Бюджет при запуске стартапа

Стартап — это молодой проект. Он усиленно развивается, растёт, постепенно приобретает форму. Постоянно корректируется бизнес-модель. Связи с внешним миром тоже только начинают выстраиваться. Проект-подросток, которому предстоит научиться решать важные экономические, юридические, этические проблемы. Иными словами — найти своё место на рынке.

Управление стартапом требует гибкой политики, позволяющей приспособиться к возможным неожиданным поворотам в развитии. В то же время необходимо сохранять рациональный подход. Большинство стартапов изначально не располагают большими суммами, поэтому распоряжаться финансами нужно с умом.

Этим и руководствовались создатели IT-стартапа SFERA. Проект представляет собой платформу приложений, покрывающих широкий спектр потребностей пользователя и соединённых в единую экосистему. Разработчики утверждают, что SFERA станет пространством развития, содержащим только полезный и качественный контент, но интересна в нём и сама стратегия создания.

Финансирование стартапа. Траты и экономия

Вначале любому стартапу требуется найти источник финансирования. На первом этапе это может быть собственный капитал основателя проекта, займ, кредиты или деньги инвесторов. SFERA в основном создаётся на личные средства владельца. Сторонние инвестиции составляют небольшой процент. На данный момент компания использует краудфандинговую платформу Boomstarter. На ней успешно была собрана необходимая сумма для разработки крупнейшего и наиболее сложного компонента платформы — приложения Work & Business.

Больших затрат требует не только разработка, но и оплата услуг сотрудников и аутсорсеров, маркетинговая кампания и т. д. SFERA решила задачу финансирования очень своеобразно: основную часть команды составляют волонтёры. Добровольцы были набраны и до сих пор принимаются во все отделы. Многие из них не имели достаточных профессиональных навыков. Они обучались всему необходимому прямо в ходе работы под руководством опытных коллег. Их силами проводится и разработка приложений, и продвижение проекта.

SFERA приняла рискованное решение полагаться только на собственные средства и силы. Для продвижения стартапа используются бесплатные ресурсы. Созданы страницы в соцсетях, YouTube-каналы и блоги на специальных порталах. Подготовку материалов проекта на этих площадках в значительной степени берут на себя волонтёры. Впрочем, сотрудничество с блогерами всё же ведётся по программе «1101»: авторы блогов и различные онлайн-сми по условиям этой программы получают плату за каждое упоминание о проекте в своих материалах и включаются в команду компании.

Впоследствии все члены команды — волонтёры, блогеры, сотрудники, аутсорсеры, креативщики и, конечно, инвесторы — будут получать процент от дохода компании, зависящий от вклада каждого из них в развитие проекта SFERA. Подключившиеся по программе «1101» блогеры, как и волонтеры, получат вознаграждение за участие не сразу, а после выхода платформы. Да, волонтёры — это помощники, согласившиеся безвозмездно вложить свой труд в начальное развитие компании, но работа тех из них, которые не прервут сотрудничество вплоть до официального выхода платформы SFERA, будет полностью оплачена.

Таким образом, в первый период становления компании средства практически не расходуются на содержание штата сотрудников и продвижение. Кстати, альфа-версия платформы будет доступна широкой аудитории в конце августа, а сейчас действует только пробная версия встроенного в неё мессенджера, при этом кампания по продвижению идёт уже несколько месяцев. Рекламировать проект ещё до завершения разработки минимально жизнеспособного продукта — слишком самонадеянно? Возможно. Но риск (в том числе финансовый и репутационный) — это обязательный компонент любого стартапа.

Большая часть команды SFERA работает удалённо, на собственных электронных устройствах, так что не требуется ни аренда помещений, вмещающих весь коллектив, ни закупка оборудования. А вот свой сайт у проекта есть. Его создание и развитие важны для вывода любого стартапа на должный уровень, для предоставления будущим пользователям продукта возможности с ним познакомиться.

Всё и сразу

Имея ограниченные ресурсы и необходимость в быстром развитии, важно уметь правильно ранжировать задачи по их значимости, соответствующим образом распределяя бюджет. Запустить сразу завершённый продукт, способный произвести впечатление на аудиторию, — цель соблазнительная. Но найти средства на её достижение трудно. Здесь нужно верно рассчитывать свои силы. SFERA в первую очередь планирует запустить важные, но в то же время легкореализуемые компоненты платформы, которые окажутся максимально полезны для пользователя.

В августовскую альфа-версию SFERA войдут мессенджер ASAP, приложение для проведения опросов CHOOSE, приложение для знакомств MeetNet, BlackBox для анонимного обсуждения различных тем. Эти приложения будут доступны с главного профиля платформы. Несколько позже к ним присоединится и Work & Business — продвинутое бизнес-приложение. Для его создания пришлось всё же задействовать программистов-профессионалов, хотя базовая разработка выполнялась добровольцами из команды проекта.

Всего в платформу войдёт не меньше двух десятков приложений, и в дальнейшем их число будет расти за счёт интеграции существующих сторонних и разработки новых собственных сервисов. Но пока усилия команды сконцентрированы на доработке приложений, через которые пользователи смогут прочувствовать полезность, удобство платформы и оценить направление её развития.

Будет ли стратегия SFERA успешной, получится ли создать масштабный проект, практически не прибегая к дорогостоящим услугам профессионалов, развивая его совместными усилиями энтузиастов, которые пока не оплачиваются? За счёт рационального использования имеющихся ресурсов, не передавая прав на активы компании состоятельным партнёрам? Пожалуй, многие в этом усомнятся. Во всяком случае, команда проекта успешно работает, постепенно приближаясь к своей цели. И SFERA решительно настроена на штурм IT-рынка.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Армен Мхитарян

Очень интересно! 

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Любимова

Как Вы думаете выстрелит?

Ответить
Развернуть ветку
Олеся Витальевна

И я слежу за его развитием.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Любимова

На самом деле, идея достойная. Хотелось бы посмотреть на конечный продукт, буду наблюдать за проектом.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Манкулиев

Круто, удачи! А мы посмотрим и будем оказывать посильную помощь 😏

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Литвин

Краудфандинговые биржи помогают при старт апе 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Ярчук

Звучит многообещающе! Жду выхода.

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Давай, всех ботов покажи. Одно жульё.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 8 комментариев
null