Похвала как способ мотивации: зачем хвалить себя и своих сотрудников

В России сотрудников чаще принято ругать. А вот похвала за хорошо выполненную работу в корпоративной культуре отечественных компаний приживается сложно. И даже если начальник понимает, что поощрение будет полезно, теплые слова в адрес сотрудника он может произнести с трудом. Почему?

Похвала как способ мотивации: зачем хвалить себя и своих сотрудников

Руководители чаще всего воспринимают хорошую работу как нечто само собой разумеющееся, ведь это работа, и хорошо выполненная работа — обязанность по трудовому договору. Зачем хвалить за то, что человек и так обязан делать, и делать хорошо. А за это ему платят зарплату. Если очень хорошо идут дела, то, может быть, и премию можно дать. Именно денежное вознаграждение признается как самое действенное средство мотивации сотрудников. Однако, умение хвалить сотрудников может оказаться для компании гораздо более эффективным инструментом, чем денежная мотивация.

Ранее мы уже писали о нашем коммуникативном тренажере iTopica. Осознав актуальность проблемы, мы решили сделать отдельный курс по прокачке навыка “хваления”. А помогает нам в этом тренер, автор курсов по личному развитию и коммуникации, доцент факультета психологии Сибирского независимого института Людмила Семенова.

Почему хвалить так трудно?

Мы не хвалим друг друга. Мало того, нам сложно похвалить даже самих себя. У каждого из нас бывают моменты тотального самобичевания. А моменты, когда мы целенаправленно хвалим себя за сделанную работу?

Почему у нас люди привыкли больше критиковать себя и друг друга, чем хвалить?

Обратимся к нашей истории. После войны люди восстанавливали разрушенное хозяйство, было трудно, все были заняты элементарным выживанием. Наша страна понесла самые большие людские потери, выживали вместе, поддерживая друг друга делом, а не словом. И традиционно возникло убеждение: хочешь поддержать — поддержи делом.

Как росли дети в этот период времени, какие привычки они впитали с самого рождения? Стране были нужны рабочие руки, мужчин осталось мало. Поэтому это были руки женщин и детей. Послеродовой отпуск был всего 56 дней, а потом женщины возвращались к работе. Для ребенка это означало нехватку важных тактильных стимулов. Мама не носила его в слинге, как это делают сейчас. Одна няня на 30-40 детей — это не то же самое, что мама на одного ребенка.

В первую очередь здесь идет речь о том, как человек, ребенок, чувствует себя в безопасности. Это базовая потребность каждого человека. Первоначально эту потребность эмбриона удовлетворяет мама: даёт пищу, тепло, поддержку. После рождения и в течение жизни функции безопасности начинают выполнять другие люди, в другой форме и сам человек. И вот это поколение людей выросло с физической нехваткой безопасности и поддержки. Они ищут одобрения, которое недополучили в детстве, а поскольку в культуре это не принято, не находят его.

Кроме культурных особенностей есть еще установка, опасение: «Если я буду тебя хвалить, ты зазнаешься. А зазнайка всегда страдает в коллективе». Другое формируется по привычке: если родители гоняли, а я вырос нормальным, то так и нужно относиться к детям.

Негативный опыт очень сильно влияет на нас. Знакомая многим ситуация: молодой специалист старательно делал работу. Вот он с волнением показывает результат на собрании, а руководитель говорит, что это, мягко говоря, ерунда. Противный осадок надолго останется у новичка. А особо восприимчивые люди могут вообще перестать заниматься своим делом.

Почему важно хвалить себя?

Похвала как способ мотивации: зачем хвалить себя и своих сотрудников

Человек многое делает сам, не ожидая, когда кто-нибудь сделает это за него. Мы сами ходим, говорим, едим и выполняем другие необходимые нам дела. Но когда дело доходит до поддержки, то мы хотим получить ее от других, например, от родителей, в качестве знака принятия ими нас как своих детей.

