Сезонные качели: как СДЭК справляется с колебаниями спроса

Грамотно выстроенная логистика – важная составляющая бизнеса, от которой зависит качество обслуживания клиентов. Поэтому прогнозирование и своевременная подготовка инфраструктуры становятся краеугольными камнями в работе логистов на стыке сезонов. О том, как мы решаем эти задачи в СДЭК, рассказал Николай Пахомов, руководитель департамента логистических продуктов.

Осень и зима — время повышенной нагрузки

Пожалуй, самым сложным периодом для нашей логистики является осенне-зимний сезон. Именно в это время года объем отправлений резко возрастает: если сравнить показатели августа и октября, разница может достигать двукратного роста по внутригородской доставке.

В середине осени мы наблюдаем резкий рост количества отправлений, который достигает своего пика в ноябре и сохраняется до конца года. Это связано с традиционным увеличением спроса на логистические услуги в преддверии Нового года. Люди активно делают покупки и заказывают подарки для родных и близких, что влечет за собой повышение нагрузки. Пик выдачи отправлений традиционно приходится на 27-28 декабря, после чего постепенно идет на спад.

Сезонные качели: как СДЭК справляется с колебаниями спроса

Рост нагрузки легко прогнозируется на основе накопленных у нас данных, поэтому мы проводим подготовительные работы в преддверии сезона — набираем дополнительный персонал, проверяем состояние оборудования, транспорта и прочих ресурсов, необходимых для бесперебойной доставки. Также мы сталкиваемся с внешними рисками, например, в городах зимой часто возникают серьезные пробки, которые значительно снижают скорость передвижения курьеров.

В середине — конце декабря нам даже приходится переводить внутригородскую доставку на пункты выдачи заказов, потому что курьеры просто физически не успевают доставить все отправления до двери. При этом мы стараемся максимально сохранить качество сервиса и стараемся договориться с клиентами о временном изменении условий доставки.

Летом — противоположная картина

В летние месяцы ситуация выглядит совершенно иначе. Объемы отправлений сокращаются на 5-10% по сравнению с зимой. Так, если в январе-феврале мы обрабатывали около 8-9 миллионов посылок, то ближе к лету эта цифра падала до 7-8 миллионов. Основная причина — отпуска, дачи и общее сезонное снижение деловой активности.

Производительность курьеров также снижается в летнее время. Наша задача в это время поддерживать максимальную эффективность производственного персонала, при этом не забыть, что ресурс вскоре нужно будет плавно наращивать к новому сезону. Поэтому мы стараемся найти баланс между экономией в летние месяцы и подготовкой к «урожаю» ближе к осени.

Сезонные качели: как СДЭК справляется с колебаниями спроса

Влияние погоды

Разумеется, погода оказывает серьезное влияние на условия работы наших водителей и курьеров. Например, при сильных снегопадах или перекрытии трасс мы оперативно разрабатываем новые маршруты доставки, находимся на постоянной связи с транспортными службами и в случае необходимости предупреждаем клиентов о возможных задержках.

В целом же погодные явления напрямую влияют лишь на 5-10% отправлений. Гораздо большее значение имеют городские пробки зимой, снижение производительности курьеров в летний период и, конечно, сезонные всплески спроса на логистические услуги.

Прогнозирование как ключ к решению проблемы

Чтобы минимизировать влияние сезонных факторов, мы уже начали работу над созданием инструмента прогнозирования на основе искусственного интеллекта. Его задача — анализировать исторические данные, ожидания клиентов и другие параметры, а затем на основе этого строить максимально точные прогнозы по объемам отправлений из каждого офиса СДЭК, а также по региональным потокам.

Это позволит задолго до начала пикового сезона подготовить необходимые ресурсы — персонал, транспорт, логистические цепочки. Разумеется, учесть все нюансы невозможно, но мы ставим перед собой цель попадать в прогнозы примерно на 95%. Это поможет нам более эффективно подготовиться к сезонным всплескам и обеспечить стабильную работу в любое время года.

1212
11
Начать дискуссию