ситуации. А значит, тем больше прибыли принесёт.

«Если проект нешаблонный, все тонкости будущей системы сложно понять заранее. Поэтому на предпроектном исследовании так нужны аналитики. Они помогают состыковать бизнес-процессы с функциональными требованиями к системе. В итоге именно аналитики показывают заказчику, как решить его бизнес-задачу, а не он долго и мучительно пытается объяснить каждый аспект своего бизнеса, чтобы мы сделали всё по инструкции».
Евгений Сатуров, лид Flutter-отдела

2. Собираем мозговой штурм

На нём будем искать решения проблем, которые выявил BA на предыдущем этапе. Мы рекомендуем собирать команду с опытом в нужной сфере. В нашем проекте мы приглашали экспертов-лидов, которые работали с развлекательными приложениями и видеосервисами. Эти специалисты будут генерировать идеи, а потом обсуждать и дорабатывать их. Обычно все сессии мозгового штурма мы проводим за два дня.

Для полноценного исследования нужны эксперты разных направлений. На этапе мозгового штурма собирается целая команда: BA, PM, арт-директор и UX-исследователь, команда заказчика. По нашему опыту, привлекать эксперта-разработчика до начала проекта нужно редко. Наша команда приглашала лида разработки на нулевой спринт, например, когда прорабатывала интерактивного решение со сложными механиками авторизации и оплаты и AR-функциональностью.

Это не значит, что эксперты будут придумывать идеи только в рамках своих компетенций: например, разработчик будет думать только о том, как оптимизировать код, а дизайнер — про красивые градиенты на главной. Все включают креативность на максимум и предлагают всё, что приходит на ум.

Иногда ваши идеи просто не нужны пользователям: как исследование помогло не создать ИИ-Гузееву

Организовать процесс поможет менеджер проекта (PM) — его тоже зовём. PM поставит перед остальной командой цели мозгового штурма и будет придерживать направление идей — чтобы не пытались решать не те проблемы. Он же будет подводить итоги.

Всего 4–5 экспертов плюс команда заказчика. Больше людей не значит лучше.

Если позвать всех своих коллег, друзей и знакомых, мозговой штурм не станет эффективнее. Когда людей становится много, они начинают разбиваться на группы, и смысл собирать много человек сразу теряется. Некоторые участники начинают слишком явно доминировать в процессе и неосознанно подавлять остальных. К тому же, для решения стратегических проблем нужны эксперты высокого уровня — непрофессиональные советы здесь могут только повредить.

Такой состав команды нулевого спринта мы вывели за годы проведения предпроектных исследований. Мы вовлекаем экспертов — лидеров своего направления, которые уже работали с несколькими проектами в нужной вам сфере: финтех, ритейл, развлечения. Почему нулевой спринт с нами — это быстрый способ заложить основу для коммерческого успеха проекта, рассказываем на нашем сайте.

Теперь берём наши свежепридуманные идеи и идём проверять спрос на них.

3. Анализируем рынок

Формируем пул конкурентов и параметры, по которым их оцениваем: для видеостриминга это может быть количество контента, рекомендации, поиск. В приложениях конкурентов смотрим, какие есть возможности, какие есть сложности, есть ли пробелы в функциональности.

Иногда ваши идеи просто не нужны пользователям: как исследование помогло не создать ИИ-Гузееву

Дальше определяем целевую аудиторию — если приложение уже существует, рассматриваем текущих пользователей. Их и будем опрашивать на кастдеве.

4. Проводим кастдев

Будьте готовы, что найти участников будет непросто. Чтобы опросить сотню, нужно позвать десять тысяч. На наш проект из 1000 случайно выбранных пользователей только 6% согласились на предварительное интервью. Из согласившихся 40% отказались от интервью после его назначения, а ещё часть просто не вышла на связь. Всего опросили 27 человек.

Иногда ваши идеи просто не нужны пользователям: как исследование помогло не создать ИИ-Гузееву

У них нужно спрашивать, что они делают в этом приложении и что им нравится в других площадках. Что считают важным, чего не хватает, за что готовы платить дополнительно. Вопросы формулируем так, чтобы увидеть путь пользователя, его привычки и что больше всего его интересует. Спрашиваем и про конкретные идеи — так команда быстро поймёт, решат ли новые функции текущие проблемы.

5. Приоритезируем и формулируем MVP

Из всех идей выбираем те, которые оценили пользователи. Эти идеи дорабатываем до полноценного описания функциональности. PM вместе с командой расставляет приоритеты для каждой функции: с этими данными команда определяет, что войдёт в первую и последующие версии приложения.

Иногда ваши идеи просто не нужны пользователям: как исследование помогло не создать ИИ-Гузееву

В среднем, все этапы нулевого спринта занимают один месяц. Более длительного исследования требуют сложные проекты — например, финтех-приложения с KYC-интеграциями и большим количеством онлайн-функций. Тогда нулевой спринт проводится за шесть недель.

Что нулевой спринт даёт проекту

Нулевой спринт помог нам понять на практике простую истину:

Иногда ваши идеи просто не нужны пользователям: как исследование помогло не создать ИИ-Гузееву

После нулевого спринта 70% заказчиков переходят в проектирование. Это значит, что 7 из 10 директоров, стартаперов и менеджеров проектов сначала не знали, что делать, а теперь знают и делают приложение по готовому плану. Оставшиеся 3 из 10 тоже не ушли ни с чем: для них нулевой спринт подсветил проблемы и не дал потратить деньги впустую.

Если по результатам исследования мы видим, что проект для заказчика нецелесообразен, мы не просто говорим об этом и оставляем заказчика переживать о потраченных ресурсах. Мы предлагаем другие пути достижения его целей: это не всегда должно быть мобильное приложение, и это нормально.

Мы знаем, что каждому бизнесу важно не упустить время и быть конкурентоспособным. Поэтому мы собираем команду для нулевого спринта за 3 часа и сразу включаемся в проект. В зависимости от сложности проекта, за 2–6 недель проведём исследование, на котором проработаем цели проекта, способы их достижения и план на несколько релизов.

Спроектируем успешное приложение, которое достигнет всех необходимых OKR и принесёт прибыль.


Обсудить предпроектное исследование
Иногда ваши идеи просто не нужны пользователям: как исследование помогло не создать ИИ-Гузееву
88
33
11
9 комментариев

И какую прибыль принёс пультофон? Радость пользователей новой (?) фиче?

Ответить
Автор

Эта функция не напрямую приносит деньги, а помогает сделать сервис комфортнее для тех, кто привык смотреть ТВ. Этим людям приложение понравилось больше предыдущей версии (радость пользователей тоже важный аспект), они в нём остаются и активно используют. И уже этот факт влияет на доходы — пользователи продлевают подписку, потому что сервис им зашёл

Ответить

Представим: вы директор крупного онлайн-магазина товаров для дома. И у вас есть идея, как повысить доходность магазина — запустить игру, где пользователи обставляют жильё, получают бонусы и потом тратят их в магазине- пример конечно странный ,в том плане ,что для магазина очень легко понять что на магазин это игра не будет работать

Ответить
Автор

Идеи бывают очень странные, но важно их проверить, даже если они кажутся совершенно нерабочими. Для этого проводим исследование.
А иногда срабатывают и самые нестандартные идеи)

Ответить