Как мы помогаем людям развивать навыки общения, не выходя из дома: опыт разработчиков тренажёра iTopica

Мы, новосибирская ИТ-компания iTopica, сделали онлайн-тренажёр для развития коммуникативных навыков. А в конце 2019 года успешно провели первый всероссийский молодёжный онлайн-турнир по переговорным поединкам. Хотим поделиться кейсом (как появилась идея, что делали, как справлялись с проблемами), а также планами на будущее.

​Интерфейс веб-версии тренажера
​Интерфейс веб-версии тренажера

Ситуация 1. На совещании руководитель озвучил свою мысль. Каждый сотрудник пропустил ее через собственную картину мира и понял по-своему. В итоге было сделано совсем не то, что требовалось, а времени и денег потрачено много.

Ситуация 2. Идет жизненно-важная дискуссия, и вы в ней разгромно уступаете. Спустя полчаса вы продолжаете что-то доказывать оппоненту, и на этот раз успешно, но, к сожалению, вас уже никто не слышит. Нужные аргументы пришли на ум слишком поздно.

Ситуация 3. Начинающий специалист приходит на собеседование, но его кандидатуру отсеивают. Уже на первом этапе он не смог убедить интервьюера в своей ценности для компании.

Во всех этих случаях очевидны проблемы людей с коммуникацией, которые, к сожалению, встречаются сплошь и рядом. И цель нашего тренажера — помогать решать подобные проблемы.

Возникновение идеи

История проекта iTopica началась с работы со школьниками. Наш методолог и генеральный директор Александр Нечипоренко разрабатывал с коллегами игровые образовательные технологии. Они придумали коммуникативный тренажер, который привлек внимание как учителей, так и учеников. Особенность тренажера заключалась в соревновательной составляющей. Благодаря ей участники легко вовлекались в процесс и с интересом в нем участвовали.

В то же самое время Александр Воинов (основатель группы компаний i20) со своей командой плотно работали над задачами цифровизации коммуникации. Их уже давно заботил вопрос, можно ли развивать soft skills и навыки коммуникации в онлайн-формате.

Позже, по счастливому стечению обстоятельств, на одном из семинаров два Александра встретились и быстро нашли общий язык. При обсуждении совместных разработок было принято решение объединить усилия и создать цифровую платформу для поддержки практик коммуникации.

У нас в компании есть мнение, что живая речь — это больше игра, чем строгие правила, которые легко понять и описать.

Во время поиска интересной идеи случилась встреча с Владимиром Тарасовым, основателем Таллинской школы менеджеров. И его методика управленческих поединков определила дальнейшее развитие.

Технология

В основу легли не классические управленческие поединки, а экспресс-формат: два раунда по одной минуте и 15 секунд на смену ролей участников. В отличие от экспресс-поединков по Тарасову, где есть пять судей, у нас судьями выступают сами участники поединков. Самосудейство — одна из ключевых фишек тренажера. Каждый поединок завязан на кейсе — конфликтной ситуации. Поединок стартует с провокационной фразы. Цель участников — максимально красиво и корректно решить конфликт.

Запись поединка с разбором эксперта

Для турнира мы старались взять как можно больше интересных и разнообразных кейсов: студенческие, бытовые, рабочие. Не хватало разве что ситуаций с гопниками.

Экспресс-формат был выбран для того, чтобы игроки научились максимально быстро решать проблемы.

У каждого участника, подобно классическим ролевым играм, есть прокачиваемые характеристики:

  • Достижение цели.
  • Убедительность.
  • Корректность.
  • Самообладание.

Дополнительным параметром мы сделали адекватность самооценки.

По окончании поединка оба участника оценивают друг друга по вышеуказанным характеристикам, а затем выбирают, кто, по их мнению, одержал победу в каждом из раундов.

Если выходит так, что пользователи сошлись на ничьей, запись их поединка отправлялась на судейство третьему участнику. Соответственно, каждый поединок записывался, чтобы судьи и сами участники могли его посмотреть.

Таким образом каждый мог почувствовать себя как бойцом, так и судьей.

