Организация службы такси в России. Подробный гайд для начинающих предпринимателей

Здравствуйте, дорогие читатели!

Меня зовут Кеслер Илона, я — Директор по маркетингу Первого ОФД. В этой серии статей я делюсь своей и экспертизой компании в части открытия бизнеса в разных нишах. В этой статье расскажу о том, как открыть службу такси в России в 2024-2025 году.

Организация службы такси в России. Подробный гайд для начинающих предпринимателей

Пару слов о Первом ОФД

Мы помогаем предпринимателям закрывать под ключ задачи, связанные с кассами, товарным учетом, аналитикой, электронным документооборотом, обязательной маркировкой.

Но основной наш продукт - это сервис передачи фискальных данных (ОФД).

Данные, с которыми работает ОФД, охватывают всю информацию о продажах, произведенных через кассы и отраженных в кассовых чеках.

Первый ОФД ежедневно передает в ФНС более 30 млн. чеков с 495 000 касс из торговых точек по всей России.

Таким образом наша аналитика основана на 20% всех продаж российского ритейла (включая Крым).

Эти данные мы используем в обезличенном виде для анализа потребительского поведения и определения трендов покупок во всех товарных категориях.

Накопленная аналитика и большой опыт работы с ритейлерами разных товарных категорий дают нам достаточную экспертизу, которой мы готовы делиться с предпринимателями, в том числе начинающими.

В связи с этим Первый ОФД запустил спецпроект: серию статей, полезных для тех, кто открывает бизнес в разных нишах ритейла.

Содержание

Запуск службы такси, как, впрочем, и любой другой бизнес, требует тщательного планирования, учета местных условий и эффективного использования маркетинговых инструментов. В этом гайде мы рассмотрим все ключевые этапы, от анализа рынка до затрат на запуск бизнеса, с учетом специфики российского рынка.

Начнем со среднерыночных данных (актуальных на 2024 год) по инвестициям, выручке, прибыли и срокам окупаемости бизнеса в сфере такси с автопарком 5 ТС для разных регионов РФ.

К приведенным ниже цифрам я не рекомендую относиться, как гарантированным.

Реальные цифры могут варьироваться в зависимости от конкретного региона, выбранной бизнес-модели, эффективности управления, загрузки автопарка и способности поддерживать стабильный поток заказов. Тем не менее эти цифры дают общее представление об экономике бизнеса такси.

Их можно использовать для перерасчета на бизнес с любым количеством ТС. Важно иметь ввиду, что при увеличении автопарка, доля постоянных затрат на 1 ТС будет снижаться, при уменьшении количества ТС, постоянные затраты на 1 ТС, наоборот, будут расти.

Финансовые метрики для бизнеса с автопарком 5 транспортных средств (ТС):

Организация службы такси в России. Подробный гайд для начинающих предпринимателей

Данные основаны на анализе рынка и оценке текущих условий ведения бизнеса такси в России в 2024 году.

Что включают основные инвестиции:

Покупка транспортных средств (ТС):

Основная статья расходов, которая может варьироваться в зависимости от марки и модели автомобиля, а также от того, новые ли это автомобили или подержанные.

Регистрация бизнеса:

Затраты на юридическое оформление, получение лицензий и разрешений на таксомоторную деятельность.

Страхование и регистрация ТС:

Затраты на оформление страховок (ОСАГО, КАСКО), регистрация ТС в органах ГИБДД.

Установка идентификационного знака:

Установка идентификационного знака является обязательной для всех регионов РФ. Это требование регламентируется Федеральным законом №69-ФЗ "О деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси". В соответствии с ним, такси должны быть оборудованы специальными световыми знаками "такси" на крыше автомобиля, которые обязаны быть видимыми в любое время суток. Этот знак должен быть желтого или оранжевого цвета и включаться в ночное время.

Оклейка или покраска:

Кроме требования об установке идентификационного знака, некоторые регионы могут вводить дополнительные требования к таксомоторным компаниям, включая цвет кузова автомобиля или особые условия по световому сигналу. Для соответствия региональным требованиям, многие операторы такси либо перекрашивают свои автомобили в требуемый цвет, либо оклеивают их специальной пленкой, что может быть более экономичным вариантом. Оклейка включает нанесение полос или другого узнаваемого элемента, который соответствует требованиям региональных нормативов.

Оснащение ТС:

Установка таксометров, систем GPS-навигации, а также прочих технических устройств, необходимых для работы такси.

Аренда офисного помещения и парковки:

Включает аренду офиса для диспетчерской службы, гаражей или стоянок для автомобилей.

Затраты на найм персонала:

Поиск и зарплата диспетчеров, механиков, бухгалтеров и других сотрудников на начальном этапе бизнеса.

Реклама и маркетинг:

Затраты на продвижение услуг такси, включая рекламу в интернете, создание сайта, размещение рекламы на транспортных средствах.

