Важные уроки, которые я усвоил за 20 лет ведения бизнеса

Марат Гарифуллин в бизнесе с 1998 года. Сначала была студенческая газета, затем веб-агентство, и вот уже 20 лет он руководит компанией «Клиентская база» — платформой, с помощью которой любой сможет сделать свою персонализированную CRM-систему без навыков программирования.

В этой статье Марат поделился важными инсайтами, которые помогают ему успешно руководить бизнесом.

Уроки в этой статье взяты из книги Марата «48 советов предпринимателю», которая выйдет в скором времени. Кстати, как была основана компания «Клиентская база», мы уже рассказали. Далее, с его слов.

Прибыль во главе всего

Есть такой афоризм: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Смысл такой — не стоит жертвовать честью ради прибыли. Я с этим полностью согласен. Однако многие бизнесмены принимают вторую часть афоризма за аксиому, напрочь забывая о первой.

Прибыль — это кровь бизнеса. Если у бизнеса наступает малокровие, он становится вялым и нестабильным. Компании, которые создавались ради каких-то целей, а не прибыли, закрываются чаще всего.

Попытка заниматься чем-то «правильным» или «интересным» себе в убыток приводит только к низкой самооценке и депрессии. Благотворительность — это хорошо, но вы поможете другим только в том случае, если бизнес будет кормить и вас.

Придерживаться золотой середины во всем

Предприниматель всегда стоит перед выбором: забрать прибыль или пустить ее на развитие бизнеса. Если он заберет всю прибыль — компания останется на прежнем уровне, если пустит в развитие бизнеса — может сделать большой рывок вперед. Но в обоих случаях она останется без денег. А если у компании нет подушки безопасности — она рассыплется при первом кризисе.

Важно придерживаться золотой середины, не склоняясь полностью ни в ту, ни в другую сторону.

Не застревать в зоне безубыточности

Если компания войдет в зону безубыточности — нужно приложить максимум усилий, чтобы прибыль всегда была в районе 10-25%. В этом случае бизнесмену стоит каждый день спрашивать себя: «Что мне даст максимальную прибыль в течение ближайшего месяца?» Достигать этой цели и ставить новую, и так шаг за шагом изо дня в день.

Бизнес должен приносить прибыль сегодня, жить завтрашним днем — непозволительная роскошь, особенно в России.

Один из работающих способов, как быстро выйти из этой зоны — сокращение расходов. Выясните, без каких трат вашему бизнесу станет легче, и режьте их, долго не обдумывая. Например, в период карантина основатель «Додо Пицца» Федор Овчинников отказался от рекламы и бесплатной пиццы, если курьер опоздает с доставкой.

Маленькие шаги — это путь к успеху

Когда я ловлю себя на мысли, что делаю что-то не так и не то для «Клиентской базы» — полностью прекращаю работу. Раньше переживал по этому поводу, а потом осознал, что это правильный подход. Не стоит зря тратить ресурсы на то, что не приносит результата. Поэтому я избрал для себя новую стратегию — работать по принципу маленьких шагов.

Ничто так не вселяет веру в себя и желание справиться с трудностями и развиваться, как достижение результатов. Пусть даже небольших.

Мой принцип малых шагов такой — лучше остановиться, подумать и сделать маленькое действие, чем ничего не делать и ждать, когда все само разрешится. Если ежедневно делать что-то небольшое, за месяц вы достигните больших результатов. Это доказывает и закон Парето — 20% усилий дает 80% результата.

Например, лучше каждую неделю писать по одной средней статье, постепенно улучшая свое мастерство, чем месяцами полировать только идею. Это касается любой области — дизайна, документации, оптимизации кода.

Не стоит страдать, что продукт не идеален

Просто примите тот факт, что идеальных компаний не существует. А также не бывает идеальных людей и продуктов. Фиксируйте пути улучшения на будущее, а сегодня — работайте над текущими задачами.

Не пытайтесь угодить сразу всем — у вас все равно ничего не получится.

Нравиться всем необязательно, всегда будут те, кто вами недоволен, и те, кто готов в вас вкладываться.

