Как оцифровать продажи на маркетплейсе без покупки доступа к сервисам аналитики?
Аналитика — ключ к успеху в любом бизнесе. В этой статье я расскажу какие показатели нужно отслеживать, о чем они могут сигнализировать и откуда их взять?
Начало своей карьеры я провел в крупнейших ритейлерах Ozon и DNS, занимался анализом, закупкой и автоматизацией. За годы работы я познакомился с тем, как строятся процессы анализа и закупа в крупнейших компаниях страны.
Как театр начинается с вешалки, так и торговля начинается с анализа. Поэтому в своей работе мы создаем и используем всевозможные таблицы для анализа бизнеса. Расскажу о трех наиболее важных отчетах, которые мы используем при работе с клиентами.
Декомпозиция воронки продаж
Помогает анализировать стадии пути клиента, чтобы понять, где теряются потенциальные покупатели и какие улучшения можно внести для повышения конверсий на каждом этапе. Декомпозиция поможет точнее определить «узкие места» и выделить ключевые метрики для оптимизации.
1. Показы
- Количество показов товара пользователям.
- На какие вопросы помогает ответить: Насколько релевантны заголовки, описания и фото товара? Какова видимость товаров по ключевым запросам?
Цель: Увеличение количества показов через улучшение SEO, рекламы, использования релевантных ключевых слов и категорий.
2. Клики (CTR — Click-Through Rate)
- Отношение числа кликов к числу показов
- На какие вопросы помогает ответить: Насколько привлекательны изображения и заголовки товаров? Используются ли ключевые слова, которые привлекают внимание целевой аудитории? Какие товары получают низкий CTR? Почему?
Цель: Увеличить CTR через тестирование изображений, офферов, цен, акций.
3. Добавления в корзину (Конверсия в корзину)
- Отношение числа добавлений в корзину к числу кликов.
- На какие вопросы помогает ответить: Как оценивают покупатели ценность товара после перехода на карточку? Достаточно ли подробное и убедительное описание товара? Насколько конкурентоспособна цена товара? Присутствуют ли отзывы, которые повышают доверие?
Цель: Повышение конверсии в корзину через улучшение качества контента карточек товара, внедрение отзывов, социальные доказательства (например, количество покупок), оптимизацию цены.
4. Оформление заказа (Конверсия в заказ)
- Отношение числа оформленных заказов к числу добавлений в корзину.
- На какие вопросы помогает ответить: Насколько удобен процесс оформления заказа? Есть ли скрытые или неожиданные комиссии на этапе оформления заказа? Насколько понятны условия доставки и оплаты?
Цель: Повысить доступность товаров для покупателя.
5. Покупка
- Отношение числа покупок к числу оформленных заказов.
- На какие вопросы помогает ответить: Возникают ли проблемы с доставкой? Есть ли случаи отмены заказов после их оформления? Какой средний срок ожидания заказа? Возникают ли проблемы с упаковкой?
РНП - (Рука На Пульсе)
Аналитический отчет, предназначенный для регулярного мониторинга ключевых показателей бизнеса. Такой отчет позволяет оперативно отслеживать динамику важных метрик и быстро реагировать на изменения, что особенно актуально для e-commerce, розничной торговли и других быстро меняющихся отраслей.
В своем отчете мы мониторим несколько категорий показателей
Ключевые финансовые показатели:
- Выручка: общая сумма продаж за отчетный период (день, неделя, месяц);
- Средний чек: средняя стоимость одного заказа;
- Количество продаж: общее количество совершенных заказов
Маркетинговые показатели
- Стоимость привлечения клиента (CAC): сколько стоит привлечение одного нового клиента через маркетинг;
- Долю рекламных расходов
Отчет РНП достаточно гибкий, вы можете настроить его в любом виде, который вам необходим.
P&L (отчет о прибылях и убытках)
Стандартный отчет, который помогает в динамике отследить изменения по площадке. Затраты на комиссии, логистику, рекламу, хранение и многие другие показатели.
У своих клиентов мы отслеживаем: выручку, операционные расходы, валовую прибыль, а также сравниваем значения месяц к месяцу, чтобы оптимизировать затраты бизнеса.
Конечно, это не все отчеты, которыми мы пользуемся в своей работе. Ставьте лайк, если понравилось и делитесь какие отчеты используете в своем бизнесе?