Три уловки, с помощью которых новые идеи прячутся от нас. И что с этим делать
Появление новых идей — любопытный процесс. Во многом потому, что идеи часто скрываются от нас: мы подсознательно отбрасываем новое, недооцениваем новизну идей в начале, недооцениваем новизну идей впоследствии.
Ниже — три способа, как они это делают, и конкретные идеи, что с этим можно делать нам, чтобы стать более восприимчивыми к новому.
Больше подобных заметок - в Telegram: https://t.me/vinyavskii_stories
1. МЫ ПОДСОЗНАТЕЛЬНО ОТБРАСЫВАЕМ НОВОЕ
Во-первых, наше подсознание отбрасывает многие новые идеи, защищая нас и нашу картину мира. Ведь у нас есть определенные представления о себе и о том, на что мы способны. И все, что лежит за пределами, часто не доходит до сознания и интерпретируется им как странное, непрактичное, требующее слишком много усилий, не подходящее для нас.
Поэтому говорят, что самые лучшие и амбициозные идеи новых проектов не притягательно вдохновляющие, как может показаться, а отталкивающе-пугающие настолько, что подсознание большинства людей просто отфильтровывает их. В результате, такие идеи как будто невидимы, хотя, когда кто-то разовьет их, кажется, что все это лежало на поверхности.
Как писал Пол Грэм в своем эссе: «Крупнейшие идеи похоже угрожают вашей личности: вы удивительны, если у вас достаточно амбиций, чтобы довести их до конца».
Интересный способ решения — задать себе вопрос: «Что стоило бы сделать — но не мне самому, а кому-нибудь другому?». При такой формулировке подсознание ослабит хватку и станет не так активно защищать себя и свою картину мира.
2. МЫ НЕДООЦЕНИВАЕМ НОВИЗНУ ИДЕЙ В НАЧАЛЕ
Во-вторых, замечал, что в самом начале новые идеи кажутся не такими уж и новыми. И можно легко их проигнорировать, как что-то не особо важное и достойное внимания.
Дело в том, что в стадии зарождения идеи наша собственная картина мира еще старая, и сразу ухватить все отличия не удается. В результате, идея кажется лишь слегка отличающейся от того, что уже существует. И только когда начинаешь развивать ее, слушая тихий внутренний голос, подсказывающий, что в этом что-то есть, — то только тогда постепенно может начать раскрываться осознание ее новизны.
Более того, новые идеи не приходят в голову сразу зрелыми — на первых порах они часто слабые и некачественные. Поэтому можно легко их задушить, когда они даже не начали расцветать, так и не осознав их новизны.
Все это напоминает мне царапины на стекле. Когда маленький, едва видный дефект начинает расходиться и постепенно превращается в огромную трещину. В итоге, на месте старого появляется что-то сильно отличающееся. Или — это похоже на грани снежинки, снятой на несфокусированный фотоаппарат. Кажется, что грани гладкие, неровностей не видно. Но по мере фокусирования объектива становятся видны выступы, очень не похожие друг на друга.
Некачественные и странные идеи в начале — это нормально. Что, если прислушаться к внутреннемим ощущениям относительно потенциала какой-то новой манящей, но слабой идеи, и попробовать пойти в ее сторону, для начала хотя бы мысленно?
3. МЫ НЕДООЦЕНИВАЕМ НОВИЗНУ ИДЕЙ ВПОСЛЕДСТВИИ
В-третьих, парадоксально, но когда новое уже достигнуто, оно кажется более консервативным, чем на самом деле. Дело в том, что из новой (пересобранной) картины мира идеи кажутся уже совершенно очевидными и закономерными. Мы уже не чувствуем, чего стоила эта смена представлений. Нам просто сложно выкинуть то, что мы уже знаем, и представить, какой смысловой скачок эта новая идея означала в тот промежуток времени, когда она только зарождалась. В результате, величина изменений часто недооценивается при ретроспективном взгляде.
Например, нас с детства учат тому, что Солнце находится в центре Солнечной системы, а Земля и другие планеты вращаются вокруг него. Поэтому нам сложно осознать всю величину и сложность сдвига в мышлении людей, который произошел при переходе с геоцентрической модели на гелиоцентрическую.
Что, если поставить себя на место людей, которые не понимают того, что понимаешь ты (и что кажется тебе очевидным)? И постараться понять, что для них будет означать этот сдвиг в мышлении. Как помочь им провести этот сдвиг?
Мысли навеяны эссе Пола Грэма «How to do great work».
Больше подобных заметок пишу в Telegram. Кому интересно — присоединяйтесь.