Бюджет при запуске стартапа

Стартап — это молодой проект. Он усиленно развивается, растёт, постепенно приобретает форму. Постоянно корректируется бизнес-модель. Связи с внешним миром тоже только начинают выстраиваться. Проект-подросток, которому предстоит научиться решать важные экономические, юридические, этические проблемы. Иными словами — найти своё место на рынке.

Управление стартапом требует гибкой политики, позволяющей приспособиться к возможным неожиданным поворотам в развитии. В то же время необходимо сохранять рациональный подход. Большинство стартапов изначально не располагают большими суммами, поэтому распоряжаться финансами нужно с умом.

Этим и руководствовались создатели IT-стартапа SFERA. Проект представляет собой платформу приложений, покрывающих широкий спектр потребностей пользователя и соединённых в единую экосистему. Разработчики утверждают, что SFERA станет пространством развития, содержащим только полезный и качественный контент, но интересна в нём и сама стратегия создания.

Финансирование стартапа. Траты и экономия

Вначале любому стартапу требуется найти источник финансирования. На первом этапе это может быть собственный капитал основателя проекта, займ, кредиты или деньги инвесторов. SFERA в основном создаётся на личные средства владельца. Сторонние инвестиции составляют небольшой процент. На данный момент компания использует краудфандинговую платформу Boomstarter. На ней успешно была собрана необходимая сумма для разработки крупнейшего и наиболее сложного компонента платформы — приложения Work & Business.

Больших затрат требует не только разработка, но и оплата услуг сотрудников и аутсорсеров, маркетинговая кампания и т. д. SFERA решила задачу финансирования очень своеобразно: основную часть команды составляют волонтёры. Добровольцы были набраны и до сих пор принимаются во все отделы. Многие из них не имели достаточных профессиональных навыков. Они обучались всему необходимому прямо в ходе работы под руководством опытных коллег. Их силами проводится и разработка приложений, и продвижение проекта.

SFERA приняла рискованное решение полагаться только на собственные средства и силы. Для продвижения стартапа используются бесплатные ресурсы. Созданы страницы в соцсетях, YouTube-каналы и блоги на специальных порталах. Подготовку материалов проекта на этих площадках в значительной степени берут на себя волонтёры. Впрочем, сотрудничество с блогерами всё же ведётся по программе «1101»: авторы блогов и различные онлайн-сми по условиям этой программы получают плату за каждое упоминание о проекте в своих материалах и включаются в команду компании.

Впоследствии все члены команды — волонтёры, блогеры, сотрудники, аутсорсеры, креативщики и, конечно, инвесторы — будут получать процент от дохода компании, зависящий от вклада каждого из них в развитие проекта SFERA. Подключившиеся по программе «1101» блогеры, как и волонтеры, получат вознаграждение за участие не сразу, а после выхода платформы. Да, волонтёры — это помощники, согласившиеся безвозмездно вложить свой труд в начальное развитие компании, но работа тех из них, которые не прервут сотрудничество вплоть до официального выхода платформы SFERA, будет полностью оплачена.

Таким образом, в первый период становления компании средства практически не расходуются на содержание штата сотрудников и продвижение. Кстати, альфа-версия платформы будет доступна широкой аудитории в конце августа, а сейчас действует только пробная версия встроенного в неё мессенджера, при этом кампания по продвижению идёт уже несколько месяцев. Рекламировать проект ещё до завершения разработки минимально жизнеспособного продукта — слишком самонадеянно? Возможно. Но риск (в том числе финансовый и репутационный) — это обязательный компонент любого стартапа.

Большая часть команды SFERA работает удалённо, на собственных электронных устройствах, так что не требуется ни аренда помещений, вмещающих весь коллектив, ни закупка оборудования. А вот свой сайт у проекта есть. Его создание и развитие важны для вывода любого стартапа на должный уровень, для предоставления будущим пользователям продукта возможности с ним познакомиться.

Всё и сразу

Имея ограниченные ресурсы и необходимость в быстром развитии, важно уметь правильно ранжировать задачи по их значимости, соответствующим образом распределяя бюджет. Запустить сразу завершённый продукт, способный произвести впечатление на аудиторию, — цель соблазнительная. Но найти средства на её достижение трудно. Здесь нужно верно рассчитывать свои силы. SFERA в первую очередь планирует запустить важные, но в то же время легкореализуемые компоненты платформы, которые окажутся максимально полезны для пользователя.

В августовскую альфа-версию SFERA войдут мессенджер ASAP, приложение для проведения опросов CHOOSE, приложение для знакомств MeetNet, BlackBox для анонимного обсуждения различных тем. Эти приложения будут доступны с главного профиля платформы. Несколько позже к ним присоединится и Work & Business — продвинутое бизнес-приложение. Для его создания пришлось всё же задействовать программистов-профессионалов, хотя базовая разработка выполнялась добровольцами из команды проекта.

Всего в платформу войдёт не меньше двух десятков приложений, и в дальнейшем их число будет расти за счёт интеграции существующих сторонних и разработки новых собственных сервисов. Но пока усилия команды сконцентрированы на доработке приложений, через которые пользователи смогут прочувствовать полезность, удобство платформы и оценить направление её развития.

Будет ли стратегия SFERA успешной, получится ли создать масштабный проект, практически не прибегая к дорогостоящим услугам профессионалов, развивая его совместными усилиями энтузиастов, которые пока не оплачиваются? За счёт рационального использования имеющихся ресурсов, не передавая прав на активы компании состоятельным партнёрам? Пожалуй, многие в этом усомнятся. Во всяком случае, команда проекта успешно работает, постепенно приближаясь к своей цели. И SFERA решительно настроена на штурм IT-рынка.

Бюджет при запуске стартапа
2525
8 комментариев

Очень интересно! 

5
Ответить

Как Вы думаете выстрелит?

5
Ответить

И я слежу за его развитием.

4
Ответить

На самом деле, идея достойная. Хотелось бы посмотреть на конечный продукт, буду наблюдать за проектом.

5
Ответить

Круто, удачи! А мы посмотрим и будем оказывать посильную помощь 😏

3
Ответить

Краудфандинговые биржи помогают при старт апе 

1
Ответить

Звучит многообещающе! Жду выхода.

1
Ответить