Резервный фонд:

Средства, которые могут быть использованы для покрытия непредвиденных расходов или поддержки бизнеса в случае временных убытков.

Основные расходы и как их считать

При планировании бизнеса и расчете точек безубыточности важно учитывать переменные и постоянные затраты. Переменные затраты меняются в зависимости от объема работы и количества заказов; при увеличении числа поездок они растут.

Постоянные затраты не зависят от количества поездок или заказов и остаются неизменными.

Что относить к переменным затратам?

  • Топливо: Зависит от пробега автомобилей. Чем больше заказов выполняется, тем выше расходы на топливо. Средний расход топлива для одного автомобиля может составлять около 10-12 литров на 100 км, а цена бензина колеблется в зависимости от региона.
  • Зарплата водителей: эти затраты относятся к переменным в тех случаях, когда водители такси не имеют фиксированной зарплаты, а получают процент от выручки. Доля зарплаты водителя от выручки может составлять 30-50%.
  • Амортизация и ремонт: Чем больше автомобилей используется и чем интенсивнее они эксплуатируются, тем выше расходы на их ремонт и техническое обслуживание. Затраты на замену запчастей, шин и регулярное ТО напрямую зависят от пробега и частоты заказов.
  • Комиссия агрегаторов такси: При работе с агрегаторами (например, Яндекс.Go) компании платят процент с каждого заказа. Обычно это 10-20% от стоимости поездки.

Что относить к постоянным затратам:

  • Аренда офиса или диспетчерской: Если компания такси имеет офис или диспетчерскую службу, аренда этого помещения является постоянным расходом. В стоимость включаются также коммунальные платежи.
  • Лицензии и разрешения: Лицензия на осуществление деятельности такси в большинстве регионов является обязательной и требует регулярного продления. Это фиксированный расход.
  • Оформление и страхование автомобилей: Включает ОСАГО, КАСКО (если используется), транспортный налог. Эти затраты фиксированы для каждого автомобиля и не зависят от его активности.
  • Плата за программное обеспечение и оборудование: Если компания использует системы GPS, таксометры или специальное ПО для диспетчеризации, эти затраты остаются неизменными, независимо от количества заказов.
  • Зарплаты сотрудников: диспетчеров, бухгалтеров, механиков и других постоянных сотрудников. Зарплата или оклады водителей, если они фиксированные и не зависят от объема заказов, также относятся к постоянным затратам.
Организация службы такси в России. Подробный гайд для начинающих предпринимателей
Организация службы такси в России. Подробный гайд для начинающих предпринимателей

Поэтапный план открытия бизнеса такси

Этап 1. Исследование рынка и анализ конкуренции

Перед запуском службы такси важно провести детальный анализ конкурентных предложений в вашем регионе.

Целью такого анализа является определение ключевых игроков и оценка уровня конкуренции для выявления возможности входа на рынок.

В процессе конкурентного анализа важно удерживать фокус на клиентских предпочтениях, ценообразовании и возможных конкурентных преимуществах.

Ниже приведен краткий пошаговый план конкурентного анализа рынка такси в конкретном регионе.

План поможет структурировать процесс конкурентного анализа и эффективно использовать различные источники информации для принятия обоснованных решений.

Шаг 1. Определение целей анализа

Шаг 2. Сбор информации на открытых ресурсах:

Поисковые системы: поиск аналитических отчетов, новостей и статей о рынке такси в конкретном регионе.

Аналитические платформы:

РБК Исследования: research.rbc.ru

TAdviser: tadviser.ru

CNews Analytics: cnews.ru

Федеральные официальные источники:

• Росстат: rosstat.gov.ru — официальный сайт, где можно найти статистические данные по транспортному сектору.

• Федеральная служба по надзору в сфере транспорта: rosavtotransport.ru — может предоставлять данные о лицензиях и транспортных средствах.

• Министерство транспорта РФ: mintrans.gov.ru — отчеты и исследования о транспортной отрасли.

Региональные статистические ведомства:

В данном контексте имеются в виду органы, которые собирают и публикуют статистические данные на уровне регионов Российской Федерации. Вот примеры таких ведомств и источников:

Территориальные органы Росстата (пример: Московский территориальный орган Росстата, Санкт-Петербургский территориальный орган Росстата).

Они публикуют региональную статистику, включая данные по перевозкам и рынку такси.

Региональные департаменты и министерства транспорта (пример: департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Комитет по транспорту Санкт-Петербурга).

Свой департамент или министерство транспорта есть в каждом регионе России. На их ресурсах можно найти информацию о лицензиях на такси, количестве зарегистрированных таксопарков, данные по перевозкам и другие важные метрики.

Региональные администрации (пример: комитет экономического развития Краснодарского края).

Нужные данные могут быть размещены на сайтах региональных администраций или департаментов экономики в формате отчетов и статистических сборников. В администрациях могут быть отделы, ответственные за экономику и развитие региона, которые также публикуют статистику по разным секторам, включая транспорт.