Признание — такая же нужная часть для социального выживания, как еда для физического функционирования. И мы можем давать признание и поддержку сами себе.

Каков он, человек с высокой самооценкой и уверенностью в себе, который может спокойно выслушать любые критические замечания? Это человек с чувством абсолютной значимости своей жизни для мира, социума, семьи. Именно такой человек чувствует себя в безопасности в обществе.

Если такому человеку сказать, что у него пятно на штанах, он поблагодарит, отряхнется и пойдет дальше. А другой — провалится от стыда.

Привычку хвалить себя можно осознанно выработать. Когда мы делаем какой-то шаг, неважно, большой или маленький, соразмерно этому шагу нужно сказать «Да, я это сделал хорошо». Таким образом наращивается и крепнет оболочка уверенности, безопасности.

Мы движемся к самодостаточности и адекватности восприятия. Сначала мы транслируем это себе, потом кому-то еще. Так мы проверяем свои успехи на адекватность.

Когда мы сами себя хвалим, говорим себе комплименты, одобряем свои действия, это работает как насос, который накачивает человека энергией.

В коммуникациях всегда лидируют люди с большим количеством энергии. Если гнобить себя, недооценивать, все каналы энергетической проводимости закроются, и просто нечего будет дать ни себе, ни людям. Ваш внутренний сосуд опустошается.

Где грань между похвалой себя и самовлюбленностью?

Есть утверждение «Окружающие относятся к вам так же, как вы сами относитесь к себе». И это правда.

Если вы осознаете, кто вы, что вы можете, трезво оцениваете себя, являетесь экспертом в своей области, то у вас есть внутренняя энергия. Если вы себя уважаете, вы это транслируете другим людям. Их зеркальные нейроны, в свою очередь, помогают адекватно воспринимать ваше поведение.

Уверенный в себе человек признает как свои сильные стороны, так и слабые. Самовлюбленность — это внутренний конфликт, при котором мы убеждаем себя, что мы в чем-то хороши, но осознаем, что это, на самом деле, не так. Окружающие это бессознательно считывают.Если мы будем демонстрировать излишнюю любовь к себе, нам обязательно дадут об этом знать.

Как правильно хвалить себя?

Похвала как способ мотивации: зачем хвалить себя и своих сотрудников

В вашей работе совершенно точно есть моменты, которые вам нравятся. Неважно, что именно, но это есть у каждого человека: будь то соблюдение сроков, выполнение плана или что-то ещё. Просто скажите себе, что вы это сделали хорошо.

Нельзя себя хвалить там, где нет внутреннего ресурса на это. Это действительно сложно. Похвала состоит из двух аспектов:

  • Открывание рта, чтобы сказать «я молодец». Тренировка мышц. Это иногда сделать очень трудно.
  • Выделение тех моментов, где вы действительно верите, что вы молодец.

Это разные вещи.

Когда мы хвалим других, наши мышцы учатся произносить добрые слова. Помните советский фильм про Хоттабыча? Там у мальчика Гоги под воздействием магии вместо бранных слов изо рта доносился собачий лай. У многих людей и без волшебства так случается: даже когда они хотят сказать что-то хорошее, на выходе получается критика. Например, руководитель понимает, что сотрудник проделал большой объем работы, но еще есть что исправить. Можно было так и сказать: «Вижу, что ты хорошо поработал. У меня есть еще несколько пожеланий». А по факту получается обидное «Переделывай».

Хвалить себя сложно. Чтобы начать прививать привычку, хвалите других. Когда мы видим, что кто-то делает свое дело хорошо, нам не так трудно сказать об этом. Когда мы хвалим другого человека, происходит обмен положительной энергией.

Если есть блок для похвалы людям, можно делать это с природой, неодушевленными объектами. Похвалите розы, за то, что они красиво цветут, или их чудесный запах; книгу, за то, что она интересная. Вам ничего не стоит это сказать, а привычка будет прививаться. Чем крепче будет привычка, тем больше будет энергии прокачиваться и тренировать ваши энергетические каналы.

