Как «Акселератор ФРИИ» принес нам +2 млн рублей выручки и помог прокачать навыки. Спойлер: выжили не все

Участвовать в акселераторе нелегко: всей нашей команде пришлось работать больше обычного, а кто-то даже уволился. Зато в результате мы получили +2 млн рублей к выручке и незабываемый опыт. Рассказываем, как всё было.

Привет! На связи Виктория Шаманская, я отвечаю за контент на Satom — маркетплейсе для бизнеса. Сейчас мы активно развиваем проект, поэтому решили поучаствовать в Спринте. Это бесплатный акселератор для IT-компаний от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). В статье делюсь опытом, как мы три месяца совмещали задания программы с основной работой (спойлер: было сложно).

Нашли программу и подали заявку

Раньше Satom был универсальным маркетплейсом, но недавно мы перешли на B2B-формат. Стало понятно, что стратегии, которые мы раньше использовали в продвижении, больше не подходят. Решение — сменить вектор и найти новые инструменты. Для этого мы и стали искать программу поддержки: хотели, чтобы эксперты посмотрели на Satom со стороны, подсказали, куда двигаться, и помогли прокачаться.

«Акселератор ФРИИ» понравился форматом: групповой нетворкинг, индивидуальные консультации с экспертами и глубокое погружение в проект. В Спринте могли участвовать и стартапы, и бизнес со стабильными продажами. Мы относились ко второй категории. Компаниям, которые давно на рынке, ФРИИ помогает вырасти и масштабироваться. Это и была наша цель — выстроить правильную воронку продаж по B2B и проработать стратегию.

Участвовали в Спринте 3 месяца

Акселерация проходила онлайн. Вначале мы с куратором определили цель, к которой хотим прийти в финале, — увеличить выручку на 1 млн рублей. Спринт длился три месяца и состоял из четырех компонентов:

1. Образовательный модуль. Основная часть программы — групповые теоретические занятия и интенсивы. Тематика выбирается в зависимости от целей участника. Мы хотели увеличить выручку, поэтому изучали маркетинг и продажи.

2. Встречи с экспертами. После изучения теории мы проходили индивидуальные занятия с экспертами ФРИИ. На них разбирали запросы более персонально, выявляли узкие места в бизнесе и выстраивали конкретные гипотезы по достижению целей.

Например, с экспертом по email-маркетингу мы прорабатывали рассылки и превращали их в сильный инструмент продвижения. До этого отправляли клиентам объемные письма, которые в B2B не работают. Эксперт предложил переформатировать их в цепочку из более коротких сообщений.

Мы сформировали много гипотез, в итоге успешными оказались пять из них. Почти все эти инструменты используем до сих пор, они продолжают работать и приносить прибыль.

  • Создание отдела продаж В2В — раньше это направление прорабатывали те же менеджеры, что и B2C. Также прописали новые скрипты для общения с ЛПР компаний.
  • Колл-центр на аутсорсе, который будет прозванивать всю клиентскую базу и передавать нам целевые контакты. Это дало нам возможность спокойно набрать и обучить собственных менеджеров, одновременно получая теплых клиентов. При этом количество целевых контактов, поступающих в отдел продаж, выросло в два раза.
  • Акция 1 + 1 = 3. Спецпредложение для продавцов: при оплате размещения на два года клиент получает еще год бесплатно и экономит от 55 тысяч рублей. За время акции количество пользователей, продлевающих размещение на два года, выросло в 1,8 раза.
  • Premium-подписка для продавцов: дополнительные инструменты и опции вроде приоритета в выдаче каталога и специальной плашки. Они помогли продавцам увеличить количество заказов в 1,7 раза.
  • Брендовая полка — услуга, направленная на узнаваемость бренда. Логотип компании размещается на главной странице каталога, в блоке «Популярные продавцы» и в выбранной рубрике выше остальных предложений.

Не все гипотезы сработали так, как ожидалось. Мы тестировали контекстную рекламу, но конверсии выходили слишком дорогими. Еще пытались мотивировать продавцов чаще использовать наш генеративный ИИ в личном кабинете, который позволяет создавать описания карточек в пару кликов, однако пользователи не стали использовать эту функцию активнее. У нас уже появились новые задумки, будем пробовать их воплощать и улучшать показатели.