Конкуренты и партнёры:

  • Изучите сайты и приложения местных такси-сервисов, агрегаторов (например, Яндекс.Go, Ситимобил) для оценки их цен, качества обслуживания и предложений.
  • Просмотрите отзывы клиентов на платформах типа Яндекс.Отзывы, а также в социальных сетях (например, VK, Telegram).

Условия сотрудничества с агрегаторами:

В 2024 году на рынке такси в России работают несколько ключевых агрегаторов, каждый из которых предлагает свои условия для водителей и таксопарков. С подробной информацией можно ознакомиться на сайтах этих компаний. Вот краткая информация, которая может быть полезной:

Яндекс Go:

Комиссия: от 18% до 25%, в зависимости от региона и тарифа.

Особенности: Включает динамическое ценообразование, предлагает программы лояльности для водителей, и активно использует бонусные схемы для привлечения клиентов.

Citymobil:

Комиссия: 15-30%, также варьируется в зависимости от региона и времени суток. В периоды высокого спроса комиссия может быть выше.

Особенности: В основном ориентирован на регионы, что делает его популярным выбором за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

Maxim:

Комиссия: 10-20%, одна из самых низких на рынке.

Особенности: Популярен в регионах и предлагает гибкие условия для водителей, что делает его привлекательным для таксистов с собственными автомобилями.

DiDi:

Комиссия: 10-20%, с низкими стартовыми комиссиями для водителей, чтобы привлечь больше пользователей на российский рынок.

Особенности: Активно расширяется и предлагает водителям привлекательные бонусы и низкие комиссии на этапе выхода на новый рынок.

Изучение перечисленных выше источников поможет собрать подробную и актуальную информацию о рынке такси в конкретном регионе РФ.

Шаг 3. Оценка и анализ собранной информации

Анализ рынка и конкурентов:

Сегментация: Определите основные сегменты рынка (премиум, эконом, бизнес-класс). Конкуренты: Определите сильные и слабые стороны конкурентов, возможности и угрозы для вашего бизнеса.

Рыночные доли: Оцените доли рынка каждого ключевого игрока на основе данных о количестве поездок, доходах или количестве автомобилей.

Ценообразование: Сравните ценовые стратегии конкурентов.

Уникальные торговые предложения (УТП): Проанализируйте, какие УТП используют конкуренты, и подумайте, чем ваш сервис может выделяться.

Тренды: Опишите текущие тенденции на рынке такси в вашем регионе, особенности спроса и предложения.

Немного общерыночных трендов:

Москва:

  • В 2024 году крупные агрегаторы, такие как Яндекс Go, Ситимобил, и другие, продолжают доминировать на рынке. Однако независимые таксопарки и небольшие компании сохраняют свою нишу, особенно в сегменте премиальных услуг или корпоративных перевозок.
  • Спрос на мобильные приложения и удобные онлайн-сервисы остаётся высоким.
  • Клиенты ориентируются на удобство, цену и скорость подачи такси.
  • Москва характеризуется высокой мобильностью населения, что делает рынок динамичным, но конкурентным.

Регионы:

  • Конкуренция в регионах ниже, что открывает больше возможностей для быстрого завоевания рынка, но Яндекс Go и другие крупные агрегаторы активно расширяют своё присутствие.
  • Клиенты в регионах больше ориентированы на доступные тарифы и экономные поездки.
  • Проблемой может стать нехватка водителей и ТС в небольших городах.
  • В некоторых регионах власти вводят программы поддержки таксистов, включая субсидии на покупку ТС и упрощенные процедуры лицензирования.

Популярные маршруты: Часто востребованы маршруты из центра города в аэропорты, вокзалы и популярные торговые центры.

Время суток с наибольшим спросом: Утренние и вечерние часы пик (7:00-9:00 и 17:00-20:00), а также ночное время (после 22:00).

Оценка рисков и возможностей:

  • Риски: Оцените потенциальные риски при входе на рынок, такие как высокая конкуренция, регулирование, изменения в законодательстве.
  • Возможности: Определите ниши, которые еще не заняты, и возможности для дифференциации вашего предложения.

Этап 2. Выбор ниши и определение целевой аудитории

Прежде чем начинать бизнес такси, важно определить нишу, на которую вы будете ориентироваться и выделить целевого потребителя ваших услуг. Рынок такси может включать следующие направления:

Эконом-класс:

Предоставление доступных услуг такси широкому кругу пользователей.

Целевая аудитория: физические лица, включая студентов, пенсионеров, сотрудников, которые используют такси для повседневных нужд.

Типичные случаи использования:

  • Ежедневные поездки на работу и обратно.
  • Поездки на встречи, в магазины, развлекательные заведения.
  • Поездки по коротким маршрутам в пределах города.

