Сигналы внеземной жизни. Кто с нами общается из космоса? Владимир Сурдин

Привет! С вами подкаст Глеба Соломина — подкаст про саморазвитие, бизнес и образование. Сегодня у нас в гостях Владимир Сурдин — известный астрофизик и популяризатор науки. В этом выпуске мы поговорим о том, кто может посылать нам сигналы из глубин космоса, что скрывается за загадочным объекта Омуамуа и почему радиоволны больше не являются главным каналом для межзвездного общения.

Сигналы внеземной жизни. Кто с нами общается из космоса? Владимир Сурдин

Неопознанный космический объект

В 2017 году астрономы впервые зафиксировали объект, который прибыл в Солнечную систему из межзвездного пространства — это был Омуамуа. Его поведение поставило ученых в тупик: он неожиданно начал ускоряться, когда покидал нашу систему. Обычно подобное происходит у объектов, испаряющихся под воздействием солнечного света, но Омуамуа не показал никаких признаков выбросов газа, характерных для комет. Владимир Сурдин комментирует:

«Этот объект вел себя так, будто включил двигатель, но мы не увидели никаких явных причин для этого. Это может быть признаком технологий, которые нам просто неизвестны.»

Одной из гипотез является версия о том, что Омуамуа — это искусственный объект, возможно, космический зонд, запущенный другой цивилизацией. Сурдин считает, что нельзя исключать такую вероятность, хотя и нужно быть осторожными с выводами. «Когда сталкиваешься с чем-то необъяснимым, всегда есть соблазн приписать это внеземным цивилизациям. Но наука требует более осторожного подхода: прежде чем говорить о внеземных технологиях, мы должны исключить все другие природные объяснения.»

Тем не менее, загадка Омуамуа продолжает волновать умы некоторых ученых.

Как финансируются поиски внеземных цивилизаций

Поиски внеземных цивилизаций — это не просто хобби для учёных, а вполне реальная научная программа, на которую тратятся огромные ресурсы. Владимир Сурдин рассказывает, что еще в XX веке США и СССР активно вкладывали деньги в исследования сигналов из космоса. Но к 80-м годам стало ясно, что ожидаемых результатов эти программы не принесли. Сурдин отмечает: «Когда государственные деньги иссякли, поиски продолжились на частные пожертвования. В США, например, такие программы финансируются за счет миллиардеров, таких как Юрий Мильнер.»

Китай, в свою очередь, арендует крупнейший в мире радиотелескоп и тоже вкладывает значительные средства в этот поиск. Однако, несмотря на всю масштабность программ, результаты пока остаются весьма скромными. «Нам важно не только искать, но и понимать, как и где искать. Переход от радиосигналов к новым методам может дать нам больше шансов на успех,» — подчеркивает Сурдин.

Новый этап в поисках

Когда мы говорим о поиске внеземных сигналов, обычно сразу вспоминаем радиоволны. Однако на сегодняшний день радиосвязь уходит на второй план, уступая место более перспективным методам, таким как оптическая связь с использованием лазеров. Сурдин объясняет: «Радиоволны слишком медленные и ненадежные для межзвездной связи. Лазеры, напротив, способны передавать сигналы на гораздо большие расстояния и с меньшими потерями.»

Современные технологии позволяют использовать лазерные лучи для передачи информации на огромные расстояния. В России уже применяются фотоэлектронные умножители для приема таких сигналов.

«Это как прорыв в коммуникациях: если раньше мы использовали телефонные линии, то теперь перешли на высокоскоростной интернет. Так и с лазерами — они дают надежду на более качественное и быстрое взаимодействие с возможными внеземными цивилизациями,» — отмечает Сурдин.

Нейтрино и гравитационные волны

Нейтрино — это практически неуловимые частицы, способные проходить через любые преграды, не останавливаясь ни перед чем. Их уникальный потенциал позволяет рассматривать их как один из возможных методов связи между цивилизациями. «Нейтрино практически невозможно остановить, что делает их идеальными для передачи сигналов через космические пространства, где другие методы связи просто теряются,» — рассказывает Сурдин. Но проблема в том, что модулировать и принимать такие сигналы пока крайне сложно, хотя исследования в этой области активно ведутся.

Еще один метод — гравитационные волны. «Гравитационные волны могут преодолевать любые преграды, и их уже научились фиксировать. Но проблема в том, что пока мы не нашли способа их модулировать и использовать для передачи информации,» — поясняет Сурдин. Тем не менее, если удастся преодолеть эти технологические барьеры, можно выйти на новый уровень межзвездной коммуникации.

Сферы Дайсона и звезда Табби

Теория сфер Дайсона, предложенная физиком Фрименом Дайсоном, описывает гипотетическую конструкцию, которую высокоразвитая цивилизация может построить вокруг звезды, чтобы захватить ее энергию. Астрономы уже давно ищут признаки таких структур, и одно из наиболее перспективных направлений — исследование звезды Табби. Сурдин комментирует: «Звезда Табби ведет себя странно: её яркость периодически падает, что может быть признаком того, что вокруг неё находится сфера Дайсона.»

Эта теория вызывает споры в научном сообществе, но нельзя отрицать, что она дает новый взгляд на возможные технологии внеземных цивилизаций. «Сферы Дайсона — это как раз то, что мы можем искать в космосе. Если мы обнаружим такие структуры, это будет явным доказательством существования высокоразвитых цивилизаций,» — считает Сурдин.

Подведение итогов

Поиски внеземных цивилизаций — это не только стремление найти других, но и попытка понять наше место во Вселенной. С развитием технологий мы расширяем наши горизонты возможностей.. Главное — оставаться открытыми к новым идеям и сохранять научный подход.

Следите за нами в социальных сетях:

1 комментарий

Остановите Землю, я сойду...