Трус не играет в хоккей

Мультфильм «Шайбу! Шайбу!», 1964 г.
Мультфильм «Шайбу! Шайбу!», 1964 г.

В середине девяностых я потерял бизнес. Времена были лихие, люди делали состояния, теряли компании, прощались с жизнью и становились олигархами. Смутные времена.

Соответственно, я, не имея представления о бизнесе, попал в небольшую переделку и потерял компанию. После чего судьба послала мне умных людей, у которых я учился вести бизнес по-настоящему. А пока учился, подыскивал тему — «кем работать мне тогда, чем заниматься».

У меня медицинское образование, я много лет интересовался психологией, эзотерикой и всякой другой кастанедой. Причем подход у меня всегда был профессиональный: если я чем-то интересуюсь, я старался действительно разобраться. И если уж учиться, то у специалистов максимально возможного класса из доступных. В тот период я разбирался с НЛП. Разумеется меня заинтересовало, когда мой друг рассказал мне о «лучшем в городе специалисте по НЛП, который собирает себе команду для бизнеса». Это крайне заинтересовало меня.

Я поднимался по лестнице, идя на встречу с ним, с некоторым благоговением. Этот человек представлялся мне этаким могущественным вершителем судеб, волшебником и магом, который мог уговорить любого на что угодно (ведь НЛП же!). Я в тот момент только-только изучал свои первые курсы по технологии управления, которая в России только начинала входить в бизнес, и в голове у меня была каша из самых разных источников.

Мастер, тренер по НЛП. Сейчас скажет мне пару ласковых, и меня озарит истина! Наверное магия этого человека сильнее, чем моя магия. С такими мыслями я заходил в квартиру Михаила, как звали этого парня.

Первое, что меня удивило — он избегал моего взгляда. Постоянно отводил глаза. Как будто ему было дискомфортно. Это позже я заметил, что много профессиональных НЛП-шников либо отводят взгляд, либо глядят на тебя специально, делая на этом некоторый акцент, эдак проникновенно.

Ладно. Я поздоровался, мы сели и начали вести беседу за бизнес. Я спрашиваю: «Миша, а какая цель у вашего вновь создаваемого бизнеса?».

Тут надо описать подробнее мой опыт в бизнесе к описываемому моменту. В совладельцах бизнеса (полностью своей компании у меня тогда ни разу не было) я ходил уже около пяти лет. Начинал с торговли стройматериалами и строительными технологиями, потом торговал мелким оптом продуктами питания (маслом и сыром), книгами. В 1994 году друзья пригласили меня в инвестиционный бизнес (мне было 22 года), где я, годик повеселившись от души и, поездив на крутых иномарках, «попал» на огромные для меня бабки. Меня рвали в разные стороны три бандитские бригады, две из которых хотели меня убить. Я потерял деньги инвесторов. И я от всего этого уже оправился, почистил перышки, обелил свое доброе имя, отдав все деньги (что стоило мне всей моей собственности и залезания в долги) и был готов к новым приключениям. На дворе 1996 год, мне 25 лет, я зарабатываю деньги написанием маркетинговых кампаний и корректировкой рекламы, так как учусь маркетингу и сразу стараюсь применить изученное на практике.

А тут этот человек мне и говорит: «Цель нашей будущей компании — безопасность и сохранение виртуальной реальности друг-друга». Я чуть со стула не упал!

Эта беседа была моим первым крупным разочарованием в НЛП. Но я сейчас пишу не про эту уже вышедшую из моды гипнотическую технику, придуманную агентом ЦРУ, улыбчивым Джоном Гриндером, по заказу ЦРУ, для целей вербовки.

Я хочу сказать про цель «сохранение виртуальной реальности друг-друга». Типа «я не трогаю тебя, ты не трогай меня». Или «оставьте мне мои проблемы, я не буду причинять вам неудобства, затрагивая ваши». Это интроверсия, направление внимания внутрь, уход в себя. В масштабах организации. Настоящая организация экстравертирована, всё её внимание направлено наружу. Направление наружу — это душевное здоровье. Постоянное внимание на себе — симптом больших внутренних проблем.

Организация — сильный игрок — активно меняет окружающий мир, приспосабливает его под себя. «Поглотить главного конкурента и занять больше половины рынка» — это цель! Пытаться защитить себя — очень трусливая позиция. А трусы в бизнесе презираемы так же, как в любой другой области жизни.

Цель организации в отношении сотрудников, руководства или владельцев — это очень близорукая цель. «Деньги для меня, зарабатываемые моими рабами» такая же плохая цель, как и «сохранение безопасности для всех членов группы». Всё это неспособность смотреть наружу, смотреть в лицо внешним силам, подставлять грудь всем ветрам и бросать вызов врагам. Трус не играет в хоккей.

Но не всем можно просто сказать: «Ребята, поставьте искренние цели в отношении своего окружения, не ставьте их только в отношении себя», — и они последуют вашему совету. Это происходит из-за того, что жизнь при помощи силы весьма хорошо обработала человека, и он не может, действительно не способен гордо глядеть в будущее. Сломленный не станет смелым только по причине того, что смелость в чести.

Так же как сильный идиот не откажется применять силу для разрушения просто потому, что ему сказали, что до добра его это не доведет. Для него реально совсем другое! Вот если бы ему врезали с ноги по морде — это круто, это достойно уважения!

Моё намерение в том, чтобы у руководителей хватало духу на то, чтобы легко встречать невзгоды и ставить цели по захвату вселенной, а не по «сохранению виртуальной реальности друг-друга».

Заполните тест «Анализ силы руководителя» чтобы узнать, на что вы способны.

11
3 комментария

Не совсем адекватное понимание, что такое мужество и отвага, прост иногда есть и такое расхожее выражение "отвага и слабоумие")) это ни в коем случае не обвинение в чью то сторону, просто выражение из интернета. Однако я считаю, что любое решение должно приниматься в свете не только прямолинейности и смелости, но и прежде всего прогнозирования и планирования.

Ответить

Бизнес и мир не черной белый, иногда работает планирование, иного смелость и риск. На одной лошадке обычно хрен доедешь, или приедешь а там уже все занято

1
Ответить