Основной профиль лица, принимающего решение о выборе услуги:

Студенты и молодые специалисты, которые активно пользуются мобильными приложениями для заказа такси и ищут доступные предложения.

Бизнес-класс:

Услуги для клиентов, которые предпочитают комфорт и готовы платить больше за поездку.

Целевая аудитория: Деловые люди, компании, сотрудники, которым требуется комфортный и надежный транспорт.

Типичные случаи использования:

  • Поездки на деловые встречи, конференции и переговоры.
  • Трансферы сотрудников на работу и с работы.
  • Поездки на длительные расстояния с высоким уровнем комфорта.

Основной профиль лица, принимающего решение о выборе услуги:

Сотрудники компаний, часто заказывающие такси через корпоративные аккаунты, либо руководители, которым требуется надежный и комфортный транспорт.

Премиум-класс:

Высококачественные услуги с дополнительными опциями (например, предоставление автомобилей представительского класса, услуги личного водителя).

Целевая аудитория: Состоятельные физические лица, VIP-клиенты, компании, предоставляющие услуги высокого уровня.

Типичные случаи использования:

  • Трансферы в аэропорты и на вокзалы.
  • Поездки на мероприятия и светские рауты.
  • Личные поездки, требующие высокого уровня обслуживания.

Основной профиль лица, принимающего решение о выборе услуги:

Лица, требующие эксклюзивного сервиса, и компании, которые организуют VIP-поездки для своих клиентов.

Такси для семей и групп:

Услуги по перевозке семей или небольших групп, включая предоставление минивэнов и микроавтобусов.

Целевая аудитория: Семьи, туристические группы, компании, организующие мероприятия.

Типичные случаи использования:

  • Транспортировка детей в школы и обратно.
  • Перевозка туристических групп по достопримечательностям.
  • Трансферы на массовые мероприятия.

Основной профиль лица, принимающего решение о выборе услуги:

Родители, организаторы мероприятий, которые нуждаются в транспорте для перевозки детей, групп людей на события.

Такси для специальных нужд:

Услуги для людей с ограниченными возможностями, включая автомобили с оборудованием для инвалидных колясок.

Целевая аудитория: Люди с ограниченными возможностями, пожилые люди, социальные службы.

Типичные случаи использования:

  • Перевозка людей с ограниченными возможностями на медицинские процедуры.
  • Обеспечение транспорта для людей, которым сложно передвигаться самостоятельно.
  • Специальные поездки в социальные учреждения и обратно.

Основной профиль лица, принимающего решение о выборе услуги:

Родственники и социальные работники, которые организуют транспорт для людей с особыми потребностями.

Определив нишу и целевую аудиторию, вы сможете более точно сфокусировать свои маркетинговые усилия и предложить клиентам именно то, что им нужно. Это также поможет вам выбрать подходящие каналы коммуникации и формы продвижения, которые будут наиболее эффективны для вашей целевой аудитории.

Этап 3. Разработка бизнес-плана

Бизнес-план является основой успешного старта и развития вашего такси-бизнеса. В нем должны быть учтены все ключевые аспекты, начиная от анализа рынка и заканчивая финансовыми расчетами. Ниже приведены основные пункты бизнес-плана для службы такси.

П.1 Описание проекта

  • Название компании: Определите название вашей службы такси, которое будет легко запомнить и ассоциироваться с вашим брендом.
  • Миссия и цели: Сформулируйте миссию компании, а также краткосрочные и долгосрочные цели.
  • Краткое описание услуг: Опишите, какие именно услуги вы будете предоставлять (например, эконом-класс, бизнес-класс, премиум-такси, такси для семей, такси для специальных нужд).

П.2 Анализ рынка

Включите в бизнес-план ключевую информацию и выводы, сделанные на этапе исследования рынка и анализа конкуренции.

П.3 Подробное описание услуг

  • Типы услуг: Подробно опишите все виды услуг, которые будет предоставлять ваша служба такси (например, трансферы, ежедневные поездки, премиум-сервис, услуги для людей с ограниченными возможностями).
  • Ценовая политика: Разработайте стратегию ценообразования для каждого типа услуг. Учитывайте переменные и постоянные расходы, описанные выше.
  • Уникальные торговые предложения (УТП): Определите, что будет выделять ваш бизнес среди конкурентов (например, возможность оплаты через мобильное приложение, бонусные программы, высокий уровень сервиса).

Желательно добавить к блоку описания услуг бизнес плана информацию, которую собирали на этапе 2: на какие сегменты клиентов вы будете ориентироваться и профиль лиц, принимающих решение о выборе услуги.

П.4 Операционный план

Выбор автопарка: Опишите количество и типы транспортных средств, которые будут использоваться в вашем бизнесе, а также модель, по которой планируете работать: будете ли вы арендовать или покупать автомобили.

