Опыт обучения в магистратуре МФТИ «Управление IT-продуктом». Обзор первого семестра и появление стартапа ZNATNO

В этой статье наш продуктовый маркетолог решил поделиться личным опытом обучения в магистратуре МФТИ «Управление IT-продуктом».

Планируем цикл статей, из которого можно будет понять из чего состоит программа, кто преподает и сколько часов выделять. Будет полезно не только тем, кто рассматривает вопрос поступления, но и всем, кто интересуется темой «стартап как диплом», т.к. именно в этой магистратуре зародился наш проект ZNATNO.

Поступление

Меня зовут Дмитрий Пелик, я предприниматель из Краснодара. Прошлым летом решил пройти какие-нибудь толковые курсы продуктового менеджмента. Чувствовал, что не хватает актуальных знаний, несмотря на то, что я в маркетинге больше 15 лет.

В какой-то момент поиска наткнулся на совместную программу

Skillfactory и МФТИ «Управление IT-продуктом». Программа была убедительная и я решил попробовать сдать экзамены. Помимо мотивационного письма нужно было решить индустриальный кейс по нескольким ситуациям из жизни IT-проекта. Получилось успешно сдать экзамен, далее подписал договор и дождался приказа о зачислении. Так я стал студентом Физтеха.

Про мотивацию однокурсников тоже было интересно узнать. В одном общем чате я провел небольшой опрос про поступление. Получились такие результаты:

Мотивация поступления у однокурсников
Мотивация поступления у однокурсников

Первый семестр (осень 2023)

В октябре 2023 г. стартовала учеба. Это полностью онлайн-магистратура очного формата, организованная центром «Пуск» при МФТИ. Я сразу стал вести дневник и фиксировать кол-во часов, которое я вкладываю в обучение. Делюсь с вами.

Рабочая среда организована следующим образом: онлайн-вебинары в Zoom (позже перешли на другие сервисы), корпоративный мессенджер Пачка для общения с координаторами, Яндекс Wiki, LMS Skillfactory и LMS МФТИ.

В первом семестре было 5 дисциплин и практика с индустриальным партнером. В таблице ниже отображены и другие активности в рамках обучения.

Ко-во часов по разным дисциплинам семестра
Ко-во часов по разным дисциплинам семестра

На платформе LMS Skillfactory были модули с видео и конспектами. В конце некоторых шагов давались тесты для самопроверки, а в конце модуля нужно было сделать домашнее задание (ДЗ), которое проверял и оценивал ментор. Оценка вносилась в ведомость ВУЗа и по ходу семестра мы накапливали баллы. В МФТИ принята 10-балльная система оценки, где 1 и 2 - это «неудовлетворительно», 3 и 4 - «удовлетворительно», 5 - 7 - «хорошо», а 8 - 10 - «отлично». В конце семестра, как положено, сессия. На экзаменах и зачетах можно повысить накопленный балл.

1. Исследование рынка и формирование ценностного предложения

Дисциплину вели наш академический директор программы Михаил Войтко (Сбер) и Ксения Гнатовская (VK). Рассмотрены виды исследований, определение ЦА, конкурентный анализ, количественные и качественные исследования, анализ рынка, этапы Customer Discovery и CustDev, проверка гипотез.

ДЗ по формированию ценностного предложения
ДЗ по формированию ценностного предложения

2. Создание продуктовой концепции и тестирование продукта

Мы узнали что такое продуктовая концепция, зачем она нужна, из чего состоит и какие есть фреймворки для ее описания. Рассказали про разновидности гипотез, как их генерировать и формулировать. А также про методы приоритезации и проверки гипотез.

Было 2 ДЗ. Одно - заполнить фреймворк видения продукта по заданному кейсу, а второе - подготовить гипотезы и приоритезировать методом RICE.

Эта дисциплина имела сильное пересечение с предыдущей про Исследования рынка. Они, в целом, друг друга дополняли. И вместе заняли у меня 70 часов.
Про Создание и тестирование продуктовых концепций

3. Методология научных исследований

Дисциплина была с академическим уклоном. Вели ее 4 преподавателя из МФТИ. Рассказали про историю исследований от Древнего Китая до Научной революции Нового времени. Затронули специфические особенности научной картины мира и современные проблемы методологии науки.

Прошли большой блок по теории и методам прикладного исследования и закончили поиском научной информации и проверки используемых данных.Местами мне было трудно вникнуть и где-то я не уделил достаточно внимания, поэтому, с трудом, уже на экзамене, вытянул на 7,3 балла (оценка «хорошо»).

Местами было трудно вникнуть
Впечатление о Методологии научных исследований

4. Экономика продукта

Преподаватель Павел Усачев (Miro) донес материал про модели монетизации и их применение в бизнесе. Попробовали формат группового ДЗ. Студенты самостоятельно объединялись в команды для решения кейса. Так я встретил близких мне по духу людей, с которыми наладились дружеские отношения. Именно тогда я увидел силу объединения под каким-то новым углом.