Принцип формирования навыков

Мы хотим, чтобы тренажер позволял на практике в безопасной среде развивать самые необходимые коммуникативные навыки. Ключевым словом является «практика».

Цепочка приобретения любого скилла выглядит так:

Знание → умение → навык.

Чтение специальной литературы, посещение всевозможных курсов и семинаров — это лишь теория, знание. Само по себе оно ничего человеку не дает.

Когда мы пробуем применять полученные знания в жизни — это уже ступень к овладению навыком — умение.

Навык же — это устоявшийся шаблон поведения. Он формируется путем многократного повторения действий.

В тренажере iTopica акцент сделан как раз на создание в голове шаблонов.

Несмотря на небольшую длительность поединков, если их проводить регулярно, формируются новые нейронные связи.

Есть распространенное мнение, что человеку нужен 21 день для того, чтобы выработать привычку к чему-либо. Мы думаем, что 3 недели — это минимум. Далее нужно продолжать практиковаться. Те участники, которые были у нас на турнире, замечали изменения в своем мышлении и поведении.

Проведение турнира

​Мобильная версия тренажера iTopica
​Мобильная версия тренажера iTopica

Так как в тренажере используются элементы геймификации, мы решили использовать один из основных ее элементов — соревнование.

Несмотря на проблемы с продвижением, мы смогли собрать на платный турнир 200 участников — не так уж мало. Круто, что мы охватили разные города: от Санкт-Петербурга до Владивостока. Был даже участник из Сан-Франциско. Можно сказать, что сразу вышли на международный уровень! А еще нас порадовало участие большого количества студентов. Молодые люди понимают, что скоро им нужно будет трудоустраиваться, а в этом деле без коммуникативных навыков сейчас тяжело.

Всех участников мы разделили на команды — Десятки.

Сам турнир был разбит на три стадии:

  • Обучение: участники знакомились с возможностями платформы и проводили тренировочные поединки, которые не влияли на рейтинг.
  • Командный зачет: каждый проводил поединки против оппонентов из других десяток, зарабатывая очки для своей команды и себя лично.
  • Лучшие 16 игроков по итогам командного зачета прошли в завершающую стадию — поединки на вылет. Здесь использовали классическую олимпийскую систему: от 1/16 до финала.

Для того, чтобы была адекватная обратная связь, в качестве судей мы привлекли методологов проекта, а также председателя Новосибирского регионального отделения Федерации управленческой борьбы Михаила Зотова.

Мы ожидали, что на первой стадии, когда неудачи еще не будут влиять на рейтинг, поединков будет много. Поэтому судить друг друга мы предоставили самим участникам. Но во время зачета и, конечно, решающей стадии все поединки были детально разобраны экспертами.

Финальный поединок у нас прошел не без проблем (об этом далее), но, в итоге, турнир успешно состоялся, и мы этим гордимся.

Немного цифр

Города, жители которых участвовали в турнире​
Города, жители которых участвовали в турнире​
  • 200 участников;
  • 23 города;
  • 6 вузов;
  • 45% / 55% — соотношение мужчин и женщин;
  • 90 поединков провел самый активный участник.

Продвижение

Для продвижения турнира использовали Яндекс.Директ и таргетированную рекламу во Вконтакте. Тут рассказывать особо нечего: несмотря на большое количество просмотров и кликов, в покупки конвертировалось очень мало людей. Мы считаем, что лендинг, на который вели все ссылки из рекламы, был перегружен информацией и выглядел не очень привлекательно.

Про деньги

Участие в турнире было платным. Пропуск стоил от 3000 до 5000, в зависимости от даты покупки. Так как на первый турнир мы собрали 200 участников, пока мы в большом минусе. Много ресурсов было вложено в разработку и неэффективный маркетинг.

Но монетизация происходит в b2b-сфере. У нас есть возможность индивидуально настраивать платформу под клиентов, делать мини-турниры, добавлять новые кейсы. Тренажер iTopica интересен компаниям, в которых есть отделы продаж: они регулярно проводят работу над улучшением навыков сотрудников и хотят использовать элементы геймификации.

