Советы по публичным выступлениям.
Я довольно часто выступаю и мне это очень нравится, но недавно со мной случился факап на большом форуме в Сочи, а в статье поделился очень полезными советами по подготовке к выступлениям.
В этом посте я собрал свой опыт + самые классные советы, которые выделил для себя из интервью Нины Зверевой, которое она дала Соколовскому (рекомендую его посмотреть). Они будут полезны и тем, кто выступает на большую публику и тем, кто питчит тендерные предложения.
Формула успешного выступления
Есть полезная формула успешного выступления: Цель, Место, Аудитория, Уместность (момент). Из за совокупности факторов складывается крутое выступление.
- Цель: она должна быть и сформирована вами заранее для себя, на основании ее вы формируете структуру и повествование.
- Место: крайне важно в выступлении. Заранее изучите место, где выступаете, походите по сцене, проверьте оборудование. Поймите, как будете выходить и как начинать, как стоять, где находится аудитория, где окна, где свет и тд.
- Аудитория: поймите заранее, какая будет аудитория, с какой экспертизой и уровнем и исходя из этого скорректируйте вашу презентацию. Например, если там мало людей, разбирающихся в нюансах вашей сферы, не стоит использовать много проф терминов.
- Уместность/момент: крайне важный поинт. Все мы понимаем, что события сейчас происходят разные, и важно чтобы вы это понимали. Ваша тема и кейсы должны быть уместными в данный момент. Но был еще классный пример в видео: при выступлении лектора все студенты смотрели на телефонах какой-то финал чемпионата (тк это было крайне важно для них), лектор это не учел, а когда понял, предложил вывести на экран соревнования, они досмотрели вместе и он продолжил. Важно понимать момент и уместность во время выступления вашего выступления в целом и контента.
На что важно обращать внимание
- Самое главное у вас должна быть цель выступления. Если нет цели, хорошее выступление не получится. Сформируйте ее заранее и формируйте выступления, исходя из цели. Например, цель может быть вдохновить людей, привлечь новых клиентов, продать продукт или себя, увеличить лояльность к своему бренду, показать себя в качестве эксперта в конкретной сфере и тд. Для одного выступления - одна цель.
- Помнить правило «Главное не то, что ты сказал, а главное что запомнили люди»
- Первые 8 секунд самые важные чтобы захватить внимание аудитории и они сфокусировались, досидели до конца, слушали и не сидели в телефонах. По статистике, люди переключат контент в среднем раз в 8 секунд. В выступлениях эта статистика также работает. Эти 8 секунд начинаются с момента, когда вы начали говорить, поэтому в самом начале можно и немного помолчать и познакомиться с залом. Очень детально продумайте как начнете эти 8 секунд, отрепетируйте их.
- «Все что сказано должно быть доказано». Это значит, после слайда с информацией должен быть пример, история, факты или кейс (желательно из вашей практики). Но их должно быть в меру чтобы люди не потеряли основную нить.
- Если нет волнения перед выступлением, это уже проблема, скорей всего вам нужно заканчивать этим профессионально заниматься. Если нет волнения - ты никому не интересен. Волнение это хорошо. Но важно, чтобы это не было стоп-фактором, постарайтесь превратить волнение в кураж. Если в начале волнуйтесь ничего страшного просто скажите об этом, аудитория вас поддержит и вы будете более уверенным.
- Торопиться не надо. Уверенный спикер говорит медленно и тихо.
- Чем ты опытней тем меньше слайдов в презентации.
- Внешний вид крайне важен. Продумайте его заранее, он должен соответствовать аудитории, месту, быть уместным, он должен привлекать внимание и выделять вас.
- Общайтесь с аудиторией, дискутируйте, вызывайте на сцену.
- Если возникает проблема во время выступления, говорить это в зал и не скрывайте ее, например что не запустилось что-то.
- Меняйте правила и презентацию, будьте в моменте. Людям интересно все, что происходит в моменте. Например, в начале можно сказать «Я шел на это выступление и мне пришла такая мысль …» или «Вчера я общался с одним коллегой и мы обсуждали такую тему, что меня навело на мысль немного изменить презентацию и вот о чем я хочу сказать…». И с этого начать, изменить/дополнить презентацию, это удерживает внимание. Аудитории интересна жизнь людей, а жизнь она в моменте.
- Формат выступления часто создают организаторы, но ты можешь его менять и нарушать правила. Но тут очень важно продумать все заранее, как ты начнешь, чем закончишь, чтобы не «проиграть». Например, у тебя планировалась лекция, а ты решаешь провести дискуссию и отвечать на вопросы. Можно создать свой формат и привлечь в него людей.
- В начале выступления сразу обозначьте формат и правила, например можно сказать «я займу вас 50 минут и 10 минут буду отвечать на вопросы»
- Используйте формулировки «вот посмотрите на этот слайд» и люди будут смотреть, так устроен мозг, часто обращайтесь к этому
- Сейчас выступать в формате монолога нельзя, нужно вовлекать людей, проводить опросы, узнавать мнение зала, привлекать дополнительно людей для качественного выступления.
- В завершении презентации обязательно должно быть саммари, выводы, тезисы
Еще несколько тезисов от меня:
- Будьте искренне с аудиторией.
- Улыбайтесь.
- Разбавляйте презентацию мемами и шутками, если это уместно для этой аудитории и момента.
- Заранее прогоняйте презентацию с таймером несколько раз, обязательно проговаривайте ее вслух, поверьте, после этого она у вас изменится.
- Оставляйте свои контакты и ссылки (QR) на свои соцсети в начале и конце презентации.
- Делайте такие слайды, которые хочется фотографировать. Например, все тезисы выступления или блока презентации, анатилику, статистику, красивые слайды, шутки.
- Я всегда разыгрываю что-то классное и полезное во время выступления (например мерч). Цель - подписка на мой тг-канал (всегда это самая качественная аудитория) и вторая цель - люди остаются всегда до конца выступления + я их вовлекаю в игру и даю чуть больше.
- Лучшая импровизация - подготовленная.
- Готовьтесь к тому, что в процессе выступления может случится сбой в презентации и может все выключится, нужно четко понимать что делать в этот момент. Продумайте и предусмотрите разные ситуации, например что если отключат свет, выключится микрофон? У вас должен сразу быть скрипт, что вы делаете в этом случае.
- Делайте презентации короче, не старайтесь впихнуть невпихуемое (я этим сам страдаю).
- Обмен с превышением. Это значит люди должны выйти в ощущении что вы дали намного больше чем они ожидали, а не наоборот.
Сохраняйте пост, надеюсь он будет полезен вам. Это те правила, которыми я лично пользуюсь. Буду рад, если в комментарии вы напишите свои советы и примеры.
И подписывайтесь на мой TG-канал, в котором скоро будет 50000 подписчиков, там классно и полезно.
В канале пишу регулярно про путь предпринимателя, делюсь своей экспертизой в ивентах и маркетинге, рассказываю про свои кейсы для крупнейших компаний (Яндекс, VK, Авито, Тинькофф, Вкусвилл, билайн), про тайм менеджмент и управление командами, про продажи в ивент агентствах и тендеры. Еще делюсь тем, что меня вдохновляет, немного лайвстайлом, путешествиями и личным, как же без этого.