Краткие особенности этих 2-х вариантов:

  • Аренда автомобилей: Меньшие стартовые затраты, но регулярные арендные платежи могут оказаться выше, чем амортизация автомобилей в собственности.
  • Покупка автомобилей: Высокие начальные вложения, но в долгосрочной перспективе это может быть выгоднее. Покупка автомобилей может варьироваться от 800 тысяч до 2 миллионов рублей за одно транспортное средство в зависимости от класса и марки автомобиля.

Найм и обучение персонала: Опишите процесс подбора водителей и другого персонала, а также программу их обучения. Учитывайте требования к квалификации водителей и их медицинскому состоянию. Качество сервиса напрямую зависит от квалификации водителей. Водители должны иметь все необходимые документы, включая водительские права, медицинские справки и лицензии. Проведите обучение по использованию кассового оборудования и мобильных приложений.

Технологическая инфраструктура: Разработайте отдельный план по внедрению необходимых технологий, таких как мобильное приложение, система диспетчеризации.

Соответствие бизнеса требованиям 54-ФС (кассы, фискализация):

Согласно федеральному закону № 54-ФЗ все компании, оказывающие услуги такси, обязаны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) для регистрации расчетов с клиентами. Это включает в себя выдачу кассовых чеков и передачу данных о продажах в Федеральную налоговую службу (ФНС). Нарушение этого закона грозит штрафами:

Для ИП:

  • За отсутствие ККТ или непередачу данных в ФНС: до 50% от выручки, но не менее 10 000 рублей.
  • За несоответствие кассы требованиям 54-ФЗ или задержку передачи данных в ФНС: до 3000 рублей.
  • За невыдачу фискального чека пассажиру: 2000 рублей.

Для ООО:

  • За отсутствие ККТ: до 100% дохода, но не меньше 30 000 рублей.
  • За несоответствие ККТ 54-ФЗ или просрочку передачи данных в ФНС.

Способы фискализации: Для соблюдения требований закона таксопаркам необходимо выбирать между покупкой отдельных кассовых аппаратов с фискальными накопителями для каждого автомобиля или использованием облачных касс. Покупка отдельных касс с фискальными накопителями чревата высокими затратами на приобретение самих касс и фискальных накопителей. Также возникают затраты на техническое обслуживание каждой кассы. Замена фискальных накопителей по мере их заполнения потребует затрат на их повторное приобретение и установку.

Преимущества облачных касс:

  • Экономия на оборудовании: Вместо покупки кассовых аппаратов и фискальных накопителей для каждого транспортного средства можно использовать одну облачную кассу на весь автопарк. Это позволяет существенно снизить затраты.
  • Удаленная фискализация: Облачная касса позволяет фискализировать платежи без необходимости установки физического оборудования в каждом автомобиле. Данные о продажах передаются в налоговую службу в режиме реального времени через интернет. При приеме оплаты наличными или если Интернет-соединение нестабильно, фискальные чеки по факту полученных оплат можно формировать через личный кабинет сервиса облачной кассы один раз в сутки.
  • Гибкость и масштабируемость: Облачная касса может обслуживать до 35 автомобилей одновременно, что делает её идеальным решением для компаний с большим автопарком.
  • Удобство использования: Водители могут использовать мобильное приложение для регистрации продаж и передачи данных в облачную кассу. Также данные о состоявшихся безналичных оплатах могут передаваться на облачную кассу через прямую интеграцию с подключенным интернет-эквайрингом или учетной системой заказов. Клиенты получают чеки через QR-код, электронную почту или SMS.
  • Снижение административной нагрузки: Все данные о продажах доступны в личном кабинете сервиса облачных касс, что упрощает ведение отчетности и контроль за финансовыми операциями.
  • Бесплатная замена фискального накопителя: В случае заполнения или окончания срока действия фискального накопителя он заменяется бесплатно, что обеспечивает непрерывность работы.

Сравнение затрат на приобретение физических онлайн касс VS облачной кассы для компании с автопарком из 20 транспортных средств

Организация службы такси в России. Подробный гайд для начинающих предпринимателей

Вариант 1: Физические онлайн кассы в каждом ТС

  • Средняя стоимость одной онлайн-кассы: 30 000 рублей.
  • Количество онлайн-касс: 20.
  • Общая стоимость: 30 000 * 20 = 600 000 рублей.

Фискальные накопители на 36 месяцев (необходимы по 54ФЗ):

  • Средняя стоимость одного фискального накопителя на 36 месяцев: 17 500 рублей.
  • Установка фискального накопителя в кассу: 1 750 рублей.
  • Количество фискальных накопителей: 20.
  • Общая стоимость: 19250 * 20 = 385 000 рублей.

Услуга ОФД (необходима по 54ФЗ для передачи данных с касс в ФНС)

  • Средняя стоимость услуги ОФД на одну кассу составляет: 3 000 руб./год
  • Общая стоимость: 3000 * 20 = 60 000 рублей.

