Руководство для дырявой головы или как управлять рассеянными детьми
Такси внизу уже минут 5, а детский праздник, на которой мы опаздываем, начинается через 15 минут. Сегодня предстоит увлекательное времяпровождение в компании незнакомых мамочек, вот так праздник.
— Перчатки
— Что перчатки?
— Перчатки на забудь!
— Ага, понял
Еле сдерживаюсь, чтобы не втащить леща. Открываю входную дверь, пытаюсь не забыть второго ребенка и краем глаза замечаю, что что-то не так. Включаю режим экспресс-проверки: шапка, шарф, перчатки, куртка, ботинки… Шорты! На улице январь, валит снег, -7 градусов, а он стоит в зимней одежде и в домашних шортах. Хорошо, хоть не в плавках с ластами.
Когда все пошло не так
В этой статье хочу рассказать, как я делегирую детям их же обязанности. Рассеянность детей это нормальное явление. У детей в голове одновременно трансформеры, полеты в космос и план по выносу мозга родителям. Некоторые дети с удовольствием едят суп вприкуску с конфетами или смотрят мультики за едой. Не буду осуждать родителей, но это нормально, что у детей в голове хаос и им сложно сосредоточиться на чем-то одном.
У нас дошло уже до того, что при просьбе пойти умыть лицо, ребенок поворачивается в сторону ванной, делает два шага, а на третьем забывает, куда идет и сворачивает в другую сторону. Проблема не в детях наверно.
Одеть, раздеть, проверить рюкзак для школы, проследить чистку зубов, в общей сложности на это уходит слишком много времени, внимания и сил. Каждый день вместо того, чтобы лежать на диване и изучать на ютубе «как правильно зайти в хату» или проводить диванную аналитику, я вынужден заниматься какой-то ерундой. В какой-то момент терпение закончилось.
Где искать решение
Задача понятная: избавиться от проверок, сделать так, чтобы ребенок сам выполнял всю простейшую рутину и снизить количество не сделанного или забытого до минимума. В идеале — забыть об этом навсегда или на долго. Мой друг, командир экипажа SSJ-100, рассказывал, что у пилотов существует предполетная подготовка, которую образно можно представить в виде чек-листа, с помощью которого пилоты обязаны проверить все необходимое оборудование. Чек-лист убирает человеческий фактор, а значит — надежно А чем дети — не пилоты?
Бета-версия
Начали с того, что ребенок сам составил список всего, что помнит. Уже неплохо, с этим можно работать. Такой список у нас провисел на стене около недели, а потом мистическим образом куда-то завалился. Эффективность таких списков такая же, как и список личных дел, оформленный в Wunderlist у любого среднестатистического человека: где-то там есть дела, которые надо бы сделать, но когда — непонятно, поэтому не срочно. Список как бы напоминает о том, что есть какие-то задачи, но не обязывает их делать.
Версия 2.0
Я составил список всей рутины, что на мой взгляд, присутствует в жизни ребенка ежедневно, и разделил на 2 части: утро и вечер. После выполнения пункта напротив ставится галочка. На этом можно было бы и остановиться. Есть задачи, есть напоминание. Что может пойти не так? Через неделю я заметил, что галочки ставятся иногда там, где пункт не выполнен. Например, рюкзак по списку собран, а утром оказывается, что это не так, мы тратим дополнительное время, опаздываем в школу и на завтрак в садик. Если система дает возможность ее сломать, то ее будут ломать. Надо отметить, что несоблюдение установленных правил негативно действует не на меня, а на ребенка. Для меня чек-лист — это возможность не отвлекаться на рутину, а для ребенка — не забыть прийти в школу без рюкзака, так что ему важнее. Это я так себя успокаиваю, когда мне говорят, что я издеваюсь над детьми. Следующий этап — стимулы.
Версия 3.0. Главный принцип системы
Стало очевидно, что система не может работать без наказаний. Необходимо, чтобы присутствовала причинно следственная связь между твоими действиями и результатом. Как-то раз я пробовал использовать фиксацию времени для каждой задачи (после выполнения пункта ребенок записывает время выполнения) в виде наказания, но мне такой формат показался сложным. Хотелось бы, чтобы чек-лист не был мучением, а был ежедневным вспомогательным инструментом. Поэтому помимо наказаний, необходимо ввести также и поощрения.
