Как понять, что вам подходит краудфандинг

Как понять, что вам подходит краудфандинг

Иногда мы все напоминаем Остапа Бендера, чьи мечты были обширны, а проекты грандиозны. Однако даже великому комбинатору требовалось немало средств – любой проект требует вложений, и логично возникает вопрос: где их взять? Можно пуститься на поиски бриллиантов или подпольных миллионеров, занять у друзей или взять кредит, можно попробовать привлечь инвесторов или выиграть грант, а еще можно воспользоваться краудфандингом.

Краудфандинг действительно позволяет решить множество задач: собрать деньги на воплощение идеи, проверить свой проект на востребованность и прорекламировать его. Однако это не универсальный способ, который подходит в любых начинаниях.

Сегодня мы с вами разберемся, в каких случаях стоит обращаться к краудфандингу, а в каких – поискать альтернативные источники финансирования.

Можно VS. Нельзя

На Planeta.ru можно запускать творческие, социальные, технологические, предпринимательские, культурные и благотворительные проекты, а также проекты, связанные с выпуском компьютерных и настольных игр. Но есть строгий запрет на личные, политические, религиозные проекты и инициативы, запускаемые для противозаконных целей. Отметим, что культурные проекты, связанные, например, с реставрацией храмов запускать можно.

Как понять, что вам подходит краудфандинг

В каких случаях краудфандинг действительно поможет

Вы – начинающий автор или предприниматель:

  • нужно дополнительное финансирование на реализацию задумки

  • есть идея проекта, который сможет решить какую-то проблему или удовлетворить какой-то общественный запрос

  • у вашей задумки есть история, которая может привлечь к ней внимание

  • понимаете, кому проект может быть интересен, какой аудитории его можно предложить; хотите проверить свои гипотезы о целевой аудитории проекта

  • есть четкий план действий, в том числе подготовленная смета проекта и сроки его реализации

  • есть необычные и интересные варианты вознаграждений для участников проекта

Если у вас или вашей компании есть раскрученный бренд:

  • хотите протестировать новый продукт или решить проблемы с существующим
  • нужно дополнительное финансирование
  • есть идея продукта и вы понимаете, кому он может быть интересен
  • хотите проверить гипотезы о целевой аудитории нового продукта
  • есть четкий план действий, в том числе смета проекта и сроки его реализации

Когда от краудфандинга стоит отказаться:

  • нет истории или идеи, которой можно заинтересовать людей
  • нет представления о целевой аудитории проекта
  • не понимаете, сколько будет стоить реализация проекта
  • проект сильно растянут во времени и будет запущен спустя длительное время после завершения крауд-кампании
  • нет вариантов вознаграждения для участников проекта
  • нет плана реализации проекта после закрытия сбора
Как понять, что вам подходит краудфандинг

Краудфандинг VS. Альтернативные способы финансирования проекта

Краудфандинг не является универсальным средством привлечения средств. Но в то же самое время он может стать хорошим дополнением к другим способам финансирования проекта: инвестициям, грантам, кредитам и частным пожертвованиям. Мы решили сравнить эти способы между собой и выявили ряд отличий.

Как понять, что вам подходит краудфандинг

Краудфандинг ≠ благотворительность. Краудфандинг – это соучастие, коллективное финансирование конкретного проекта или инициативы. И авторам крауд-проектов необходимо подготовить несколько вариантов вознаграждений для своих участников, что нетипично для благотворительности.

Банк вряд ли даст вам кредит на запись музыкального альбома или выпуск настольной игры. Кроме того, кредит подразумевает необходимость возвращать деньги с процентами и оформление множества документов. Краудфандинг позволяет собирать деньги на самые разные инициативы, а количество бумаг минимальное. В то же самое время, если банк будет готов поддержать вашу идею, можно обратиться и к краудфандингу как дополнительному источнику финансирования.

Грант – это нередко компромисс между правилами грантодателя и автором проекта. Да, полученные средства возвращать не нужно. Однако, чтобы получить грант, придется заполнить множество форм и заявок, а поступление средств может растянуться во времени. В случае с краудфандингом сам автор проекта устанавливает сроки сбора и конечный результат проекта. Тем не менее если перед получением гранта вы хотите проверить востребованность вашей задумки, можно обратиться к краудфандингу. Также можно диверсифицировать источники финансирования – на одну из частей проекта податься на грант, а другую часть «закрывать» через народное финансирование.

Если ваша идея не будет приносить прибыли, она вряд ли приглянется инвесторам. Кроме того, они могут влиять на реализацию вашей задумки, а также претендовать на процент с продаж вашего будущего продукта. Участники крауд-проектов не заинтересованы в прибыли – они готовы поддерживать инициативы, которые им интересны или близки. Тем не менее краудфандинг может стать тестовым этапом для вашего проекта. Так, вы сможете обосновать перед инвесторами востребованность вашего продукта у аудитории.

Итог: краудфандинг – это эффективный способ привлечения средств на реализацию проекта. Он может быть единственным или дополнительным источником финансирования. В то же самое время краудфандинг не универсален и имеет свои особенности. Например, предполагает меньшее количество документов, а собранные средства не нужно возвращать. Кроме того, вносить изменения в задумку проекта может только его автор, он же определяет сроки крауд-кампании и необходимую сумму сбора.

Однако создателю проекта придется решать множество задач: рассказывать участникам, как идет процесс; готовить и отправлять вознаграждения; рассказывать о своей идее в социальных сетях и СМИ, чтобы как можно больше людей присоединились к нему; поддерживать интерес к своей инициативе.

Прежде чем запускать на Planeta.ru собственный крауд-проект, мы советуем посмотреть примеры успешных инициатив, которые собрали на платформе нужную сумму. Также имеет смысл посмотреть проекты на похожую тематику и вывести для себя причины их успеха или неудачи.

Детально о том, что делать до запуска проекта, как его спланировать и на что обратить внимание, мы обязательно расскажем в следующих постах.

11
1 комментарий

Статья интересная, но (на мой взгляд) стоило бы ее начать с описания термина о том, что такое краудфандинг.

Ответить