Личный опыт
Skyeng
2250

Как начать подгорать, но не выгореть

Возможно, это покажется вам странным — но последние лет пять я не хочу (и не могу) работать в «нормальном» темпе. Чтобы кайфовать от дела, мне нужен вызов. А чтобы не выгорать при таком режиме, я стал выстраивать защиту: давайте расскажу, что получилось и как это помогло мне в карантин.

В закладки

4 с лишним года назад я писал код в стартапе, который хотел наносить пользу клиентам частных медицинских клиник. «Режим стартапа» предполагал стабильное ощущение дедлайна, жесткую фокусировку и частую смену планов на лету. И я выгорел. На любимой тогда работе.

Чтобы выгорание началось, нужно повторить простой цикл несколько раз

Вот ты фигачишь, сражаешься с багами, сроками, видишь результат, чувствуешь отдачу. Хочешь сделать что-то сверх того, что есть. И тут приходит кто-то и говорит:

— Мы делаем ВОТ ЭТО за неделю!

—Это невозможно.

— В следующий понедельник нужно в проде.

— Ок, давай посмотрим, что можно сделать.

Обычно, под «вот этим» понимается либо совсем какой-то новый проект, либо какая-то новая фича, которая не всегда входит в общую концепцию проекта, — но должна стать ключевой. И ты берешь тасочку на выходной или засиживаешься вечером.

Такое случалось и в том медицинском стартапе. В какой-то момент мы решили взять курс на b2b, заказчиками стали частные клиники. У нас должны были добавиться новые для продукта личные кабинеты, чаты, записи на приём. При этом ни клиники, ни мы сами не всегда знали, в каком виде все оно должно быть. Но «все должно сразу выглядеть и работать, как нужно».

Нам было важно выпускать законченные фичи как можно чаще. С учетом, что каждая клиника хотела что-то, чего еще не было у других, многое делалось в спешке. Параллельно менялось законодательство в этой отрасли...

В результате мы не могли позволить себе планировать слишком далеко. Конечно, каждый день мы обсуждали, что так делать нельзя, что нужны спринты с планом работ и предсказуемость, но... в итоге приняли важность быстрых изменений, научились делать еще больше и кайфовать от этого. А через год-полтора еще и привыкли к такому ритму.

Идея «ты работаешь не потому что работа, а потому что хочешь» стала кредо. Проблемы начались позже.

Когда приходит осознание, что это в кайф — ты начинаешь работать почти всегда, когда на это есть время и настроение. Это забирает твои силы. В один момент можешь поймать себя на мысли, что не знаешь, как взять и отключить эту часть своей жизни.

Если возьмёшь недельку-другую отпуска, ты же не сможешь сделать ничего полезного. Да и вообще, как тут отдыхать, пока все работают на благое дело? В какой-то момент начинаешь думать, что можешь и без отдыха. Но это обман :)

В итоге, проработав в таком ритме несколько лет, я уволился. К последним месяцам всё было отвратительно: в том числе я думал, что больше не хочу писать код. В попытках убежать от себя пробовал побыть проджектом и тимлидом, пробовал «уехать в Азию лежать на пляже» (но не смог сосредоточиться на отдыхе, вернулся через две недели, ни черта не отдохнув).

Через несколько месяцев я снова мог писать код. Оказался в хорошем месте. Но это был не стартап. Задачи, которые можно было сделать за день, делались неделю. А совещания и знакомства с другими отделами шли вразрез с уже сформировавшейся привычкой работать постоянно.

Я стал заморачиваться, что не приношу результат. И снова стал искать себя.

История о том, как фигачить, но не выгорать дотла

Начну издалека — прошлым летом в Skyeng перезапускали Skyes: такой b2g-сервис для школ и вузов. Если кратко, они покупали доступ к системе, а их педагоги получали личный кабинет, в котором могли отправлять ученикам домашки, основанные на материале нужных учебников.

Начало мне понравилось: за месяц нужно было запустить проект. Мы успели, но затем всё шло довольно вяло — специфика рынка. Шел март 2020-го, я решил сходить в отпуск и после завершения учебного года начать искать новый проект, так как начал скучать.

