Мои 7 рабочих схем принятия решений (окончание)

Привет! В первой части статьи я начал рассказывать, как заурядные, но доведенные до автоматизма схемы мышления, облегчают жизнь и помогают быстрее и эффективнее справляться с жизненными задачами, не только в быту, но особенно в бизнесе. Продолжаю дальше делиться своим опытом.

Мои 7 рабочих схем принятия решений (окончание)

Схема 3. От «думаю» к «делаю».

Мои 7 рабочих схем принятия решений (окончание)

Планировать, думать, мечтать и ставить цели – необходимо. Но очень важно не утонуть в одних лишь мыслях, так и не приступив к их реализации. Между «делать» и «думать» нужно держать баланс. Мыслями – планировать, но находить время и на выполнение запланированное.

Важно держать фокус и отвечать себе честно на вопрос «где я сейчас» — делаю или думаю? Рассмотреть это можно, нарисовав график, который поможет определить, в какой стадии вы сейчас находитесь. Если обнаружится, что думаете вы гораздо больше, чем делаете – пора переходить на более продуктивные методы. Устройте мозговой штурм, сформируйте идеи и план их выполнения, а потом остановите поток генерации гениальных идей и начинайте работать над реализацией – делать, а не думать.

Схема 4. Делегируй, распределяй, управляй.

Мои 7 рабочих схем принятия решений (окончание)

Адекватная оценка компетентности позволяет определить необходимый уровень контроля – и на работе, и дома. Секрет здесь один – отключение эмоций и подключение трезвой аналитики. Например, вы верите в своего ребенка, но объективно должны понимать, что, когда он чистит картошку, нужно это контролировать, иначе он может пораниться. То же самое на работе: новичку контроль нужен, а при работе с опытным сотрудником можно потратить свое время на что-то другое.

В жизни невозможно контролировать все – более того, это совершенно не нужно. Не перегружайте себя лишним контролем – научитесь адекватно оценивать возможности других, чтобы сделать свою жизнь проще.

Схема 5. От страха до скуки: всегда повышай планку.

Мои 7 рабочих схем принятия решений (окончание)

Когда мы беремся за что-то новое, наше отношение к этому постепенно меняется по одной и той же схеме: мы движемся от стадии страха (потому что новое всегда пугает) до стадии скуки (когда навык освоен или цель достигнута, заниматься этим делом уже становится скучно).

Конечно же, между страхом и скукой мы проходим массу других этапов — обычно это интерес и компетентность. Какое-то время вы радуетесь, что у вас получается, но потом это превращается в однообразную рутину и вызывает скуку. Справиться с этим можно: как только чувствуете, что стало слишком легко — повышайте планку. Новый уровень, новые задачи, новый навык.

Схема 6. Списки: не занудство, а классика.

Мои 7 рабочих схем принятия решений (окончание)

Списки проясняют всё — систематизация и структурирование мыслей помогает решить любые вопросы в нашей голове. Без списков эти вопросы засоряют мысли, мешая сконцентрироваться на важном. К вопросам, которые решают списки, можно отнести что угодно: «куда я расходую деньги?», «зачем я пришел в магазин?», «почему я ничего не успеваю?» «почему я стою на месте?» Этих вопросов просто не будет, если пользоваться списками — расходов, покупок, дел. Темы списков зависят от ваших задач в любой жизненной области.

Мои 7 рабочих схем принятия решений (окончание)

Схема 7. Маленькие победы – большие достижения.

Мои 7 рабочих схем принятия решений (окончание)

Есть такая штука — «синдром самозванца»: когда человек не может принять и признать достижение, как достигнутое благодаря своим усилиям и талантам. Кажется, что просто повезло, или конкуренты оказались слабее, или просто удачно сложились обстоятельства. В результате, после определенной победы мы чувствуем вину — а должны чувствовать радость и гордость.

Седьмая схема нам в помощь — рисуем график от цели до победы, отмечая на нем конкретные этапы и шаги, которые помогли пройти этот путь. И, конечно же – хвалим себя за каждый выполненный шаг, я бы даже сказал, не хвалим, а перехваливаем! Пусть мозг запомнит удовольствие и радость от заслуженной победы, даже если путь к цели был тернистым. Эти эмоции дадут мощнейший толчок к покорению новой вершины и к достижению следующей, более амбициозной цели.

Утешительные выводы.

Пока на этом все, но как вы сами понимаете, все наше мышление состоит из шаблонов, которые мы когда усвоили и не замечая для себя, начали использовать. Вопрос в том, чтобы продуктивных привычек было как можно больше, нежели слабостей характера, и даже, если последние присутствуют, а они точно есть у каждого, неуклонно работать над выработкой эффективных навыков.

А как пройти путь изменений от неосознанной некомпетентности, через осознанную некомпетентность, затем осознанную компетентность и закончить неосознанной компетентностью, речь пойдет в следующей статье. Всем высокого КПД!

2424
15 комментариев

похвалил себя за то, что прочитал вашу статью, почувствовал себя намного лучше

спасибо!

5
Ответить

Валерий, спасибо за статью! Не читал Ваш предыдущий материал, может там Вы уже описывали подобный механизм. Но мне иногда помогает принимать решение таблица взвешенных решений (задач), когда определяется пул критериев, расставляешь веса, баллы и получаешь оценку в итоге. Для меня, как для человека, работающего с тендерами и контрактами, это очень знакомый профессиональный инструмент, который на жизненных кейсах тоже легко применять. По-моему, у Глеба Архангельского тоже что-то было подобное описано в книге про Тайм-менеджмент.

1
Ответить

Понимаю, что за метод вы описываете, но я поступаю проще, делю лист на два столбца, в одном ставлю +, в другом -, выписываю аргументы в пользу каждого вывода и потом...... принимаю решение, то которое больше нравится на эмоциональной основе))))

3
Ответить

Подскажите, пожалуйста, а есть какая-то корреляция этих схем с днями недели ?

Ответить

Не понял вопроса, переформулируйте, пожалуйста.

Ответить

Да, лучше употреблять трехразово: понедельник, среда, пятница. Сегодня четверг, лучше не пробовать.

Ответить