Есть принцип «Куда внимание, туда энергия». Согласно ему, человек, который сосредоточен на грязи, будет всюду видеть грязь. Человек, который видит хорошее, будет окружен хорошим.

Как похвала влияет на мотивацию работника?

Рекрутинговая компания HAYS в 2018 году провела исследование факторов, которые выступают мотиваторами и демотиваторами в работе сотрудников российских компаний.

64% сотрудников ответили, что могут быть демотивированы недружелюбной корпоративной культурой,

56% - личностью руководителя,

47% - конфликтами с коллегами.

При этом в том, что касается мотивации:

Для 60% опрошенных оказалась важна личность руководителя,

Для 42% - дружелюбная и открытая корпоративная культура.

По этим данным вы можете убедиться, насколько доброе отношение важно для поддержания рабочей атмосферы. Похвала не заменяет премии. Деньги обеспечивают нам комфортную жизнь. Но это лишь часть безопасности. Когда мы чувствуем себя в рабочем коллективе комфортно, имеем хорошие отношения с коллегами, безопасность становится максимальной.

Человеку важно знать, что он вносит вклад в общее дело, несет ценность для проекта. Мало кто хочет работать просто для того, чтобы работать.

Похвала — это признание вклада человека, признание того, что его работа важна для общего дела. Это не значит, что его нужно бесконечно хвалить просто так.

Но как определить, за что стоит хвалить подчиненных? Понятно, что сотрудники разные. Какая-то часть работы выполняется лучше, какая-то хуже. За счет поддержки определенных сотрудников формируется производственный ритм, чтобы все делалось в срок и с нужным качеством. Одобрением можно этого добиться.

Хвалить сотрудника нужно за те положительные качества, которые он регулярно проявляет и которые стоят в приоритете для организации. Это может быть оперативность, самостоятельность, пунктуальность.

У многих руководителей наблюдается недостаточная личная прокачанность, они могут быть грубыми. Из-за этого происходит текучка кадров, а в самом коллективе царит токсичная атмосфера. В стабильных компаниях сформированы человеческие принципы.

Как правильно хвалить подчиненных?

Похвала как способ мотивации: зачем хвалить себя и своих сотрудников

Во-первых, обращение к сотруднику должно быть личным, по имени.

Похвала должна быть конкретной. Сотрудник точно должен понять, что именно вы одобряете. Выделяйте то, за что вы хвалите. Это может быть ответственность, нестандартный подход, упорство в достижении нужного результата.

Лучше заменить слова «молодец», «умница» и т.д., которые представляют собой оценочный характер личности, а не признание конкретного вклада в дело. Хорошая атмосфера складывается, когда есть человеческое отношение, неважно, кто какую должность занимает, кто выше или ниже.

Фразы, которые можно использовать, лучше от первого лица:

  • Спасибо
  • Мне нравится
  • Мне приятно
  • Это хорошо сделано
  • Я очень доволен
  • Я в восхищении

Если во время похвалы нужно сделать замечание, есть специальная "Формула бутерброда":

  • сначала идет похвала, что-то хорошее;
  • в середине критическое замечание в формате «что можно было бы сделать лучше»;
  • в конце снова одобрение.

Человек расслабляется, когда слышит что-то приятное и критику воспринимает адекватно.

То изменение атмосферы, которое случается, когда руководитель приобретает привычку высказывать одобрение, настолько ощутимо, что после уже не хочется выплескивать негатив. А как правильно делать замечания — это уже другая тема...

Вывод

Доброе слово, сказанное сегодня, сократит расходы на подбор персонала завтра. А в нынешнее нестабильное время бюджета на мотивацию сотрудников может и не быть. Похвала становится очень важным инструментом в арсенале эффективного руководителя.

Мы уже тестируем этот подход внутри компании и обязательно поделимся результатами в другом материале.

Расскажите, как у вас в компании обстоят дела с похвалой? Хвалите себя и окружающих?

22
Начать дискуссию