Я такой чувствительный/эмоциональный! Лучше бы вообще ничего не чувствовать! или Для чего нам нужны эмоции?

Эмоции играют важную роль в нашей жизни, а также в коммуникациях с окружающими людьми. С помощью эмоций мы можем получать информацию о состояние людей вокруг или передать информацию о своем состоянии окружающим.

Эмоции (наши собственные и окружающих нас людей) напрямую влияют на наше состояние, на наше мышление, на наши поступки, а также на решения которые мы принимаем.

Если вы считаете, что мыслите и принимаете решения только на основании логики - вы глубоко заблуждаетесь. И здесь эмоции играют ведущую роль, даже если вам кажется, что вы самый рациональный «головастик» (человек живущий преимущественно логикой), и вот почему:

Эмоции отражают нашу субъективную оценку ситуации, показывая насколько ситуация (уже произошедшая или ожидаемая) значима для нас, а также позволяем мобилизовать ресурсы организма для соответствующей реакции на событие.

Возьмем ситуацию в транспорте, когда нам на тупили на ногу. Предположим, в ответ на данный факт вы испытали злость: вам сделали больно, да еще и не извинились - причинили боль, нарушили телесные границы. И вот вы уже злитесь, краснеют щеки, кулаки сжимаются, вы готовы броситься и дать в морду обидчику.

❗Эмоции управляют нашим поведением и деятельностью, выступая мотивацией того или иного поведения.

В примере выше злость становится вашим мотивом дать в морду обидчику. От счастья и радости, вряд ли бы, вы полезли драться.

❗Эмоции играют мотивационную роль вот еще в каких аспектах:

✅эмоции «подсвечивают» значимо внешнее событие для вас или нет, как это событие влияет на ваши потребности;

Пример: рухнул фондовый рынок, а все ваши деньги были вложены в акции, которые сейчас прогорели, на этом фоне вы переживаете целый спектр различных эмоций (от гнева до беспомощности), а у человека, не инвестировавшего в акции, это событие не вызовет никаких эмоций. У вас это событие вызовет панику («шеф, все пропало!») - для вас это событие сверх значимо! И также это событие и паника показывают, что вновь ваша потребность в безопасности (в частности в финансовой безопасности) не удовлетворена.

✅эмоции «подсвечивают» удовлетворена ваша потребность или нет;

Пример: девушка смотрит кино про пару, где царит любовь и взаимная забота, она испытывает грусть, от того, что понимает, что в ее отношениях есть любовь, но нет взаимной заботы. Здесь грусть ей подсветила, что ее потребность в заботе не удовлетворена.

✅эмоции «сигналят» о том, что у вас появилась новая потребность и выступают внутренним стимулом для удовлетворения этой новой потребности;

Пример: забавный пример из моей жизни. Всегда было все равно на бренды, хотя я и могла их себе позволить (наверное поэтому и было все-равно😁). И недавно я встретила сумку, в которую влюбилась, она из люксовых брендов и вызвала у меня дитчайший восторг 🤩 Теперь эта сумка стала моей целью😁

Более серьезный пример: приходит красивая пара на званый ужин, а там неказистая девушка, получает все внимание и миллион комплиментов. И девушка из пары понимает, что хочет так же, появляется новая потребность во внимании и признании со стороны определенного сообщества. Тогда девушка начинает сравнивать себя со второй девушкой, искать различия и сходства с ней, искать «секрет» этой девушки, а потом этот «секрет» внедрять в свою жизнь, чтобы получить желаемое.

Маркетологи зная человеческую психологию очень хорошо рекламируют товары, сначала создавая у нас новую потребность, а потом убеждая нас, что именно этот товар поможет нам удовлетворить нашу новую потребность.

✅эмоции «маркируют» отдельное событие или предмет, выделяя их среди всех остальных событий или предметов, в качестве цели и побуждая вас к достижению этой цели;

Пример: банальный пример «желание сходить в туалет». Появляется желание удовлетворить потребность, а вместе с ней и тревожность. Человек тревожится, чтобы успеть, потому что если он не успеет - он описается, а это для него позор. Сверху добавляется страх опозориться.Страх и тревога, помимо биологической потребности, делают поиск туалета самой приоритетной целью, среди всех остальных.
✅эмоции выступают механизмом влияющим на принятие решений;
Пример: страх - бежим; злость - кричим, топаем; разочарование - решаем больше никому не доверять.
Вышли в эфир - получили Хейт - испытали обиду и разочарование, страх отвержения и само отвержение - приняли решение никогда больше не выходить в прямой эфир, чтобы с хейтом не столкнуться и опять не испытать те же чувства, что были в первый раз.
В бизнесе: строим продуктовую линейку - она не приносит желаемый результат, мы испытываем злость и разочарование - затем принимаем решение изменить продуктовую линейку, а старую гипотезу больше не использовать.

