{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

«Или будет по-моему, или я тебя зарЭжу». Как мы увольняли ОЧЕНЬ проблемного сотрудника

Любой бизнес – это живой организм с типовой задачей: выживать, развиваться, быть успешным в борьбе за ресурсы и эволюционировать быстрее прочих. Какую роль занимает в этом организме отдел по работе с персоналом?

Мы в Амивео считаем, что это шея. И с ней у современного отечественного бизнеса часто ба-альшие проблемы: вот она повернулась не туда – и владелец слил деньги на бесполезные «курсы развития» для сотрудников. Вот её заклинило – и коллектив, побулькивая, погружается в болото реакционности. А бывает так, что одно неловкое движение HR-«шеи» обеспечивает головную боль всему организму на многие месяцы вперёд.

Меня по-прежнему зовут Кирилл Тихонов, и я по-прежнему управляющий партнёр бизнес-спецназа Амивео. А если вы пропустили мою предыдущую статью на vc.ru – весьма рекомендую, там я рассказывал, как мы уволили паразитов и сэкономили заказчику 14,5 млн рублей в год.

Напомню, что Амивео – это служба оптимизации операционных и бизнес-процессов.

Мы – не антикризисные управленцы, не коучи и не бизнес-консультанты. Мы погружаемся в процессы компании, находим проблемы и решаем их. Мы — не теоретики. Мы — практики. Эдакий бизнес-спецназ, который при необходимости может внедриться на предприятие под легендой рядового сотрудника или руководителя среднего звена.

Изнутри гораздо проще определить все имеющиеся в компании факапы и максимально эффективно их устранить.

Так вот, вторая моя история тут будет о том, как нам удалось уволить полезного, но бесконечно проблемного сотрудника нашей компании-клиента.

Во избежание узнаваний, я не буду вдаваться в детальные детали – это история не о конкретном человеке. Я лишь покажу на его примере, как косячат HR-отделы и как мы в Амивео находим способы устранить эти косяки.

Очень хороший работник, уберите его подальше. Итак, представьте себе человека, обычного клерка, который крайне предан компании и очень увлечён работой. Он отчаянно сверхурочит. Он умеет решать сложнейшие задачи. Он способен выгрызать зубами результаты, о которых его коллеги и мечтать не пытались. Казалось бы, что не так?

А вот что: при всех своих достоинствах персонаж эмоционально нестабилен настолько, что буквально во-от столечко не хватает, чтобы написать на него заявление в полицию или натурально сдать в дурку.

Он в перманентных и жесточайших контрах со всем коллективом, начиная с коллег и заканчивая администрацией. Он подозревает и обвиняет их в предательстве интересов компании, в подсиживании себя, любимого, в просиживании штанов на заднице – словом, враги повсюду. Причём он не просто скандалит – он угрожает физической расправой. И у него есть прекрасный бэкграунд участия в боевых действиях во время срочной службы в армии.

Даже по описанию легко представить, как этот человек в одно солнечное утро приходит в офис с молотком для мяса и делает всем в офисе нехорошо. И уволить этого персонажа никто не решается, конечно же. Потому что подавший голос станет первым кандидатом в главные враги и будет потом всю жизнь ходить, оглядываясь.

Хороших (и адекватных) соискателей на место страшного сотрудника — пруд пруди. Но для этого надо это место как-то освободить. И желательно сделать это без жертв.

А ведь с самого начала было очевидно, что у человека проблемы. Такой сотрудник мог оказаться в компании, только если HR-отдел тестирует кандидатов тестами из Фейсбука «Какая ты фея Винкс» или боится расстраивать соискателей отказом. Или просто страдает недостатком мозгов в черепушке. Но, честно говоря, таких HR-отделов немало.

Велик ли у них шанс распознать и «завернуть» кандидата с менее выраженными проблемами? «Просто» склочника, самодура, нарцисса, прокрастинатора или другого вредителя, который совсем не нужен ни собственнику, ни другим сотрудникам, который будет только мешать и множить болезни бизнеса?

О нет, множество кое-как обученных эйчаров ни за что на свете не распознают такого кандидата и не помешают ему тугой струёй влиться в коллектив.

Что можно сделать с проблемным сотрудником? Первый вопрос, который нужно поднять: может ли человек в принципе перестроиться и стать адекватным коллективу, компании, задачам. И настолько ли он ценен как специалист, чтобы вкладывать ресурсы в его перестройку? Если ответ на оба вопроса «да» – с сотрудником нужно профессионально работать в этом направлении.

