«Собиратель душ»: полтора часа моральной тошноты

«Собиратель душ»: полтора часа моральной тошноты

С 25 июля в российском прокате стартовал «Собиратель душ» – религиозный хоррор с Николасом Кейджем в одной из главных ролей и еще продюсера. Ленту называют главным ужастиком года. Я его посмотрела и хочу поделиться впечатлениями. Без спойлеров.

Главная героиня фильма – Ли Харкер, полицейская, которая расследует серию странных убийств семей. У нее очень развита интуиция и в целом понятно, что она и сама «на приколе». Причину этого мы и будем распутывать по ходу кино.

Если оценивать голый сюжет – он интересный и не особенно страшный. Но весь контекст ленты - оформление, цветокорр, подборка локаций, игра актеров, саундтрек – нагоняют такой внутренний дискомфорт, что с первой до последней минуты испытываешь моральную тошноту.

Помните, как в «Звонке» главная героиня смотрела видео с очень странными кадрами: колодцем, девушкой на лестнице, расческой и прочим непонятным визуалом, который вроде бы и не страшный, но все в нем кричит: «ЗДЕСЬ ЧТО-ТО НЕ ТАК!»?

Когда я училась в институте культуры, мы разбирали творчество Альфреда Шнитке и слушали его Concerto Grosso № 1. Чтобы придать одной из частей странное звучание, он использовал метод «препарированного фортепиано», вставив между струн монеты. И каждый раз, когда мы слушали этот кусок, казалось, что еще немного и можно сойти с ума – настолько противоестественно звучало пианино.

У «Собирателя душ» такой же эффект. Что-то не так каждую секунду. В фильме полно 25-х кадров, есть пара неприятных скримеров, а еше – символизм, как в виде квадрата, в котором показывается прошлое, и который потом появляется в виде светильника в доме ГГ или проекции на стене, так и перевернутых крестов, превращающихся в указатели пути.

«Собиратель душ»: полтора часа моральной тошноты

Но самое главное – это ощущение реальности. Обычно, когда смотришь любой американский фильм, то сразу понимаешь – это не у нас. Неважно – город на картинке, или пейзаж. Но в «Собирателе душ» каждый кадр снят настолько реалистично, что ты буквально можешь почувствовать запах зимней дождливой улицы в субурбии, или ощутить порывы ветра на заброшенной ферме. Такой эффект присутствия случился со мной впервые.

Даже зал, который был почти полон, сидел в таком напряжении, что за весь фильм никто ни разу не пошутил. А на хоррорах такое бывает редко. Досталось только заставке с медведем в начальных титрах, на которой с заднего ряда кто-то громко произнес: «БОБР КУРВА».

Николаса Кейджа, который и играет «Собирателя душ» в фильме немного, но он получился жутким. Именно жутким, а не страшным. Когда непонятно, человек сумасшедший или за этим стоит нечто более темное.

Думаю, что этот фильм необязательно смотреть в кинотеатре. Возможно, дома он будет даже более зловещим. Есть в нем какая-то камерность, индивидуальность, как будто ты копался в старых газетах и нашел статью о необъяснимых явлениях, на которые тогда никто не обратил внимания, а ты вдруг все сопоставил и понял причину.

В «Собирателе душ» нет эпика, зато есть все остальное: тревога, саспенс, странные герои, недосказанность, мрачность и реалистичность. Так что если готовы к такому артхаусному хоррору – то welcome. И с днем рождения!

Начать дискуссию