Что было сделано плохо

  1. Мы не успели подготовить качественные обучающие видеоматериалы. Уроки были сделаны в формате обычных лекций. Для тех, кто не любит читать, это было не очень удобно.
  2. Был большой провал с iOS-версией приложения. Если на обучающей стадии все работало нормально, то турнирная часть нас подвела. Так вышло из-за того, что приложение делалось подрядчиками из другого города, и отсутствовала полноценная синхронизация.
  3. Из-за ошибки на стороне сервиса, который мы использовали для записи, финальный поединок пришлось переиграть. К счастью, финалисты пошли нам навстречу и негатива от них не было.
  4. Возможно, нужно было добавить персонализацию, чтобы пользователи чувствовали, что профиль — это их ценный актив. У нас же были стандартные серые аватарки.
  5. Мы долгое время рекламировали событие как турнир по управленческим поединкам. Не каждый знает, что вообще такое управленческая борьба. Позже название изменилось на «коммуникативные поединки».
  6. Так как стартап молодой, внутри коллектива еще не были отлажены все процессы. Команда собиралась с нуля и требовалось какое-то время, чтобы все стали двигаться в одном направлении.

Что было сделано хорошо

  1. Нашу платформу внесли в каталог сервисов цифровизации образования Университета 20.35.
  2. Соглашение на участие подписано с 30 вузами страны.
  3. Несмотря на обилие косяков, мы устраняли большинство критичных проблем в течение суток.
  4. Из-за разницы в часовых поясах участники часто не могли найти себе оппонентов. Мы быстро среагировали и сделали несколько удобных для всех окон, в которые можно было проводить поединки.
  5. В WhatsApp-чате участникам давалась постоянная обратная связь. А связь с десятниками позволяла быстрее доносить всю информацию до команд.

Планы на 2020

С февраля мы запустили онлайн-клуб переговорных поединков, где можно участвовать бесплатно. Здесь разборы проводят сами участники. Сейчас работа ведется над тем, чтобы членов клуба становилось больше, а поединки проводились регулярно.

В конце апреля и осенью мы проведем 2 больших турнира. Учтем все ошибки первого, чтобы сделать намного лучше и интереснее.

У нас есть проработанная механика формирования войск по системе Чингисхана: деление участников на тысячи, внутри тысяч есть сотни, далее — десятки. В будущем мы хотим собрать 10 тысяч участников и реализовать эту механику.

У нас появился свой iOS-разработчик, и теперь все платформы шагают вровень. Уже сейчас можно играть как со смартфона, так и в web-версии.

В этом году планируем получить лицензию на дополнительное образование, чтобы выдавать участникам сертификаты установленного образца.

P.S. Приглашаем всех опробовать наш тренажер в действии, вступив в наш клуб. Будем рады интересным поединкам и конструктивной обратной связи.

99
7 комментариев

Удобно, что для иллюстрации неопытности продвижения вы убрали из статьи все ссылки и оставили только на слове "клуб". Так как регистрироваться на еще одном форуме мне не хотелось (с этим словом у меня почему-то ассоциируется слово клуб), то пришлось гуглить сайт сервиса с телефона. 

2
Ответить

Да, в плане продвижения нам есть куда расти.
Ассоциаций с форумом у нас не возникало, но, возможно, стоит это учитывать.

Ответить

Осталось бота интегрировать в партнеры-собеседники, отработка паттернов поведения...

2
Ответить

"Договориться можно обо всём" - Г. Кеннеди. Лучший сборник читов по теме :)

2
Ответить

Управление-шмуправление. Сделайте шпаргалку и тренажер о том как таким неподготовленным к жизни смузихлебам как я общаться со строителями.

1
Ответить

Если честно, слово "поединок" большое преувеличение для того, что вы делаете. Это как резиновую куклу называть женщиной...

Ответить

Название технологии придумано не нами. "Управленческие поединки" и "управленческая борьба" — разработки Владимира Тарасова.

Ответить