Инкубационный период: типичные ошибки и ожидания участников бизнес-инкубаторов

И 5 советов, как выжать максимум из предоставленной возможности

Холл Казанского ИТ-парка 
Холл Казанского ИТ-парка 

Привет, меня зовут Александр Бобылев, я сооснователь и CEO сервиса AltoCar. В 2013 году мы с командой — тремя энтузиастами умного такси из Благовещенска — решили искать предпринимательское счастье на Западе России, а заодно и подучиться у профессионалов. И, как-то листая Twitter, мы наткнулись на приглашение в инкубатор Казанского «ИТ-парка». Решили рискнуть, собрались с духом и… поступили! Но на пути нас ждало много сюрпризов, было наломано много дров, и мы буквально учились на своих и чужих ошибках.

Мы на собственном опыте увидели, как инкубаторы могут помочь достойному бизнесу подняться, расширить горизонт возможностей, обрасти знаниями и связями -- если команда готова воспринимать помощь. Сегодня мы работаем по всей стране, возим корпоративных клиентов и госзаказчиков. И это было бы невозможно без инкубатора. Чтобы и вы не побоялись поступить в инкубаторы, получили от участия в них максимум, мы собрали для вас типичные провалы и успешные стратегии действий в школе бизнес-жизни.

Миф 1: Все бизнес-обучение сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге

Сам факт, что мы поехали именно в Казань, сумели там обрасти знакомствами на высоком уровне, найти инвесторов и первых корпоративных клиентов, говорит против этого мифа. Кроме того, представьте себе, что уровень инкубаторов примерно равен. Но в те, что не в столицах, приходит чуть меньше компаний, у вас чуть больше шанс пройти отбор, а менторы будут уделять вам больше внимания. Так что не бойтесь переездов, и не смотрите только в сторону Москвы -- дайте себе свободу выбора.

Миф 2: Надо приходить в инкубатор с уже готовым MVP

В бизнес-инкубаторе вас научат, как сэкономить на MVP, на какой стадии привлечь инвесторов, и как выгодно преподносить свой продукт. Мы пошли по сложному пути: как настоящие перфекционисты максимум ресурса в создание и оттачивание продукта, потратили на это много времени и бюджета. В итоге у нас не хватило средств на раскрутку, а потенциальные инвесторы говорили: зачем мы будем вкладываться в готовый продукт, у которого нет клиентов? Конечно, тут нас выручили менторы из ИТ-парка, но если бы мы послушали их изначально, не наступили на грабли и сделали бы минимальный MVP за 2 месяца, раскрутка и привлечение инвесторов пошли бы быстрее.

Миф 3: Мы все и сами знаем, а в инкубаторе просто обрастем контактами и найдем инвесторов

Конечно, к нам приходили и звездные преподаватели, и настоящие профессионалы -- например, Николай Митюшин из венчурного фонда ABRT или Тимур Ахмеров из Барс-груп. Нас учили составлять финансовые модели, определять запросы потребителей, находить свой формат стартапа. Но все равно находились те, кто решал все делать по своему, и выжимать из ИТ-парка не знания, а другие ресурсы: контакты, деньги, просто офисное помещение, наконец. В итоге очень многие отсеивались, и резидентами Парка высоких технологий по итогам программы становились лишь 2%, еще меньше стали резидентами Иннополиса.

Миф 4: Инкубатор -- это чистая атмосфера взаимоподдержки

На самом деле, поддержка между проектами была. Но куда важнее и продуктивнее для развития компаний оказалась тонкая стратегия соревнований, которую наставники выстроили между участниками. Каждую неделю проходила сверка проектов, успехов, развития. Это вносило и элемент игры, и здоровый дух соперничества. В итоге хотелось делать быстрее, выше, сильнее. При этом мы сохраняли дух «честной игры» и могли прийти друг другу на помощь: обменивались техникой, советами, а иногда -- даже и сотрудниками! Потому что все были заряжены на волну общего успеха, понимали, что чем лучше дела у соседа, тем круче будет мотивация и для нас.

Команда AltoCar
Команда AltoCar

Как попасть в бизнес-инкубатор и выжать из этого максимум:

1. Смотрите по сторонам, не цепляйтесь за единственный вариант. Не бойтесь переездов и выхода из зоны комфорта.

2. При презентации проекта не скромничайте. Мы с командой AltoCar представили астрономический сценарий оборотов через пять лет -- и в итоге в нас не просто поверили наставники, но и помогли его реализовать.

3. Не думайте, что вы умнее всех. В инкубатор приходят прежде всего учиться. Следуйте советам преподавателей, наставников, даже перенимайте опыт других участников.

4. Думайте не только про свой продукт, но и про то, что нужно пользователям, про то, где вы будете находить своего клиента и как будете закрывать его потребности. Опирайтесь при этом не на чутье, а на данные.

5. Поддерживайте связи, причем не только с наставниками и звездными гостями, но и с другими резидентами. Никто не знает, как сложится судьба, и как пойдет ваш и их бизнес. Возможно, в будущем ваша общая история станет базой для успешной коллаборации.

55
3 комментария

А что было дальше? не могу найти видео. хочу глянуть 

1
Ответить

Что же мне эта фотография напоминает??

Ответить

А, вспомнил!

Ответить