3. Трекинг. На персональных встречах эксперты давали задания, которые мы выполняли прямо на своем проекте: например, создать цепочку рассылок, переработать скрипт продаж, сделать определенное количество звонков по целевым контактам. В день трекинга мы демонстрировали выполненную работу и получали обратную связь.

4. Демодень. Финальный этап: мы готовили выступление о том, каких результатов достигли за время Спринта. Оно состояло из презентации и короткого доклада.

В презентации рассказали о своих главных УТП… 
В презентации рассказали о своих главных УТП… 
…преимуществах перед конкурентами 
…преимуществах перед конкурентами 
…и планах 
…и планах 

Не все сотрудники дошли до конца

Главной проблемой во время Спринта стала повышенная нагрузка на команду. Каждую неделю мы получали от экспертов новые задания, но и основная работа никуда не девалась. Чтобы всё успеть, команде иногда приходилось засиживаться с задачами после окончания рабочего дня и подключаться на выходных.

Повезло, что наши сотрудники разделяют ценности компании, и многие верны ей уже более 10 лет. Они с пониманием восприняли изменения и переработки, жадно впитывая новую информацию и сразу применяя ее на практике.

За исключением одного сотрудника, который решил, что его креативность нуждается в новом вызове, и отправился искать вдохновение в другом месте. Мы пожелали ему удачи, а сами с удвоенной мотивацией тестируем новые гипотезы и продолжаем наше дело.

Сотрудники сильно переживали за результат Спринта и интересовались, какую обратную связь дали эксперты по заданиям. Поэтому успех в акселерации — наша общая заслуга.

Лично в моем случае ритм работы остался прежним, потому что у меня он всегда насыщенный. Во время Спринта пришлось поменять фокус: приходилось совмещать задачи ФРИИ и департамента продаж. Иногда было сложно, но в целом я довольна: на некоторые аспекты проекта я взглянула по-новому, а где-то эксперты подтвердили мои мысли и предположения. Я рада, что мы участвовали в акселераторе, и была бы не против пойти туда второй раз.

Татьяна Кульбацкая, руководитель департамента продаж

Куратор поставил нам на Спринт цель — увеличить выручку на 1 млн рублей за счет новых гипотез и улучшений. По факту она повысилась больше чем на 2 млн рублей: сработали новые инструменты привлечения и скрипты, за счет чего выросли наши продажи и количество заказов у клиентов Satom.

Как «Акселератор ФРИИ» принес нам +2 млн рублей выручки и помог прокачать навыки. Спойлер: выжили не все

Опыт показал, что акселераторы помогают масштабироваться. Если у вас стартап или желание расширить действующий бизнес, советую присмотреться к программам поддержки. Главное — выделите на участие время и ресурсы, чтобы успевать выполнять задания.

Успех во ФРИИ вдохновил нас осваивать другие подобные программы. В ближайших планах — получить статус резидента Сколково.

Предлагаем оценить, как изменился Satom после акселератора — переходите на сайт.

Предприниматели, вопрос к вам. В каких акселераторах участвовали вы? А если еще не доводилось, какие программы рассматриваете?

2424
44
14 комментариев

Акселератор, нетворкинг, демодень, трекинг, УТП...простите, я честно пыталась понять, но ничего не поняла

Ответить

Все просто. Акселератор - программа от ФРИИ, направленная на прокачку проекта. Это из названия понятно) Нетворкинг - групповые мероприятия, способствующие созданию связей с коллегами по бизнесу, обмен опытом и т.д. Демо день - так называется финальное мероприятие акселератора. Трекинг - задачи с временным ограничением. УТП - суть продукта. Все просто)

1
Ответить

жиза

1
Ответить

успокойся, не надо понимать, так говорят менеджеры без денег

Ответить

А вообще сложно пройти отбор на акселератор?

Ответить

На сайте ФРИИ опубликованы критерии для IT проектов, если компания им соответствует - то все очень просто и это здорово.

Ответить

А инвестиции получили?

Ответить