Самое бессмысленное занятие — доказывать человеку, что он не прав

Некоторые люди постоянно делают не то, что нужно вам. Приходится тратить время, чтобы переубедить их, направить на верный путь — но чаще всего это бесполезно. Упертый подчиненный так и будет делать свою работу неправильно, а босс — тешить самолюбие, пытаясь его переубедить. Все это крайне ресурсозатратный формат отношений — пользы от них компании ноль, а вот времени и ресурсов съедят много.

Да, бывают случаи когда прав подчиненный — тогда у босса должно хватить смелости и ума это признать.

В любом случае, тратить время на спор всегда бесполезно. Лучше действовать и принимать решения — нужен упертый человек компании или нет. Сам он решение не примет: он получает зарплату, не растет, делает все по-своему и учится терпеть «нерадивого» начальника.

Такие сотрудники как сорняки. Они не только вредят бизнесу, но и разлагают коллектив изнутри своим недовольством руководством.

Есть несколько способов бороться с такими «сорняками»:

  • Игнорировать и не тратить на него время на споры, если это экономически целесообразно — работа сотрудника выше среднего уровня.
  • Заменить на более толкового, даже если новичок слабее по навыкам.
  • Потратить время и как следует обучить сотрудника тому, чего вы хотите от него добиться.
  • Ввести систему KPI — она автоматически повлияет на материальное вознаграждение сотрудника в зависимости от ваших требований. Будет сложно, но самый работающий вариант — он подстраивается не под конкретного сотрудника, а под бизнес в целом.

Терпеть упертого и своенравного сотрудника можно вечно, однако чем быстрее сбросить этот балласт — тем лучше для бизнеса и команды. Поэтому, если не удается изменить человека, его стоит отпустить.

В жизни все зиждется на любви

Главный критерий успеха в любом деле — любовь. Вы не сможете добиться высот в бизнесе, если вас волнует только финансовая сторона. Если вы не преданы проекту, не отдаете ему душу и не вкладываетесь на 200%, бизнес обречен на провал. Страсть в бизнесе — это топливо для достижения целей. Если что-то делаете, делайте это с любовью.

***

Все эти уроки помогают компании развиваться — правильно распределять прибыль, не бояться внезапных карантинов, каждый день двигаться вперед и формировать в команде только здоровую атмосферу. Они дались не просто — путем проб и ошибок. Но это бесценный опыт, которым нужно и хочется делиться с другими.

Какой урок в бизнесе вы вынесли для себя?

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Алихан GanstaBoY

Меня прям зацепил последний совет. "Боссу должно хватить смелости" Хорошо бы начальнику это прочитать) С начальством реально спорить бесполезно, ты все равно не прав априори))))

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Галлямова

Я один урок усвоила — если что то умеешь, не отсвечивай. Хотя, если честно, это нужно иметь талант — когда отсвечивать, а когда сопеть в дырочку тихонечко. Ну и самый крутой урочек — никогда, никому, не давать в займы, не делать бесплатных тестовых заданий и не идти на уступки заказчикам. А то денег хрен увидишь

Ответить
Развернуть ветку
Lenar Batdalov

Спасибо в карман не положишь)) Пока ты делаешь даром, кто-то зарабаьывает, согласен это не правильно.

Ответить
Развернуть ветку
Лора Маслова

На верхнем фото автор очень похож на убэповца, который в 2004 году к нам с проверкой приходил

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Арцханов

Мне маленькие шаги к успеху напомнили молитву Экзюпери  — искусство маленьких шагов. Еще в подкасте каком-то слышал про эту тему, там бизнесмен кажется марафонец или триатлонец тоже эту тему продвигал. Но как по мне — фигня. Нужно думать, что делаешь, тогда все будет путем

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Галлямова

А мне вот помогает такая стратегия. Лучше по немногу, чем сидеть и в потолок плевать

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Арцханов

Так я же не сказал, что надо сидеть и в потолок плевать. Вы как-то частями уловили, что я сказал

Ответить
Развернуть ветку
Олег Калашников

Ага, тоже помню это видео: Юрий Белонощенко, «Сила маленьких шагов». Классный вебинар получился

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда