Котодиско у Hyundai
Nothing Phone (3a) и (3a) Pro
Focus 2 Ultra от Nubia
Возможный релиз MacBook Air?
Автопилот Tesla на бездорожье
SVG-битва нейросетей

Менторинг: что это и зачем он нам нужен?

Изображение: PopTika/Shutterstock.com
Изображение: PopTika/Shutterstock.com

В этой статье я поделюсь своим опытом и знаниями о менторинге: расскажу о его пользе, о принципах проведения ментор-сессий и об основных правилах для будущих менторов.

Ольга Постникова
Project Manager, Agile/Kanban Coach группы Рексофт

Для начала давайте разберемся, что же такое менторинг.

Менторинг — это эффективный способ передачи знаний от более опытного человека (ментора) к менее опытному (менти). Ментор делится своим опытом, помогает найти варианты решения задач, побуждает достигать карьерные цели или развивать уверенность в себе, направляет подопечного к обретению собственной мудрости.

В чем польза менторства для менти и ментора?

Польза для менти очевидна: он получает ответы на свои вопросы, узнает о вариантах решения проблемы или вместе с ментором находит путь для дальнейшего развития.

Ментор помогает менти взглянуть на проблему «сверху», предлагает варианты решений, опираясь на собственный опыт, а также вдохновляет на развитие и совершенствование своих навыков и знаний.

Ментор же получает пользу от того, что:

  • пополняет свои знания с помощью различных кейсов от менти;
  • проверяет свои компетенции и знания;
  • становится опытнее в обучении, коучинге, умении слушать, давать и принимать обратную связь;
  • проявляет лидерские качества, тренирует коммуникативные навыки;
  • тренирует способность мыслить шире для нахождения нестандартных решений;
  • становится более заметным, значимым в своей компании и в профессиональных кругах;
  • обретает дополнительную профессию ментора;
  • способствует выращиванию новых профессионалов, помогает им на пути к развитию.

Менторство в команде: укрепляем доверие и развиваем компетенции

Менторинг коллег в команде очень ценен, поскольку позволяет:

  • укрепить доверие в команде. Ментор слушает своих коллег, узнает их слабые стороны и безоценочно помогает, демонстрирует готовность поддержать;
  • познакомиться с коллегами, знания и умения которых в дальнейшем будут помогать вам при решении новых задач;
  • развить свои компетенции за счет решения вопросов коллег;
  • повысить уровень компетенций внутри команды, устранить слабые места и быть во всеоружии при возникновении проблем.

Помните: менторство внутри команды — это отличный инструмент для обмена опытом и пополнения знаний.

Основные правила хорошей ментор-сессии:

  1. Ментор должен быть на полшага впереди менти. Важно узнать, на каком этапе развития находится менти, и дать ту информацию, которую он сможет усвоить.

  2. Не стоит завалить менти советами. Необходимо выслушать запрос человека или помочь сформулировать более понятный запрос, а затем поделиться своим опытом и знаниями.

  3. Ментор и менти должны договориться о форме взаимодействия и правилах ментор-сессии. Соблюдение обязательств необходимо как со стороны ментора, так и менти.

  4. Ментор должен быть внимателен к запросу клиента и проявлять искреннее желание помочь, поддержать в выборе траектории развития, вдохновить на рост, развитие и применение новых инструментов.

  5. Ментор должен обладать навыками активного слушания, коучинга и обучения.

  6. Менти полностью несет ответственность за принятие решений и их реализацию.

  7. Менти должен брать на себя ответственность за соблюдение договоренностей с ментором. Важна максимальная заинтересованность в получении знаний.

  8. Менти должен быть активным и инициативным, так как именно он является главным заинтересованным в результате ментор-сессии.

  9. Как ментору, так и менти необходимо научиться давать и принимать развивающую обратную связь.

Как стать ментором?

  1. Определите, в каких областях вы достаточно компетентны и готовы делиться опытом.
  2. Составьте профиль ментора. Кратко опишите свой профессиональный опыт, место работы, должность/роль, ключевые навыки и темы для менторинга, в которых вы можете быть полезны.
  3. Определите, где вы можете найти менти. Узнайте о программе менторинга в вашей компании, предложите помощь коллегам. Обратитесь к организациям и ресурсам, которые объединяют менторов и менти (платно или бесплатно).
  4. Практикуйте менторинг, собирайте обратную связь и совершенствуйте свои навыки.

Мой путь в менторинге

Ко мне обратился ресурсный менеджер с просьбой: помочь коллеге пополнить багаж знаний по Agile и Kanban-методу для успешного прохождения ассесмента на позицию руководителя.
У меня появились сомнения: достаточно ли я компетентна, чтобы быть хорошим ментором для коллеги? Но руководитель заверил, что у меня достаточно знаний, которыми я могу поделиться. Деваться некуда, пришлось согласиться. Мне было интересно проверить себя, а еще искренне хотелось помочь коллеге пройти ассесмент. В компании действовала программа менторинга менеджеров, которая позволяла зарегистрироваться как ментор и бесплатно помогать коллегам.
Итак, я зарегистрировалась и разместила свой профиль ментора в базе. Мы созвонились с коллегой и договорились о времени ментор-сессии, платформе для видеовстречи (он был из другой страны), а также о конкретном запросе для обсуждения.
К первой встрече я подготовилась, составила презентацию. Во время сессии я поделилась всеми своими знаниями по теме, а также отправила презентацию и запись встречи, чтобы менти смог обращаться к этим материалам самостоятельно.
Менти захотел продолжить сотрудничество и подготовиться вместе со мной к ассесменту. Мы составили план обучения и приступили к занятиям. Через полгода менти успешно прошел ассесмент и получил повышение.
Я продолжила быть ментором, и ко мне стали обращаться коллеги с различными запросами по темам, указанным в моем профиле. Однажды менти отметил, что вся предоставленная информация, бесспорно, полезна, но ему нужен только мой опыт и подход к решению подобных ситуации. Этот отзыв помог мне осознать, что не стоит вываливать все свои знания на менти, важно сфокусироваться на решении задачи, сформулированной в запросе.
Также я прошла тренинг ACC ICAgile, где узнала больше о роли ментора и о проведении ментор-сессий. Я узнала, что менторинг неразрывно связан с коучингом.