Именно тогда я увидел силу объединения под каким-то новым углом.
Про групповые ДЗ в МФТИ

Изучение экономики продукта продолжилось с Михаилом Морозовым (дипломированным экономистом с IT-экспертизой). Он дал очень полезный материал по юнит-экономике, бизнес-метрикам и основам финансового моделирования. Мне запомнились сложные семинары, там был настоящий «взрыв мозга» (в хорошем смысле).

5. Технические основы продуктового менеджмента

Эта дисциплина была целым путешествием. Даниил Пилипенко (SimbioWay) сильный преподаватель, который очень четко доносит материал. Кроме того, он мастерски проводил семинары, на которых была самая высокая активность со стороны студентов за весь семестр. По сути это вводный курс системной аналитики.

Погрузились в архитектуру IT-продуктов (базы данных, протокол HTTP, REST, веб-приложения, мобильные приложения). Изучили в проектирование ПО: интерфейсы, API, БД, UML, MVP. Создали прототип лэндинга в Figma и сайт на Тильде.

Все это с обратной связью от преподавателя!

6. Практика

Это формат хакатона от Skillfactory. Мы решали кейсы для индустриальных партнеров. Я выбрал таск-трекер Weeek (кстати, для обучающихся инструмент бесплатный). Студентам нужно было объединиться в группы по 5-6 человек и примерно за 3 недели провести исследование на заданную тему.

Не могу озвучивать постановку задачи, но мы провели 21 глубинное интервью, количественный опрос 54 респондентов и конкурентный анализ по 20 компаниям. Собрали инсайты и упаковали в презентацию с выводами. В конце защитились перед заказчиком.

В этот практикум я вложил 49 часов своего времени и понял, что это слишком
Про хакатон с индустриальным партнером Weeek

Можно было обойтись меньшим количеством часов, но я это делал не столько для них, сколько для себя. Вдумчивая расшифровка занимала в 3 раза больше времени, чем само интервью. Так, на 10 проведенных мной интервью ушло около 20 часов.

Скрин с нашей рабочей доски в Miro
Скрин с нашей рабочей доски в Miro

7. ВКР (Выпускная квалификационная работа)

В ноябре координаторы прислали информацию, что нужно выбирать один из трех треков для дипломной работы: классическая диссертация, корпоративный стартап (с индустриальным партнером, например, там был Билайн) или студенческий стартап. Над ВКР мы будем работать следующие 3 семестра. Я долго не думал и решил брать студенческий стартап. Предприниматель я в конце концов или нет? Конечно иду в формат «стартап как диплом»!

Предприниматель я в конце концов или нет? Конечно иду в формат «стартап как диплом»!
Про выбор формата для дипломной работы

Проработал идею, составил питчдек и после валидации ВУЗом попал на витрину студенческих стартапов. Далее был назначен научный руководитель Антон Илюшин (ментор, предприниматель) и собрана команда из однокурсников (подключились Екатерина Киселева и Владислав Диженин ). Так мы начали проект ZNATNO про экспертные отзывы.

8. Дополнительная нагрузка

В рамках МФТИ постоянно проводятся встречи с приглашенными гостями из разных индустрий. Мне запомнилась лекция с руководителем Arthur Consulting Александром Ованесовым в рамках «Кейс-клуба МФТИ».

Еще прошел подаренный курс по Soft Skills от Skillfactory. Могу сказать, что было полезно! Почти сразу после поступления, взял репетитора по английскому языку. Хотел освежить знания и набрать темп, поскольку во втором семестре будет Business English. Так что я 28 часов вложил в подготовку (и не зря).

Итоги первого семестра

Без дополнительной нагрузки получилось 292 часа.

  • 123 часа (42%) - Лекции, вебинары, семинары, тесты и экзамены.

  • 169 часов (58%) - Практика индивидуальная и групповая, домашние задания, решение кейсов.

В среднем, в неделю я уделял 17 часов.

Самый важный результат: в стенах Физтеха зародился стартап ZNATNO!
Про результаты первого семестра

Таким было первое полугодие в онлайн-магистратуре МФТИ. Самый важный результат - в стенах Физтеха зародился стартап ZNATNO!

Главное еще впереди! Обзор программы второго семестра, формирование команды стартапа, этап исследований рынка и аудитории, акселератор, конкурс на грант и сколько времени нам потребовалось от идеи до прототипа опубликуем в следующих статьях. Если интересно следить за нашими новостями, приглашаем в TG-канал. На связи!

44
1 комментарий

Спасибо, Дмитрий, что поделились своим опытом!

7,3 - это отличный результат, а "стартап как диплом" — отличное решение! Уверены, что проект ZNATNO будет успешным.

Желаем вам успехов во втором семестре, интересных проектов и новых знаний ❤️

1
Ответить