Итого затраты на покупку отдельных касс с фискальными накопителями и подключенной услугой ОФД на весь автопарк составляют около 1 045 000 рублей.

В дальнейшем потребуется нести затраты в размере 385 000 рублей на замену фискальных накопителей один раз в три года. Услугу ОФД нужно будет продлять ежегодно.

В пересчете на год все эти затраты составят: 188 333 рублей.

Дополнительно нужно учесть возможные затраты на ремонт физических касс по необходимости.

Вариант 2: Облачные кассы

На весь автопарк из 20 ТС достаточно будет ОДНОЙ облачной кассы c одним фискальным накопителем.

Облачная касса

Ее стоимость составит: 23 000 рублей в год.

В эту сумму входит регистрация и настройка облачной кассы, установка в нее фискального накопителя, а также обеспечение непрерывной работоспособности кассы 24/7. Услуга ОФД у большинства поставщиков облачных касс включена в состав сервисов бесплатно.

Фискальный накопитель на 36 месяцев

Напомню, его стоимость: 17 500 рублей.

Итого затраты на сервис аренды облачной кассы, фискальный накопитель и услугу ОФД для автопарка из 20 ТС составят 40 500 рублей.

В дальнейшем потребуется ежегодно оплачивать стоимость сервиса облачная касса: 23 000 руб.

Фискальный накопитель необходимо менять один раз в три года. В пересчете на год затраты на него составят: 5 833 рубля.

Итого ежегодные затраты на облачную кассу с фискальным накопителем составят: 28 833 рубля.

Итак, физические кассы/облачные кассы:

1 045 000 рублей VS 40 500 рублей первый год/ 188 333 рублей VS 28 833 рубля.

Выгода очевидна!

Этап 5. Разработка маркетингового плана

На этом этапе важно принять решение о целевой модели привлечения клиентов.

В итоговом в маркетинговом плане должно появиться описание:

  • Как именно вы будете продавать свои услуги (мобильное приложение, сайт, социальные сети, агрегаторы такси).
  • Через какие каналы вы планируете привлекать клиентов и какой у вас на это бюджет.

Вот краткие плюсы и минусы работы с агрегаторами и без них:

Плюсы работы с агрегаторами:

  • Постоянный поток клиентов: Агрегаторы предоставляют доступ к большому числу заказов, особенно в крупных городах.
  • Отсутствие необходимости тратить на маркетинг: Все рекламные и маркетинговые задачи берет на себя агрегатор.
  • Удобное управление: Агрегаторы предоставляют готовую инфраструктуру — программное обеспечение, мобильные приложения, системы распределения заказов и контроля.

Минусы работы с агрегаторами:

  • Высокие комиссии: Агрегаторы могут удерживать до 30% с каждого заказа, что снижает прибыльность бизнеса.
  • Зависимость от агрегатора: Работа через одного или нескольких агрегаторов может привести к потере контроля над клиентской базой и зависимостью от их правил.
  • Низкий контроль над тарифами: Агрегаторы могут регулировать цены, что снижает возможность влиять на уровень дохода.

Плюсы работы без агрегаторов:

  • Полный контроль над бизнесом: Вы самостоятельно устанавливаете цены, условия работы и контролируете поток клиентов.
  • Отсутствие комиссий: Все доходы остаются в компании.
  • Укрепление бренда: Создание собственного бренда помогает формировать лояльную клиентскую базу.

Минусы работы без агрегаторов:

  • Затраты на маркетинг и привлечение клиентов: Без агрегаторов придётся вкладываться в рекламу, разработку и продвижение мобильного приложения, а также в бренд.
  • Сложность в получении заказов: Придётся самостоятельно искать клиентов, что может занять время, особенно на начальном этапе.

Способы экономии при работе без агрегаторов:

  • Интеграция с сервисами, рассчитывающими маршруты: договоренности с сервисами, предлагающими расчет маршрутов, чтобы ваш сервис такси появлялся в рекомендациях. Это поможет привлечь клиентов без больших затрат на маркетинг.

Вот российские сервисы, с которыми можно пробовать об этом договориться:

Яндекс.Карты:

Является частью экосистемы Яндекса и активно используется для навигации, планирования маршрутов и поиска мест. Интеграция с Яндекс Go позволяет пользователям заказывать такси непосредственно через карту. Можно рассмотреть сотрудничество для размещения рекомендаций на услуги такси.

2GIS:

Этот сервис используется в городах и регионах России для поиска мест и построения маршрутов. 2GIS также предлагает возможность поиска такси и взаимодействует с местными компаниями. Это хороший выбор для региональных такси-компаний для партнерства и размещения рекомендаций.

Навигатор от Яндекс:

Навигатор Яндекса — это отдельное приложение для прокладывания маршрутов и отображения дорожной ситуации. Благодаря широкому использованию, можно договориться о размещении рекомендаций для таксопарков и служб такси.