Если перестроить его невозможно (в нашем случае было так) или если затраты себя не оправдывают – сотрудника можно и нужно уволить. Насколько грамотно, виртуозно, или скандально – зависит от юриста, который работает над задачей. В принципе, трудовое законодательство РФ достаточно дырчатое, чтобы хороший юрист нашёл способ вывернуть ситуацию в пользу работодателя. Но всегда лучше решать дело миром, тем более в случае со сложным сотрудником, от которого можно поиметь проблемы, по сравнению с которыми судебные иски покажутся детской сказочкой.

Есть еще один способ – тот, который использовали мы в Амивео. Для решения этой задачи мы использовали подход «боец под прикрытием», о котором я говорил выше: наш боец поступил на работу в компанию клиента под видом сотрудника, чтобы разобраться в ситуации на месте.

«Ты просто сам хочешь отсюда уйти». В течение длительного времени оставаясь в контакте с проблемным человеком, хороший психолог может использовать разрушительную энергию во благо. Например, показать, как много перспектив открывается перед человеком с хорошими задатками. Как много в мире более интересных, сложных, более достойных его вызовов и задач. И как здесь, вот именно здесь, ему никогда не дадут реализовать свой потенциал. Недостойна эта компания его талантов, нет у неё нужного размаха, что поделать…

Сроки. Работа заняла 9 месяцев. За это время боец Амивео сумел втереться в доверие к сложному сотруднику и утвердить его в мысли, что он уже давно «вырос» из своей должности. И во всей компании не найдется места, соизмеримого с масштабами его личности и профессионализма. Выход из этой ситуации только один — написать заявление об увольнении и устремить всю свою энергию на поиски новой работы, подходящей его широчайшей компетенции. В итоге он уволился, получил от компании грамоту как свидетельство признания его заслуг – причём вполне реальных, он в самом деле отдавался работе со всей страстью. И ушёл в туманные дали на поиски более достойных его проектов.

Результат. Теперь коллектив снова дышит и работает спокойно, сотрудники ходят по офису, не втягивая головы в плечи, а эйчары…

Эйчары – такие профессионалы, что о них как о мёртвых: или хорошо, или ничего, кроме правды. Через три года они снова едва не взяли этого персонажа на работу. К счастью, руководство позвонило нам, в Амивео. И мы, слегка подёргивая глазом, дали им единственно верный совет.

Больше таких историй есть на нашем сайте.

Кстати, у вас ведь тоже есть истории о проблемных сотрудниках, которых уволить почти невозможно, а держать в коллективе – всё равно что отпиливать себе ногу? И наверняка вы не раз сталкивались с непрофессионализмом HR-менеджеров. Буду признателен, если поделитесь таким опытом в комментариях.

0
280 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Махотин

Я считаю, что ситуация достаточно надуманная. Хороший руководитель на то и хороший, что может всë объяснить и проговорить. Другое дело, что таких руководителей, особенно в возрасте, маловато. И, в основном, они считают, что разговаривать с подчинëнными - это слабость и вообще ниже их достоинства, отсюда такие беспредельщики и вырастают.
Так что не с теми работаете - вот кого менять и прокачивать нужно в первую очередь)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Тихонов
Автор

Управлять людьми вообще очень сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Смирнов

Нет ничего сложного в этом, если ты изначально задаёшься данной целью. А наши "управленцы", особенно те, кому сейчас в районе 40+ лет, в дремучие 90-е прочли одну книжку по корпоративному менеджменту какого-нибудь Короткова (и это в лучшем случае) и открыли своё дело, и когда масса сотрудников превысила 5 человек неожиданно открыли для себя, что управлению людьми оказывается необходимо учиться, а не только бабки кассировать. 

Вообще, крайне надеюсь, что через десяточек лет сие поколение канет в лету, и рыночек немного поменяется. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Вы удивитесь, но куча классных консалтеров, которые много чего знают и могут, они свой бизнес не делают. А бизнес делают совсем разные люди. И, конечно, не все с MBA. Почти никто. Просто на определенном этапе они или наймут профи, или конторка будет сохранять масштаб, пропорциональный располагаемой компетенции топов

Ответить
Развернуть ветку
Prolis Labkk

Поменяется конечно. Придут те, кто и книжки не прочитал.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Смирнов

Они и так уже здесь! Это как раз те самые хлопчики, о которых я написал выше. Всё того же Короткова они открывали в лучшем случае, но далеко необязательно. 

Ответить
Развернуть ветку
277 комментариев
Раскрывать всегда