Основной принцип, который я закладываю в эту систему, звучит так: «легче сделать, чем не сделать». Это значит, что у ребенка не должно быть желания обойти систему, а должен быть стимул сделать. Решается достаточно просто. Хорошее поведение поощряется, плохое наказывается, так вырабатывается дисциплина.
Работает это следующим образом. Мы определяем критерии плохого поведения и хорошего. За хорошее поведение ставится плюс, за плохое — минус. Минус также ставится в том случае, если ребенок не выполнил какой-то пункт или не успел. Укладываться в назначенные сроки — это тоже важно, на мой взгляд.
Ретроспектива
1. Проверка. В конце недели я трачу 1 минуту на проверку результативности, суммирую плюсы с минусами и определяю формат выходных для ребенка. Если плюсов больше, чем минусов, значит ребенок может себе позволить все развлечения, которые были запланированы. Если минусов больше, чем плюсов, значит мы смотрим на градацию и вычеркиваем все, что не заслужил. Например: за 20 минусов можно остаться дома на все выходные, а за 5 всего лишь лишиться мультиков.
2. Изучаем позиции, по которым получено наибольшее количество минусов. Пытаемся понять, почему так получилось и что нужно сделать, чтобы в будущем их было меньше.
3. Определяем формат и цели следующих выходных и определяем градацию, записываем в список.
Результат
Такая система не идеальна, но с уверенностью могу сказать, что она работает. Мы периодически вместе с ребенком корректируем список задач и улучшаем его. Постоянное улучшение системы — важный процесс, как для системы, так и для человека, который вовлечен. Побочный эффект — умение создавать чек-листы и пользоваться ими в любой ситуации в раннем возрасте, на мой взгляд, является хорошим навыком.
Что еще можно сделать
Систему запросто можно соединить с целеполаганием. У нас уже есть простая система хороших и плохих дел, которую мы можем использовать для достижения любых целей в возрасте, когда ребенок еще не зарабатывает.
Хочешь на каникулы поехать на юг или в диснейленд? Изволь делать хорошие дела и покажи свое стремление к цели. Полгода валял дурака и не развивался? Пожалуйста, вот тебе 300 рублей на Яндекс Такси и булочку, счастливо отдохнуть. Только объективность и измеримый результат.
Для детей помладше я использую картинки. Я часто вижу, как родители не могут уложить своих детей спать или подготовка ко сну превращается в бардак. Ключевое тут — распорядок и дисциплина, который нужно установить вместе с ребенком. После того, как для младшего ребенка я также ввел чек-лист, подготовка ко сну превратилась в нормальный процесс, даже немного увлекательный для ребенка, так как присутствуют иллюстрации.
Скачать чек-лист для детей постарше можно тут
Скачать чек-лист для маленьких детей можно тут
Возможно, психологи мне возразят, но если у вас есть ссылка на другой взгляд, возражения или идеи для улучшения, то напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, буду вам признателен.
Дети разные и это нужно учитывать. Ребенка нужно двигать к тому чтобы он сам хотел сделать , что его просят, а вот как к этому прийти и есть понимание своего чада. Самое простое если ему 5-7 лет через призму его любимых героев итд.
Я через героев и делаю, включаю фиксиков и оставляю часов на 6-8
TL;DR Как сделать из ребенка заключенного, переложив ответственность за нездоровую психологическую обстановку в семье на ребенка. Вырастить из ребенка не мыслящего человека, имеющего человеческие ценности, а машину для выполнения KPI, ищущего легкий способ получить награду(это позитивный сценарий, т.к. когда вырастет узнает о еще более легком способе).
Конечно есть вероятность что я не прав, но 100% "рассеянных" детей которых я замечаю вокруг из семей где на них постоянно орут, делают замечания по любой мелочи и психологически атакуют(если-то, угрозы, вина и тд)
Логика есть в словах!
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Есть только один проверенный способ