  • Использование CRM-систем: Внедрение систем управления клиентами позволит создавать базу постоянных клиентов и минимизировать зависимость от агрегаторов.
  • Партнёрства с другими компаниями: Заключение соглашений с отелями, ресторанами и торговыми центрами для предоставления услуг такси их клиентам на эксклюзивных условиях.

Если, взвесив все плюсы и минусы, вы приняли решение о работе без агрегаторов, то вам необходимо будет составить план привлечения клиентов.

Возможные каналы продвижения

Организация службы такси в России. Подробный гайд для начинающих предпринимателей

Москва:

1. Диджитал маркетинг

Контекстная реклама (Яндекс.Директ):

Нацельтесь на ключевые запросы: "такси Москва", "быстрое такси", "дешёвое такси".

Бюджет: 100 000-300 000 рублей в месяц.

Реклама в социальных сетях (ТГ, VK):

Создавайте таргетированные объявления для частных лиц и корпоративных клиентов.

Используйте видео с примерами сервиса и отзывами.

Бюджет: 50 000-150 000 рублей в месяц.

SEO-продвижение сайта:

Оптимизация сайта для поиска по запросам, связанным с такси в Москве.

Внедрение блогов и статей по темам транспорта и удобства использования такси.

Мобильные приложения и агрегаторы:

Интеграция в популярные агрегаторы или создание собственного приложения с удобным интерфейсом.

Стимулирование загрузок приложения через бонусы или скидки.

2. Оффлайн маркетинг

Реклама в метро и на остановках общественного транспорта:

Бюджет: 200 000-500 000 рублей на размещение в ключевых точках города.

Цель: привлечь пассажиров, пользующихся общественным транспортом.

Партнёрства с ресторанами, клубами и отелями:

Размещение визиток, скидок на такси для клиентов ресторанов и клубов.

Бюджет: 50 000-100 000 рублей на разработку материалов.

Маркетинг в аэропортах и на вокзалах:

Размещение баннеров и стоек в аэропортах, предлагающих такси в городе.

Партнёрства с гостиницами для трансферов.

Бюджет: 300 000 рублей на месяц.

3. Скидки и акции

Программа лояльности: Разработайте систему скидок и накопительных бонусов для постоянных клиентов. Например, каждая пятая поездка со скидкой 50%.

Акции для новых клиентов: Предоставление первой поездки бесплатно или с 50% скидкой при скачивании приложения.

Промо-коды: Распространение промо-кодов через соцсети, блоги и партнёрские компании.

Регионы:

1. Диджитал маркетинг

Контекстная реклама (Яндекс.Директ):

Нацельтесь на запросы по ключевым словам, включающим город, например: "такси [город]", "недорогое такси в [город]".

Бюджет: 50 000-100 000 рублей в месяц.

Социальные сети (VK, Одноклассники, ТГ):

В регионах важную роль играют локальные группы в соцсетях. Разместите рекламу в этих группах.

Бюджет: 30 000-80 000 рублей в месяц.

SEO-продвижение сайта: Оптимизация под локальные поисковые запросы с акцентом на конкретный город.

2. Оффлайн маркетинг

Партнёрства с отелями, кафе и торговыми центрами:

Договоритесь о размещении рекламы в точках с высокой проходимостью.

Предоставляйте купоны на скидку для клиентов этих учреждений.

Печать и распространение листовок:

Печатайте листовки с информацией о сервисе и скидках для новых клиентов.

Раздавайте их на улицах и в торговых центрах.

3. Скидки и акции

  • Акции для местных жителей: Скидки на поездки в часы пик или в праздничные дни.
  • Промо-акции для корпоративных клиентов: Партнёрские предложения для малого и среднего бизнеса (скидки на доставку и регулярные поездки).

Примерный маркетинговый бюджет на первые 3 месяца продвижения нового сервиса при максимальном использовании всех каналов привлечения клиентов:

Москва:

  • Диджитал маркетинг: 300 000-500 000 рублей в месяц.
  • Оффлайн маркетинг: 500 000-1 000 000 рублей в месяц.
  • Скидки и акции: 150 000-300 000 рублей в месяц.

Общий маркетинговый бюджет: 950 000 – 1 800 000 рублей в месяц.

Регионы:

  • Диджитал маркетинг: 100 000-200 000 рублей в месяц.
  • Оффлайн маркетинг: 100 000-200 000 рублей в месяц.
  • Скидки и акции: 50 000-100 000 рублей в месяц.

Общий маркетинговый бюджет: 250 000 – 500 000 рублей в месяц.

Проанализируйте вышеперечисленные каналы продвижения и выберете из них те, которые наиболее подходят для вашего региона, ниши и бюджета.

Дополнительно в маркетинговый план нужно включить активности, связанные с брендированием вашего сервиса такси:

Формирование узнаваемости и позитивного отношения к бренду являются необходимыми шагами для устойчивых продаж в будущем.

