Инкубационный период: типичные ошибки и ожидания участников бизнес-инкубаторов

И 5 советов, как выжать максимум из предоставленной возможности

Холл Казанского ИТ-парка 

Привет, меня зовут Александр Бобылев, я сооснователь и CEO сервиса AltoCar. В 2013 году мы с командой — тремя энтузиастами умного такси из Благовещенска — решили искать предпринимательское счастье на Западе России, а заодно и подучиться у профессионалов. И, как-то листая Twitter, мы наткнулись на приглашение в инкубатор Казанского «ИТ-парка». Решили рискнуть, собрались с духом и… поступили! Но на пути нас ждало много сюрпризов, было наломано много дров, и мы буквально учились на своих и чужих ошибках.

Мы на собственном опыте увидели, как инкубаторы могут помочь достойному бизнесу подняться, расширить горизонт возможностей, обрасти знаниями и связями -- если команда готова воспринимать помощь. Сегодня мы работаем по всей стране, возим корпоративных клиентов и госзаказчиков. И это было бы невозможно без инкубатора. Чтобы и вы не побоялись поступить в инкубаторы, получили от участия в них максимум, мы собрали для вас типичные провалы и успешные стратегии действий в школе бизнес-жизни.

Миф 1: Все бизнес-обучение сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге

Сам факт, что мы поехали именно в Казань, сумели там обрасти знакомствами на высоком уровне, найти инвесторов и первых корпоративных клиентов, говорит против этого мифа. Кроме того, представьте себе, что уровень инкубаторов примерно равен. Но в те, что не в столицах, приходит чуть меньше компаний, у вас чуть больше шанс пройти отбор, а менторы будут уделять вам больше внимания. Так что не бойтесь переездов, и не смотрите только в сторону Москвы -- дайте себе свободу выбора.

Миф 2: Надо приходить в инкубатор с уже готовым MVP

В бизнес-инкубаторе вас научат, как сэкономить на MVP, на какой стадии привлечь инвесторов, и как выгодно преподносить свой продукт. Мы пошли по сложному пути: как настоящие перфекционисты максимум ресурса в создание и оттачивание продукта, потратили на это много времени и бюджета. В итоге у нас не хватило средств на раскрутку, а потенциальные инвесторы говорили: зачем мы будем вкладываться в готовый продукт, у которого нет клиентов? Конечно, тут нас выручили менторы из ИТ-парка, но если бы мы послушали их изначально, не наступили на грабли и сделали бы минимальный MVP за 2 месяца, раскрутка и привлечение инвесторов пошли бы быстрее.

Миф 3: Мы все и сами знаем, а в инкубаторе просто обрастем контактами и найдем инвесторов

Конечно, к нам приходили и звездные преподаватели, и настоящие профессионалы -- например, Николай Митюшин из венчурного фонда ABRT или Тимур Ахмеров из Барс-груп. Нас учили составлять финансовые модели, определять запросы потребителей, находить свой формат стартапа. Но все равно находились те, кто решал все делать по своему, и выжимать из ИТ-парка не знания, а другие ресурсы: контакты, деньги, просто офисное помещение, наконец. В итоге очень многие отсеивались, и резидентами Парка высоких технологий по итогам программы становились лишь 2%, еще меньше стали резидентами Иннополиса.

Миф 4: Инкубатор -- это чистая атмосфера взаимоподдержки

На самом деле, поддержка между проектами была. Но куда важнее и продуктивнее для развития компаний оказалась тонкая стратегия соревнований, которую наставники выстроили между участниками. Каждую неделю проходила сверка проектов, успехов, развития. Это вносило и элемент игры, и здоровый дух соперничества. В итоге хотелось делать быстрее, выше, сильнее. При этом мы сохраняли дух «честной игры» и могли прийти друг другу на помощь: обменивались техникой, советами, а иногда -- даже и сотрудниками! Потому что все были заряжены на волну общего успеха, понимали, что чем лучше дела у соседа, тем круче будет мотивация и для нас.

Команда AltoCar

Как попасть в бизнес-инкубатор и выжать из этого максимум:

1. Смотрите по сторонам, не цепляйтесь за единственный вариант. Не бойтесь переездов и выхода из зоны комфорта.

2. При презентации проекта не скромничайте. Мы с командой AltoCar представили астрономический сценарий оборотов через пять лет -- и в итоге в нас не просто поверили наставники, но и помогли его реализовать.

3. Не думайте, что вы умнее всех. В инкубатор приходят прежде всего учиться. Следуйте советам преподавателей, наставников, даже перенимайте опыт других участников.

4. Думайте не только про свой продукт, но и про то, что нужно пользователям, про то, где вы будете находить своего клиента и как будете закрывать его потребности. Опирайтесь при этом не на чутье, а на данные.

5. Поддерживайте связи, причем не только с наставниками и звездными гостями, но и с другими резидентами. Никто не знает, как сложится судьба, и как пойдет ваш и их бизнес. Возможно, в будущем ваша общая история станет базой для успешной коллаборации.

0
3 комментария
Альберт Гатин

А что было дальше? не могу найти видео. хочу глянуть 

Ответить
Развернуть ветку
Бэль Мондо

Что же мне эта фотография напоминает??

Ответить
Развернуть ветку
Бэль Мондо

А, вспомнил!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null