Мамы идут в бизнес

Какие сферы выбирают мамы-предпринимательницы? Поговорили с ними, чтобы узнать, как они попали в жёсткий мир бизнеса, и кто им помогает.

Орнамент, разработанный проектом «Мама дома»
Орнамент, разработанный проектом «Мама дома»

Современная женщина — это не только состоявшаяся мама. Всё чаще, несмотря на трудности и семейные заботы, быт и воспитание детей, женщины становятся основательницами собственного бизнеса — и приходят к успеху. В каких сферах чаще всего реализуются современные предпринимательницы?

В России более 1,5 миллионов ИП — женщины. Заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова отмечает, что женщины чаще мужчин возглавляют финансовый и страховой бизнес, проекты в сфере образования и здравоохранения. И это наблюдается не только в найме, но и в управлении собственным бизнесом.

С каждым годом женщин-предпринимательниц становится всё больше, причем некоторые из них не только создают успешный бизнес, но и пополняют списки лучших из лучших. Яркий пример — Ольга Ускова, основательница группы компаний Cognitive Technologies, занимающихся разработкой и внедрением программного обеспечения. Ещё более известна основательница интернет-магазина Wildberries Татьяна Ким — в 2022 году выручка её компании выросла до 317 млрд рублей.

Какие направления бизнеса выбирают женщины в России?

Исследования сервиса «Авито Услуги» показывают, что доля женщин в «мужском» бизнесе постепенно растет. И судя по имеющимся тенденциям, это — не статистический выпад. Женщины покоряют сферы IT, транспорта, строительства, ремонта и деловых услуг. Самыми популярными являются ниши обучения, бытовых услуг, домашнего персонала и сервиса по уходу за домашними животными.

С 2013 года в нише работает федеральная грантовая программа для женщин, планирующих начать свой бизнес, «Мама-предприниматель». В 2023-м программу обновили, сделав более современной и доступной. С прошлого года партнерами и соорганизаторами конкурса являются исключительно российские компании, среди них — Фонд «Наше будущее». Благодаря программе и государственной поддержке в предпринимательство с каждым годом приходит всё больше женщин, находящихся в декрете или отпуске по уходу за ребенком.

До сих пор можно встретить мнение, что женщина в статусе мамы погружена в домашнюю рутину и детей настолько, что ей не хватает ресурсов не только на реализацию своих идей, но и на себя лично. Участницы и победительницы конкурса «Мама-предприниматель» каждый год с легкостью доказывают обратное. При этом дополнительную ценность их активностям придает выбранное направление работы 一 социальное предпринимательство, которое выбирают многие мамы.

Своими руками

Мамы идут в бизнес

Перед стартаперами нередко встает вопрос, с чего начать свое дело. Тем временем, ответ можно найти в самых обыденных вещах. Так, среди мам в декрете популярно направление по пошиву детской и взрослой одежды, постельного белья, текстильных игрушек, шопперов и интерьерных изделий. Многие женщины, имея навыки шитья, сначала берут заказы у подруг и соседей, потом открывают мини-ателье. В итоге для кого-то хобби превращается в дело жизни.

«Я работала советником директора, когда во время третьего декрета произошла смена руководства, и мне объявили, что мама с тремя детьми не сможет совмещать родительство с этой должностью», — вспоминает дизайнер одежды и автор проекта «Мама Дома» Анна Злотко из Архангельска, занявшая третье место в конкурсе в 2023 году. Неизвестность поначалу пугала, но в итоге Анна начала заниматься тем, что ей всегда было по душе — шить. Сначала кукол, потом галстуки-бабочки, затем одежду.

Сегодня Анна не только ведет успешный бизнес, но и помогает другим творческим мамам реализовать себя. «С 2016 года я погрузилась в мир традиций, воплощая культурный код родного края в своих изделиях. Большая часть прибыли от продажи идет на социокультурные проекты: мы открыли музей “Марьин дом” и арт-резиденцию для художниц с детьми “Мама дома” в деревне Чакола».

