Субординация. Как вести себя с клиентом, если он пересек черту?
Клиент всегда прав
Можно ли принимать высказывание Гарри Селфриджа за истину?
Род деятельности компании, в которой я работаю, подразумевает техническую поддержку клиентов, и, как следствие – постоянное общение с ними.
«Добрый день, чем могу Вам помочь?», «Я могу быть чем-то полезна?» –фразы, которые я использую в своей работе каждый день. Уважительное обращение, нейтральное приветствие – неизменный атрибут рабочих отношений с клиентом.
В нашей компании разрешено использовать в текстовых диалогах эмодзи. Так оператор не кажется роботом, бездумно отвечающим на вопросы.
Я привыкла полагаться на принцип «Работа – одно, личная жизнь – совершенно другое». Ситуации бывают разные. Иногда приветливое общение с клиентом расценивается неверно, что приводит впоследствии к неловким ситуациям и недопониманию.
Почему так происходит?
Я вывела для себя три основных пункта, определяющих заинтересованность клиента мной… в романтическом или дружеском подтексте:
- Возраст. Если мы с клиентом ровесники, может создаться впечатление, что нет необходимости в чрезмерном деловом этикете. У нас, казалось бы, много общего, к чему формальное общение?
- Фотография профиля. Если клиент при деловом общении видит моё лицо, а не логотип компании это подталкивает собеседника к доверию. Не важно, кем ты работаешь – специалистом технической поддержки, сотрудником психологической помощи или оператором мобильного банка – фотография реального человека расположит собеседника к общению. Однако в некоторых случаях это может сыграть не в твою пользу.
- Мы с клиентом разного пола. Да, как ни банально – это основная причина «сближения» с собеседником. Нужно помнить: дистанция между мной и клиентом должна сохраняться. Не забывай о профессиональной этике!
Итак, клиент нашел меня в социальных сетях, узнал мой личный номер телефона и написал.
Моя реакция: ступор. Я не знала, как себя повести, и это логично – если начну отвечать чересчур активно, клиент решит, что я в нем заинтересована не только на деловом уровне, но и на дружеском или даже романтическом. Ответить грубо я, очевидно, не решилась – ведь это в корне испортит все рабочие отношения, клиент уйдет к конкурентам, а я и следом моя компания останется у разбитого корыта. Но так ли это на самом деле?
Начнем с того, что личные контакты не предназначены для рабочего общения. Это – моя частная территория, на которой я не обязана поддерживать общение с клиентом нашей компании. В конце концов, моё рабочее время заканчивается там, где начинается моё личное пространство.
Что я должна была сделать, чтобы избежать неловкой ситуации? Не добавлять клиента в друзья! Просто, но очень эффективно.
В большинстве своем это даст человеку понять, что я не намерена с ним сближаться больше, чем того позволяет рабочий этикет. Однако и тут есть свои нюансы.
Я была менее подкована в этом вопросе, и заявку в друзья приняла. К тому же номер телефона никак не поменяешь, деваться некуда – нужно отвечать. А нужно ли?..
Не нужно. Я человек по природе закрытый, подобные сообщения от малознакомых людей ввергают меня в ступор. На данном этапе важно выяснить следующий момент: с какой целью человек добавился в друзья?
Бывают ситуации, когда клиент не может связаться со мной, поскольку мой рабочий день официально закончен и на портале высвечивается следующее сообщение:
У клиента проблема, нужно её немедленно решить. Поэтому он нашёл меня в социальной сети. В данном случае ответить, я считаю, нужно. Да, я не обязана – это моё личное время, но это моя работа и я её люблю :-).
Когда хочется просто поболтать
Однако если клиент пишет что-то вроде «Да я просто пообщаться» или «Вы мне интересны как Личность», я действую в два этапа:
Шаг 1. Вежливо отказываю в личном общении: «*Имя Клиента*, к сожалению, я не заинтересована в новых знакомствах. Простите, если задела» – структура сообщения всегда такая.
- Я обращаюсь к человеку по имени – проявила уважение, уделила ему время, обратила внимание на его попытки познакомиться и очень польщена.
- Причина, по которой я не хочу общаться – не обязательно расписывать десятки «отмазок», достаточно пары слов.
- Принесла свои извинения. Да, мне жаль, что я не общительный человек. «Дело не в тебе, дело во мне» и далее по списку.
Шаг 2. Если собеседник продолжит настаивать, я просто перестаю отвечать. Я сделала, что могла (см. шаг 1), дальше для меня выход один – игнорирование.
Отмечу, что такой вариант развития событий маловероятен. Некоторые девушки используют банальные, но проверенные временем средства вроде: «У меня муж бодибилдер, узнает – прибьет» или «Мой папа – полицейский». Но я такие варианты не использовала и не советую.
