Как создать идеальную презентацию?

Итак, для начала разберемся, что такое презентация и для чего она нужна?

Мы живем в мире, в котором никто не знает, как что делается. Я имею в виду тот факт, что капитализм основывается на идее разделения труда, и труд разделен как никогда прежде. При таком огромном разделении труда нам приходится налаживать связь с помощью слов, символов и электронных кодов. Мы вынуждены общаться через телефонные переговоры, письменные отчеты, электронную почту и мгновенные сообщения, через блоги и микроблоги, через простые разговоры у кулера и… через презентации. Да-да, через презентации! Сегодня приходится выступать публично гораздо чаще, чем когда-либо ранее.

Презентации — это чрезвычайно сложная и дорогая форма коммуникации. Процесс взаимодействия относительно краток, однако время, потраченное всеми вовлеченными в презентацию людьми (если сложить его), стоит очень дорого. Единственное объяснение, почему люди продолжают устраивать презентации, вопреки их сложности и дороговизне, состоит в том, что презентации порой бывают исключительно эффективными. А еще потому, что иногда на кону стоит очень многое.В данной статье я не буду рассказывать про структуру или конкретные моменты, что правильно, а что нет. Эта статья строится вокруг трех принципов, которым я следую в своей работе. Думаю, иметь принципы очень важно. Принципы — это не правила. Они гораздо шире и не столь навязчивы. И хотя вы не обязаны всегда быть верны своим принципам, следует дважды подумать, прежде чем нарушить их. Но у принципов есть и обратная сторона: они существенно менее конкретны, чем правила. Вам придется самим решать, как их применить в каждой отдельной ситуации. Английский писатель Сомерсет Моэм как-то заметил, что есть три правила, как писать романы, но, к несчастью, никто не знает, каковы они. Итак, я предлагаю вам три принципа. Все остальное вы должны понять для себя сами. Принципы эти — тезис, антитезис и синтез, или, как я их называю для целей моей работы, фокус, контраст и единство.

Фокус

Принцип фокуса гласит, что каждая история, каждый слайд и каждое выступление должны иметь главную фокальную точку, привлекающую внимание. В любой успешной коммуникации эта точка определяется достаточно рано, и весь остальной контент организуется вокруг нее. В истории, как правило, роль фокальной точки исполняет герой. На слайде фокальная точка — это обычно самый яркий, самый большой или самый эмоциональный элемент композиции, привлекающий к себе взгляд (к примеру, человеческое лицо). В живом выступлении фокальной «точкой», скорее всего, будет фигура говорящего — ответ на вопрос: «Кто выступает с презентацией?»Зачем нужен фокус? Говоря просто, затем, что вы не можете рассказать все, что знаете, а аудитория не может запомнить все, что вы расскажете. У аудитории имеются свои когнитивныелимиты. Вот почему вам нужно определиться с приоритетами и сделать определенные элементы вашей коммуникации более или менее важными.

Контраст

Как говорится в одной старой поговорке, «не отведав горького, не узнать и сладкого». Проблема с большинством бизнес-презентаций заключается в том, что они состоят из одних только фактов. Факты сами по себе не обладают каким-то собственным смыслом. Они обретают смысл только в сопоставлении с другими фактами. Нужны сравнения. Ваша аудитория должна понять соотношение. Ей необходима предыстория. Ей нужно увидеть перемену; увидеть, что чему противостоит. Если вы смотрели кинофильм «Парк Юрского периода», то, возможно, помните, что тираннозавр Рекс мог видеть только движущиеся объекты. В каком-то смысле и мы такие же: обращаем внимание на объекты, только когда они меняются и становятся другими.Есть одна шутка об английском джентльмене, которого пираты высадили на необитаемый остров, и он построил себе на нем три хижины. Одна из них была его домом, вторая — его клубом, а третья — клубом, который он игнорировал. Звучит смешно, потому что верно. Нам нужен клуб, который не является нашим домом. И нам нужен еще второй клуб. Без второго клуба первый не кажется таким привлекательным. Возможно, это звучит абсурдно, но так оно и есть.

Единство

Это самый сложный для объяснения принцип. У истории есть определенные части, которые приносят психологическое удовлетворение. Если вы проведете свою аудиторию через правильные пункты, у людей появится ощущение, что они обрели нечто выходящее за рамки их путешествия; нечто трансцендентное; нечто меняющее их самих. Дорога, по которой выдающиеся презентации ведут аудиторию, похожа на S-образную кривую, ставшую, похоже, универсальной моделью перемен. В нашем путешествии мы проходим через трудности (контраст), приближаясь к главной цели (фокус). Это запоминающееся переживание. Когда люди слушают мастерски созданную историю, они запоминают ее почти слово в слово. Они не могут забыть начало или конец — разве только что- то в середине. Они могут поменять концовку, если та им не понравилась, но они не могут ее забыть. Теперь история живет независимо от вас.

Основные принципы
Основные принципы

Данная таблица резюмирует мою статью.

Вы можете захотеть дописать и свои вопросы. Некоторые из них, возможно, вам пока непонятны, но не забывайте, что это всего лишь начало.

Конечно, я буду обсуждать гораздо больше трех принципов в каждой статье, если вам понравится данная.

Начать дискуссию