Главная задача ментора — помочь с затруднением, а не решить задачу.

С помощью коучинга можно помочь раскрыть запрос и дать клиенту инструменты, необходимые для самостоятельного поиска решения. Ментор может лишь предложить возможные пути, а менти сам поймет, подходит ли это решение и как его применить. Кроме того, очень важно сверяться с клиентом, в том ли направлении вы идете. Со временем я стала ментором и вне компании и теперь практикую платные ментор-сессии.

Давайте подведем итог

  1. Менторинг тесно связан с коучингом, но больше ориентирован на запрос клиента и помощь в преодолении затруднений.
  2. Ментором может стать каждый, кто обладает опытом и знаниями в определенной области и готов делиться ими с другими.
  3. Хорошего ментора отличает умение слушать и слышать менти, помогать в формулировке запроса, а также достигать результатов менторинга.
  4. Ментор должен быть всего на полшага впереди менти и давать такую информацию, которую тот способен понять.
  5. Если вы чувствуете, что ваш разговор во время сессии уходит не в ту сторону, стоит уточнить это у менти.
  6. Менти должен быть инициативным и активным, чтобы извлечь максимальную пользу.
  7. Менторинг позволяет развивать компетенции ментора, находить решения задачи менти, а также укреплять команды за счет роста экспертизы ее участников.

Менторинг – это увлекательный и взаимообогащающий процесс, в котором выигрывают обе стороны. Развивайте свои навыки, будьте открыты новому и не бойтесь делиться своим опытом. Возможно, именно вы станете тем наставником, который поможет другому человеку добиться успеха.

22
реклама
разместить
Начать дискуссию
Как ментор может помочь в карьере бизнес-аналитику?

Всем привет! Меня зовут Олеся Ежова, я бизнес-аналитик в ИТ с 8-летним опытом работы в различных продуктовых и аутсорс компаниях. Вот уже несколько лет я выполняю функцию ментора — помогаю аналитикам разных уровней, от начинающих джунов до ищущих новых карьерных возможностей сеньоров, прокачивать свои навыки, увереннее держаться на технических собе…

22
22
реклама
разместить
Как влиять на руководителя: инструкция для тех, кто хочет расти в карьере — часть 2

Во второй части перейдем к конкретным приемам, которые могут вырвать вашу карьеру на новый уровень.

Как влиять на руководителя: инструкция для тех, кто хочет расти в карьере — часть 2
33
22
11
11
Какой была бы жизнь без...? 7 привычных вещей, которые сильно улучшают жизнь

Представьте мир без некоторых изобретений, ставших неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Как бы изменилась реальность без подгузников, пластиковых контейнеров, смартфонов и других обыденных вещей? В этой статье мы — банк для ИП Хайс — отдаём дань уважения изобретателям и рассказываем, кто помог нам сделать повседневную рутину в разы проще.

Какой была бы жизнь без...? 7 привычных вещей, которые сильно улучшают жизнь
22
Мини-гайд по операционной эффективности для собственника

В каждой компании свои процессы. Даже, если компания состоит из одного сотрудника. В таком случае, кстати, все, что касается не выстроенных процессов, ощущается именно на «своей шкуре».

Эффективность операционная)
1212
11
11
Делегируй это. 4 навыка в команде, которая делает и не бурчит

Когда руководитель передает задачи своим подчинённым, то многое идет не так — задачи делаются некачественно, не в срок, результат не похож на то, как он был задуман в шефьей голове. Иногда вы просто получаете какого-то Франкенштейна на выходе, весьма далекого от образа милого младенца, нарисованного при передаче задачи.

11
Как делегировать проекты, если ваши проджекты идиоты?

Вы продолжаете вывозить проекты на личном ресурсе, потому что ваши менеджеры постоянно лажают. И правда, как тут им доверять? А что, если можно делать успешные проекты без вашего участия и без доверия сотрудникам? Мы нашли такой способ.

Как делегировать проекты, если ваши проджекты идиоты?
2121
44
11
Как сделать аутсорсинг эффективным: секреты мотивации для удаленных работников

Когда дело доходит до аутсорсинга, многие компании сталкиваются с одной и той же проблемой: как же заставить удаленных сотрудников работать так же ответственно и увлечённо, как своих? Вроде бы всё просто – дали задачу, исполнили и заплатили. Однако на практике часто получается иначе. Работники на удаленке зачастую не чувствуют той ответственности,…

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых

Расскажу про подход, который позволил мне построить успешную карьеру, никогда не засиживаясь в офисе допоздна.

Антитайм-менеджмент: почему трудоголики зарабатывают меньше ленивых
2323
22
11
11
[]