Чем ближе “лицо” вашего бренда будет к потенциальным потребителям, тем лучше он будет работать на вашу выручку и прибыль.

Постарайтесь максимально адаптировать элементы вашего брендинга: логотип, фирменный стиль, дизайн автомобилей, а также название сервиса и слоган под “язык” и потребности вашей целевой аудитории.

Самый простой и жизнеспособный способ: провести небольшое исследование, которое в маркетинге называется “качественным исследованием” с привлечением к участию потенциальных клиентов.

Такое исследование оптимально провести в формате фокус-групп. Достаточно будет собрать 3 фокус-группы по 8 потенциальных клиентов (респондентов).

В ходе такого исследования можно тестировать разные варианты названий, слоганов, логотипов и макетов, получить обратную связь о потребностях и “болях” клиентов, связанных с сервисами такси, а также определить оптимальные каналы рекламных коммуникаций, акционную политику и стратегию ценообразования.

Проводят фокус-группы маркетинговые агентства.

У агентств проведение 1 фокус-группы обойдется примерно в 150 000 рублей. Также можно привлечь частного профессионального модератора. В таком случае стоимость 1 фокус-группы можно снизить до 80-100 000 рублей.

На чем еще можно сэкономить:

При выборе модели покупки ТС, приобретение автомобилей является основной статьей инвестиционных затрат.

Сэкономить на покупке новых автомобилей можно, используя сервис Sniper Search, который позволяет быстро и эффективно находить поставщиков с лучшими ценами.

Вы вводите в сервис название нужного вам ТС, указываете количество страниц поисковой выдачи, которое нужно просмотреть и запускаете поиск. 500 страниц поисковой выдачи Яндекса по нужному вам запросу сервис просмотрит всего за несколько минут! Результатом будет список контактов всех поставщиков нужного вам ТС, сайты которых присутствуют на 500 страницах поисковой выдачи! Дальше вам нужно просто загрузить список найденных мэйлов в почтовый ящик сервиса, сформулировать ваш запрос в шаблоне (например: “прошу выставить КП на ТС, вот реквизиты”) и отправить рассылку сразу на всех поставщиков нажатием одной кнопки.

Наливаете кофе и ждете ответных писем с коммерческими предложениями. Но это еще не все, сервис определяет статусы запросов и умеет ранжировать входящие письма с предложениями по цене. То есть вы можете прямо в почтовом ящике отфильтровать полученные предложения от наиболее выгодных к наименее выгодным.

Также есть геозависимый поиск (можно задать страну, регион и город поиска), поиск по ответам и возможность добавлять их в избранное. Редактировать тексты писем вам поможет встроенный искусственный интеллект.

А еще в сервис встроена проверка контрагентов, это позволит сразу исключить недобросовестных поставщиков.

Получить бесплатный демо период 6 дней и скидку 10% на сервис Sniper Search и вы сможете по промокоду SuperPoisk.

Промокод нужно ввести в соответствующее поле формы регистрации на сайте https://sniper-search.ru/

Этим же способом можно быстро находить наиболее выгодных поставщиков запчастей и любого оборудования, а также услуг, которые необходимы вам для оснащения ТС.

Запуск службы такси в России требует комплексного подхода, начиная с анализа рынка и заканчивая детальной финансовой проработкой и маркетинговой стратегией. Следуя этому гайду и адаптируя рекомендации под конкретные условия вашего региона, вы сможете создать успешный и конкурентоспособный бизнес.

Желаю удачи вам и вашему бизнесу!

Если вы хотите полностью закрыть вопрос с облачными кассами и фискализацией в своем бизнесе, переходите по ссылке на Комплексный продукт от нашей компании. Вы получите:

  • Физическая или облачная онлайн-касса
  • Торговый или Интернет-эквайринг, СБП
  • Онлайн-витрина или поддержка CMS
  • Управление товарами, остатками и ценами
  • Передача фискальных данных (ОФД)
  • ЭДО с модулем маркировки
  • Онлайн-бухгалтерия и отчетность
  • Сервис выхода на маркетплейсы
  • Анализ продаж на основе данных из чеков

Спасибо, что дочитали до конца! Буду благодарна лайкам, комментариям и подпискам.

1313
22
11
14 комментариев

Серьезная статья. Вообще такси — трудный бизнес.

2

Это правда, особенно в текущее время

1

Очень кропотливая работа над статьей, с учётом всех подводных камней и выкладкой возможных расходов. Полезная на все 100% инфа для тех, кто ищет варианты бизнеса и думает над этой нишей.

2

Одна мысль о конкурентах заставляет отказатся от этой затеи))

1

Читала, что прогнозируют дефицит таксистов из-за выдворения мигрантов

1

да, тут одного монополиста достаточно, чтобы не думать об этой затее больше)
но, кстати, зимой, когда нужно выехать из загородного дома в Москву, а Яндекс невозможно вызвать, я вспоминаю про конкурентов)

1