Педагог-предприниматель

Мамы идут в бизнес

Ещё одна сфера предпринимательства, популярная среди женщин — образование. За прошедшие годы на конкурс было представлено множество проектов организации коррекционных занятий с детьми с особенностями развития, вокальных и танцевальных студий, по подготовке к школе и других направлений. Нередко эту нишу выбирают мамы, которые на практике столкнулись с проблемами и потребностями особых детей. И превратили собственный непростой опыт в бизнес-проект.

Елена Саленкова, основательница брянского Центра прикладного анализа поведения «Краски», второе место конкурса 2023 года: «Никто из нас не планирует рождение особенного ребенка. Когда моему младшему сыну было примерно полтора года, мы стали понимать, что что-то не так. Диагноз прогремел как гром среди ясного неба. Аутизм. На тот момент в нашем городе не было организаций, способных помочь таким деткам. После опыта поездок в специальные центры в Москве, которые помогают детям с аутизмом, у меня появилась мечта — открыть такой центр в своем городе».

Елена окончила магистратуру по дефектологии, уже имея за плечами два высших образования. 23 января 2023 года она зарегистрировала ИП. Сегодня «Краски» помогают десяткам особых детей, а для нескольких мам работа в центре стала новой профессией. В планах — открытие новых направлений деятельности.

«Хочу сказать, что никогда не надо отчаиваться! Даже тогда, когда кажется, что жизнь пошла под откос. Приглядитесь внимательно и используйте это событие как точку роста», — советует Елена всем мамам в похожих жизненных обстоятельствах.

Сельская жизнь

Мамы идут в бизнес

Многие жительницы села имеют приусадебное хозяйство. Чаще всего такое положение вещей воспринимается как данность, а не как возможность. Однако с каждым годом растет число женщин, регистрирующих КФХ или ИП, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции. Впоследствии это направление нередко переплетается с туризмом.

Развивает свое дело и основательница ремесленной деревни «Хлебный хутор» в Печорском районе Псковской области, победительница федерального этапа конкурса 2023 года Ольга Волконская. «Мы переехали в деревню по рекомендации врача, чтобы обеспечить детям экологичное проживание. Встал вопрос, на что жить. Было решено печь пряники. Пришлось поменять весь свой привычный уклад жизни и много-много работать», — вспоминает Ольга.

Помощников у Волконской не было, справлялись своими силами: начинающая предпринимательница и её двое детей. Ночью пекли традиционные печорские пряники, днем выезжали на реализацию. Было очень трудно, но стартаперы не переставали работать. Постепенно туристы стали интересоваться местом, где делают пряники. Однажды около дома Ольги оказалось 40 детей, которые пришли посмотреть на процесс выпечки. Так началась история мастер-классов и экскурсий, которые сейчас проводят в «Хлебном хуторе» для всех желающих.

«Позже пришли социально значимые проекты. Мы строим мельницу на реке, задействуем студентов для реализации их идей по размещению арт-объектов на нашей территории. Проводим фестивали и знакомим туристов с обычаями и старинными рецептами нашего края. Наша миссия — возрождение традиций и поддержание интереса к сельской местности». — говорит Волконская.

Всего за 10 лет участие в проекте «Мама-предприниматель» приняло около 7000 человек, из которых 247 стали победительницами. К программе присоединились фотографы и видеографы, кондитеры и пекари, писательницы и спортсменки, швеи и флористы. На конкурс подавались проекты питомников собак и экзотических животных, фуд-кортов, кофеен, гимнастических залов, обучающих клубов, изданию глянцевых журналов, производству сыров и другой эко-продукции. Список можно продолжать ещё и ещё: похоже, для мам-предпринимательниц нет ничего невозможного.

Фотографии предоставлены участницами программы «Мама-предприниматель».

44
Начать дискуссию