И тут всему настал карантин. Мой отпуск объявили нерабочей неделей. Школы перевели на «удаленку». На сайт нашего проекта пришла пара сотен тысяч школьников. Помню, как проснулся от звонка из инфры — Skyes не держит нагрузку.

В этот же момент в руководстве придумали Skysmart — если кратко, пришла мысль их «склеить» несколько проектов компании, направленных на школы. И адаптировать их под карантин. По сути, нужно было сделать обвязку вокруг основной платформы Vimbox, добавив школьные материалы, простой и бесплатный доступ учителям и школьникам (подробнее о продукте и его результатах можно почитать тут).

Было принято решение о срочной миграции нашего проекта в другой — и так я снова вписался в горячку стартапа.

Давайте расскажу, как и для чего мы работали:

Мы сделали простой генератор домашних заданий, который экономил учителям часы на придумывание и проверку домашних работ, а детям и родителям — время и нервы.
  • Целей было не так много, но все казались заоблачными. Основной задачей нового проекта было собрать максимум аудитории за два оставшихся в учебном году месяца — речь шла о миллионах школьников и десяти миллионах выполненных домашних заданий. При этом по ходу проекта некоторые цели менялись в большую сторону.

  • Первые недели работали по 12 часов в день. Потом постепенно уменьшали до восьми. В первые недели что-то делали и по субботам. Затем вернулись к пятидневке и ввели «субботник»: просто какой-то день на рабочей неделе, когда мы удаляли код, рефакторили и так далее.
  • Каждый день — это спринт с планированием и демо. Каждое утро мы обсуждали новые фичи, а каждый вечер разработка показывала их. Часто уже на проде. У нас был запрет на деплой до 15 часов, поэтому иногда засиживались: кажется, когда мы только запускали лидерборды, сидели до полуночи, чтобы завтра всё работало.

Два месяца спустя мы последний раз крикнули друг другу на демо: «Молодцы!», — и ушли отдыхать на неделю всей командой. В пятницу все были чертовски рады — корпоратив в Zoom, воспоминания, как это было. А после наступило самое интересное.

Мне трудно с чем-то сравнить выгорание, но, наверное, так бывает у спортсменов: когда долго идешь к цели, после наступает опустошение.

Первые дни очень трудно заставить себя как отдыхать, так и делать что-либо — вплоть до того, что нет сил встретить курьера из доставки еды.

Но у меня получилось побороть это состояние за два дня. Затем ходил гулять, «вкушал» выходные и вообще не винил себя за то, что не работаю. При этом я получил свой кайф от объема работы, которую сделал, а усталость и «сдвиг по фазе» были минимальны. Но я проходил через такое ранее. Знал, как я отреагирую, и что такая реакция — это нормально. У большинства ребят не было подобного опыта.

Однако спустя несколько дней из переписки с ними стало ясно: ребята начинают давать себе разрешение на «потупить», просекают фишку вознаграждений и идут искать себе и близким осязаемые подарки за 2 месяца марафона. Либо как-то еще начинают справляться и приходят в норму.

Мне кажется, мы нащупали прототипы хороших процессов

Конечно, условия нашего «эксперимента» получились уникальными — с карантином не могли отвлечься на кафешки и рестораны, походы в гости, поездки куда-то на выходных. Поэтому вкалывать было разумным способом не сойти с ума в четырех стенах.

Но сравнивая опыт медицинского стартапа, где я отходил полгода, и образовательного стартапа, где я отходил неделю, понял одну вещь: не выгорать совсем не получится — но вот степень «горения» можно регулировать.

Цели могут быть амбициозными и меняться в большую сторону, но разбейте их достижение на этапы — и просчитайте заранее. В нашем случае, каждая из целей каким-то образом была просчитана аналитиками с точностью практически до даты. А затем разложена по градации: не просто «получить 10М выполненных заданий на платформе через 6 недель», а «сделать 100К через неделю», «сделать 1М через две».

Эти ориентиры помогали чаще включать голову и делать только, то что нужно. В плюс пересматривались только метрики, которые были достигнуты на полпути.