Важно: Решение принято на основании логического вывода (не приносит денег = убираем)? Да! Но перед логическим выводом и решением было чувство! В нашем случае чувство злости и разочарования! Также важно отметить, что если ситуация новая и такого опыта у нас не было раньше, у нас возникает, как правило, тревога. Тревога - отсутствие информации. Не обладая достаточной информацией, мы в оценке предмета или ситуации начинаем опираться на ту эмоцию, которая у нас возникла, а эмоция придает этой новой ситуации или объекту соответствующую окраску: приятное/не приятное, нравиться/не нравиться, хороший/плохой. Кроме того на восприятию и оценку всегда влияют те предубеждения (установки и верования), которые уже живут у нас в голове.

✅эмоции сами по себе могут выступать ценностью и потребностью.

Например, когда человек стремиться к получению эмоционального насыщения: адреналина, удовольствия, потребность в положительных или отрицательных эмоциях. Т.е. мы намеренно начинаем что-то делать, чтобы пережить желаемую эмоцию.

Что важно: потребность может быть как в положительных, так и в отрицательных эмоциях (я думаю вы встречали людей, которым нужно пострадать или поскандалить, а потом им хорошо).

Когда эмоции выступают ценностью и потребностью, мы начинает делать многие вещи не ради результата, а ради процессе, и в самом процессе этой деятельности получаем удовольствие: чтение, просмотр любимых фильмов, прослушивание музыки, просмотр картин в галерее, путешествия.

❗Эмоции выполняют коммуникативную роль.

Выражая свои эмоции во вне мы сообщаем окружающим о своем состоянии, а также понимаем о состоянии окружающих по их эмоциональным проявлениям. Это помогает выстраивать коммуникацию, способствует взаимопониманию, помогает распознавать свои потребности и потребности других людей, а также предупреждает об опасности (например, когда оппонент кричит и бьет кулаком по столу).

Замечали, что когда человек не может убедить вас логически, он начинает нервничать и повышать на вас голос?

❗Эмоции также играют энергетическую роль.

Эмоции влияют на наше физическое состояние и физические возможности: мы чувствуем или эмоциональный и физический подъем либо эмоциональный и физический спад, ускорение или замедление реакций. Происходит это за счет изменения в работе нервной системы.

Пример: Страх блокирует ресурсы организма и мы замираем. Злость активирует ресурсы организма, появляется сила для того, чтобы дать отпор противнику. Нам подарили желанный подарок, который мы очень хотели и ждали, от этого подарка мы испытываем восторг, эмоциональный подъем и появляется море энергии.

❗Эмоции не редко выступают средством манипуляции другими людьми.

Как это происходит: люди осознанно или по привычке демонстрируют те или иные эмоции, потому что они воздействуют на окружающих желательным для них образом, позволяя им получить желаемое и удовлетворить их потребности.

Про использовании эмоций в маркетинге и продажах я уже упоминала, другой пример - детско-родительские отношения: родители манипулируют детьми через чувство вины и стыда или через игнорирование и молчание; дети манипулируют родителями через «ты плохой родитель» и «я тебя не люблю» или наоборот «я так тебя люблю, ты такой хороший папочка! Ты самый лучший папочка в мире!»😁 (реальная история моих близких друзей, где 5летняя дочь крутит отцом как захочет😁, но папа там умный, сам психолог и иногда подыгрывает дочери в эту игру).
❗Эмоции влияют на когнитивные (мыслительные) процессы:
✅через активацию в памяти воспоминаний, соответствующих нашему эмоциональному состоянию;
Пример: прогуливаясь по аллее солнечным днём, человек испытывает радость и удовольствие от этой прогулки. И в памяти начинают всплывать воспоминания о детстве, когда он прогуливался по набережной с мамой и папой и ел мороженое.
✅эмоции могут замедлять или ускорять обработку информации: эмоции влияют на уровень концентрации внимания.
Пример: человек похоронил близкого друга и проживая утрату, он находится в горе, все его мысли заняты воспоминаниями об ушедшем друге, сосредоточенность на работе 0%.
Студент перед экзаменом, на стрессе и в страхе не сдать, состредотачивается на материале, структурированно и сжато поглощает информацию, запоминает.
В данной ситуации уровень стресса и страха должен быть не большой для студента - это важно, потому что при более интенсивном стрессе и страхе, замедляется процесс восприятия.

✅эмоции позволяют человеку обратить внимание на свое состояние, заняться самоанализом и осознанно изменить свое состояние.
Пример: человек находится в тревоге продолжительное время, при этом причин для тревоги нет, а тревога есть.
Тогда человек может проанализировать: когда он начал тревожится, что с ним произошло в этот момент, что усиливает его тревогу, а что ослабляет. Самоанализ позволяет найти причину тревоги, а направленные действия (мыслительные или реальные) устранить ее.

Еще один хороший пример, в те моменты когда нам плохо, через приемы саморегуляции мы можем можем улучшить свое состояние и взять под контроль свои эмоции. Для этого созданы специальные техники.

Как у вас с эмоциями и с их контролем? Хотели бы ничего не чувствовать?

Больше интересного и полезного в моем телеграмм-канале.

1 комментарий

Мде... иногда такие проблемы одолевают что думаешь, а не лучше ли бы вообще не чувствовать эмоций, но потом задумываешься и понимаешь что нет.

Ответить