Да, клиент, возможно, испытает разочарование или раздражение, но выплеснуть его на меня или, что еще хуже, на мою компанию повода не будет – я была тактична, отвечала на сообщения или звонки максимально нейтрально, если это произошло.
На просторах Интернета мне было сложно найти какие-то конкретные советы или правила, которые необходимо соблюдать, если ты столкнулся с вышеописанной ситуацией. Поэтому я вывела для себя методичку, состоящую из пяти простых шагов.
5 простых правил, которые необходимо соблюдать в общении с клиентом
- Не переходи на «Ты»! Уважительное обращение, вне зависимости от возраста клиента (даже если он младше меня или ровесник) перечеркивает все его попытки сблизиться. Если клиент начинает обращаться ко мне фривольно и фамильярно, я продолжу разговаривать с ним подчеркнуто вежливо. Это заставит собеседника смутиться и понять, что я не планирую пересекать черту деловых отношений.
- Отвечай коротко и тактично! Ты общаешься, в первую очередь, с клиентом компании, то есть представь, что ты еще на работе, хоть и используешь другой источник общения. Будь то Instagram (да, могут найти и там) или Viber.
- Постарайся перевести разговор обратно в рабочую среду! Напомни клиенту, что все переговоры ты готова совершать как раньше – в рабочем портале, и социальные сети или личный номер телефона для этого не предназначены. Дай собеседнику знать, что тебя не интересуют подобные отношения и разговоры «по душам».
- Не бойся того, что клиент разозлится! Твоей вины в том, что тобой заинтересовались нет. Если будешь сохранять дистанцию, при этом не грубя и соблюдая все правила делового общения, у собеседника не будет повода обвинить тебя в чем-то.
- Старайся не «светиться» в социальных сетях! Фотография в твоей личной социальной сети и на твоем рабочем портале должны различаться. Скрой личные данные или закрой профиль, если это возможно; не указывай в строке «Место работы» компанию – по ней очень просто вычислить твою страницу в социальных сетях. Не добавляй в список друзей тех людей, которых видишь впервые или узнаешь в них клиента своей компании. В этом нет ничего страшного – твоя социальная сеть предназначена не для работы, а для отдыха, и клиента посвящать в свою частную жизнь необязательно. В некоторых случаях, конечно, тяжело сохранять подобную конфиденциальность. Скажем, руководителю моей компании прятаться смысла нет – его лицо присутствует на фотографиях с церемоний вручения различных наград, он активно ведёт страничку в Instagram и Facebook. Он один из администраторов нашей группы ВКонтакте. Грубо говоря, его лицо – реклама нашей компании. Закрытие информации в соцсети применимо, только если тебе не нужна публичность, и ты просто хочешь тихо работать, не привлекая к себе излишнего внимания.
Не стоит делать вид, что ничего не происходит. Следует сразу четко обозначить свою позицию «Клиент не равно Товарищ». Если ты будешь продолжать контактировать с клиентом где-то помимо рабочего портала, он сочтет, что ты не имеешь ничего против такого неформального общения.
Дружба или романтические отношения с клиентом компании иногда могут ухудшить ситуацию. Как говорят «Хочешь потерять друга — одолжи ему денег», а в нашем случае можно сказать так:
Хочешь потерять клиента – стань ему другом
Представь, как ты напоминаешь клиенту (вполне справедливо) о необходимости оплатить твои услуги или услуги твоей компании. В ответ ты, вполне вероятно, можешь услышать «Я думал, мы друзья» или «Как насчет скидки по дружбе?».
Отказать в подобной просьбе – значит повлечь недовольство клиента, который начал считать тебя своим другом, а, следовательно, и отношения переросли из деловых в близкие.
Всегда стоит помнить, что если твоя основная цель – продать клиенту товар или услугу, а не найти себе человека, который будет жаловаться на непослушных детей, или сварливую жену, то следует придерживаться сугубо деловых отношений.
Сразу оговорюсь – я не противник дружбы с клиентами. Более того, у меня был великолепный опыт теплого общения с чудесной женщиной, которая пользуется услугами технической поддержки нашей компании. Это приятно, когда ты с клиентом слегка переходишь границы формальности.
Не бойтесь общаться с клиентами, не бойтесь идти им навстречу. Клиенты бывают разные – с кем-то ты коммуницируешь только по сугубо деловым вопросам, а кто-то завтра станет твоей второй половиной. В любом случае – сближаться с клиентом или нет – каждый решает для себя самостоятельно.
О том, как найти мужа в офисе формата open-space, я расскажу в следующей статье ;-).
Интересно, ждем продолжения :)
Обещанное продолжение в статье ;) → https://vc.ru/office/141003-open-space-kak-prinorovitsya-i-nayti-svoi-plyusy-i-svoyu-lyubov
Запомню, если ко мне начнут клеиться