Наш дизайнер завел открытый Slack-канал, куда каждый день писал свое настроение в %. 

«Спринт за день» стал хорошим решением в условиях сжатых сроков: бизнесу важно было много экспериментировать и быстро менять продукт под влиянием аудитории, пока на продукт был спрос (а он резко упал с началом каникул). У задач был короткий time to market. Поэтому, чтобы затащить задачу к демо, она должна была быть небольшой и понятной всем.

Это привело к следующим законам в рамках дня: минимум бюрократии в обсуждениях, но каждая задача должна быть четко оценена.

Каждый день мы пытались найти оптимальное решение на обсуждении с дизайном и маркетингом. Это давало высокий уровень доверия между отделами и внутри, а также максимальное погружение каждого участника в процесс.

Фидбек от пользователей: еще одна вещь, которая мотививировала нас день за днем)

Если мы со стороны разработки не могли разложить задачу на понятные и измеримые шаги, становилось очевидно — что-то вызовет вопросы. Обычно в разряд непонятных попадали задачи, выходившие за 4-5 часов. Их договорились декомпозировать.

Часто оказывалось, что «одна задача на восемь часов» при детализации превращалась в «три задачи часов на шесть каждая». Мы получали куда более управляемый набор задач. Чаще видели прогресс. И при необходимости параллелили работу.

Даже демо на проде давало мотивацию делать фичи, скрываемые за конфигом. А еще очень быстро фиксить то, что ломалось)

Но главное, что я понял: челленджи деструктивны на долгой дистанции

Вызовы нужны для себя. Вызовы объединяют команду. Но чтобы принять вызов и не сгореть, вам потребуются необходимые условия в виде культуры и команды, которая её разделяет. Именно их стоит культивировать на постоянной основе. Потому что «режим стартапа» либо принимается людьми, либо нет.

Вашей общей задачей будет выйти из этого режима быстро. Определите границы марафона. В случае с моим первым опытом, режим челленджа стал частью повседневной жизни: усталость накапливалась постепенно, но в какой-то момент «придавила” на полгода.

В случае проекта на карантине, общее ограничение в 2 месяца создало в голове картину мира, с которой не нужно было бороться, — как это происходит в режиме постоянного «нужно вчера». В голове сидела другая мысль: «Я знаю, что это закончится через 2 месяца. Я знаю, зачем это делаю. Это мой выбор».

В итоге, не выгореть совсем не получится. Но можно подгореть и быстро отойти. Для этого, вписываясь в игру, нужно понимать — для чего она. И чем дольше играешь, тем больше нужно подтверждений что эта игра — не просто так.

p.s. Пост основан на докладе Кирилла Захарова, одного из разработчиков интерактивной рабочей тетради Skysmart.

Крупнейшая российская EdTech-компания. Делаем развитие таким привлекательным, чтобы им хотелось заниматься вместо развлечений.
{ "author_name": "Skyeng", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 3, "likes": 18, "favorites": 97, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 158378, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Wed, 16 Sep 2020 14:02:04 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
3 комментария
Популярные
По порядку
3

Спасибо за текст, для меня оказался очень полезным! У нас предыдущие несколько лет тоже проходили в режиме стартапа, и только к текущему году мы более-менее выросли и «устаканились». И сейчас я как раз нахожусь в стадии недоумения, что ж такое: вроде уже и не фигачу 24/7, а на работу как-то «не стоит»XD Так что спасибо ещё раз, помогло, пойду рефлексировать 👌

Ответить
1

Дарья, да, тут есть огромное поле для рефлексии.
Я ни разу не психолог, но своё похожее прошлое недоумение я решил тем что осознал свою какую-то ответственность во всём этом и именно поэтому в этот раз, вписываясь в такую тему, у меня уже не возникало вопросов "а зачем же я так фигачу" - стартовые и условия были ясны.

Поэтому, думаю, что если такой вопрос возникает часто - ответы на него теряются, а привычка фигачить остаётся, с выгоранием в конце)

Ответить
0

найс статья

Ответить

Комментарии

null